Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
статья

Ушакова Ксения Сергеевна

Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и задачи, выделены виды адаптации, трудности, с которыми может столкнуться начинающий педагог. Также автором представлены современные формы сопровождения молодого специалиста. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, специалистам и педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ушакова К. С.,

Музыкальный руководитель,

Филиал МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» Детский сад комбинированного вида № 252

г. Екатеринбург

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

Современное общество непрерывно меняется, предъявляя новые требования к системе образования. Эти требования способствуют росту конкурентоспособности и престижа российского образования. Ведущая роль в развитии образовательной системы принадлежит молодым специалистам.

 Молодой специалист – это бывший студент, который изучал множество дисциплин и проходил педагогическую практику в школе или другом образовательном учреждении. Несмотря на имеющиеся теоретические знания, бывший студент не сможет сразу стать первоклассным педагогом. Любой человек, который только начинает свою карьеру, сталкивается с трудностями, связанными в первую очередь с отсутствием опыта работы в выбранной сфере деятельности.

Профессиональное становление молодого педагога протекает сложнее и дольше, чем у представителей другой профессии, так как наличие педагогического образования не гарантирует успех начинающему специалисту. Приступая к работе, молодой педагог в первую очередь сталкивается с профессиональной адаптацией.

В широком смысле понятие «адаптация» заимствовано из биологии и обозначает приспособление к окружающей среде. Профессиональная адаптация – это период вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность. «Это процесс вхождения личности в новое  социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды» [4, с. 129].

В системе дошкольного образования молодой специалист с первого дня попадает в процесс непрерывной педагогической деятельности и встречается с рядом проблем, требующих от него высокого профессионализма и практического опыта, которыми он обладает в недостаточной мере.

В такой ситуации молодой педагог испытывает трудности в работе, возникает психологический дискомфорт, который приводит к неуверенности в собственных возможностях. В процессе педагогической адаптации молодому специалисту требуется квалифицированная помощь и поддержка, оказать которую могут не только руководители учреждения, но и более опытные педагоги.

Цель адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения – создать условия для успешного осуществления профессиональной деятельности молодого специалиста.

К основным задачам адаптации начинающего педагога относятся:

- максимальное погружение в профессиональную деятельность;

- развитие уверенности в своих знаниях, умениях и навыках;

- самосовершенствование и рефлексия работы на всех ее этапах;

- стремление получать новый опыт;

- стабильная эмоциональная открытость в общении с руководством и коллегами.

Выделяют несколько видов адаптации работника к новой среде:

1. Организационный. Данный вид адаптации представляет собой усвоение молодым сотрудником роли педагога в структуре дошкольного образовательного учреждения, привыкание к новым условиям деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим. С первых дней работы молодой специалист должен быть ознакомлен с уставом, программой, по которой работает образовательное учреждение, а так же всеми документами, которые необходимы для успешной деятельности. Специалист, входя в новый коллектив, должен получить четкие инструкции к работе, которые снизят эмоциональное напряжение и помогут молодому педагогу адаптироваться в учреждении [2].

2. Психофизиологический. Иными словами  - это приспособление молодого специалиста к физиологическим условиям труда и психологическим нагрузкам педагога.

3. Профессиональный. Данный вид адаптации представляет собой накопление теоретических знаний и применение их на практике. Для успешной адаптации молодой специалист должен владеть большой теоретической базой, а так же опираться на знания опытных педагогов, работающих в учреждении давно. Для благополучного прохождения профессиональной адаптации молодому педагогу необходимо:

- посещать открытые занятия, проводимые в образовательном учреждении и за его пределами;

- изучать методические разработки более опытных педагогов и наставников;

- задавать интересующие вопросы, помогающие развитию профессиональной деятельности.

Данный вид адаптации тесно связан с социально-психологическим видом адаптации педагога.

4. Социально-психологический. Молодой педагог приспосабливается к новому социуму, нормам поведения и взаимоотношениям в педагогическом коллективе, принимает единые педагогические требования. [4].

Для того чтобы молодой специалист успешнее адаптировался в новом социуме необходим доброжелательный настой руководства и педагогического состава. Новый сотрудник должен понимать, что недостаток практического опыта можно быстро компенсировать успешной работой.

Важно отметить еще один аспект адаптации молодого специалиста – профессиональная карьера. Специалист, который только начинает свой педагогический путь, должен видеть и понимать перспективы карьерного и профессионального роста. Целеустремленные педагоги при хорошей методической поддержке – кадровый потенциал современного образования. «Необходимо привлекать амбициозных, нацеленных на рост людей. Ни большее количество мужчин и женщин, ни молодых и ни старых, а просто более амбициозных людей» [2].

Профессиональная и социально-психологическая адаптация может протекать успешнее, если в первое время педагогической деятельности молодому специалисту будет помогать наставник. Им может выступать как методист, так и педагог, который направит неопытного коллегу в его работе.

Задача наставника заключается в следующем:

- помочь снизить эмоциональное и психологическое напряжение;

- восполнить недочеты и пробелы в теоретической базе молодого специалиста в ходе осуществления практической профессиональной деятельности;

- направить и дать рекомендации к профессиональной деятельности.

Если роль наставника играет методист дошкольного образовательного учреждения, то он может подобрать необходимую литературу, которая  поможет молодому педагогу быстрее включиться в профессиональную деятельность и осуществлять ее в соответствии со всеми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Молодой специалист, который не имеет достаточно опыта профессиональной деятельности, а сразу начинает работу в дошкольном учреждении после завершения обучения, как правило, с легкостью усваивает все нормы и корпоративные стандарты, существующие в образовательной организации. Его принципы поведения легко формируются под воздействием более опытного наставника. Для того чтобы избежать чрезмерного давления, необходимо, чтобы наставником был человек тактичный и положительно эмоционально настроенный.

Молодой специалист, который в начале карьеры будет удачно справляться с педагогической работой, почувствует уверенность в своих силах, соответственно, так важно поддержать и направить его, без психологического давления и диктатуры [1].

Согласно исследованиям Черниковой Е. Г., можно выделить следующие факторы, препятствующие благополучной профессиональной адаптации:

- низкий престиж профессии учителя в современном обществе;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки педагога;

- слабая мотивация к профессиональному росту;

- недостаточная сформированность профессионально значимых качеств молодого педагога [3].

Подводя итог, можно сказать, что процесс профессиональной адаптации каждого молодого специалиста индивидуален и зависит от множества аспектов. Профессиональная адаптация – важный процесс становления молодого педагога. Успешная адаптация впоследствии обеспечивает качественную профессиональную деятельность педагога, является базой для развития его творческого потенциала, индивидуального педагогического стиля работы и профессионального мастерства.

Список литературы

1. Артемьева Л. М. Организация методической работы с молодыми специалистами. / Л. М. Артемьева,   Л. М. Оплетаева // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – №3

2. Изменение требований к начальному образованию в России / Г. Р. Мингазова, Р.З. Хизбуллина, И. Р. Вильданов, М. С. Якимов // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. – 2016. – № 6. Режим доступа к журн. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25671 (дата обращения: 08.12.2019).

3. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: автореф. дисс. на соискание ученой степени кан. пед. наук. –  Екатеринбург.:  2008. – 24 с.

4. Щербаков А. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте // Народное образование. № 6, 2009. С. 127-133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"

В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огром...

Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста

Автором представлен опыт работы наставника с молодым специалистом....