Роль родителей в ответственные моменты жизни ребенка.
статья

Костерина Дарья Дмитриевна

Роль родителей в жизни ребенка важная и актуальная тема, ведь именно родительская любовь – способность чувствовать потребности родственной души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_otvetstvennye_momenty_zhizni_rebenka.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в ответственные моменты жизни ребенка.

Родители – это самое теплое и родное что есть в жизни каждого ребенка. Это те люди, которые с самого рождения являются окружением, защитой и самой большой любовью. Именно поэтому, важной задачей родителя является создать условия, где, малыш будет чувствовать тепло и заботу, будет уверен, что его любят, и всегда поддержат.

Роль родителей в жизни ребенка важная и актуальная тема, ведь именно родительская любовь – способность чувствовать потребности родственной души.  

Семья – первый коллектив ребенка, который формирует умения и привычки, закладывает характер, развивает чувства, эмоции, прививает нравственные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими. В семье малыш получает навыки первого общения, и видит живой пример взаимоотношения родителей и родственников. Именно тогда он понимает их права и обязанности, воспитывает жизненные причины. Семья может формировать как положительные черты и качества, так и быть источником его будущих проблем в общении и самореализации, самооценке. Во избежание негативных факторов, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Практика показывает, что самые добрые и доверительные отношения складываются между родителями и детьми, где родители подают пример занятости, но уделяют должное внимание ребенку, а также его развитию.  Такие дели учатся лучше, и растут более самостоятельными. Испытывают гордость за родителей и начинают учиться ценить время, проведенное с ними.  Важно закладывать с раннего возраста ребенку самостоятельность.  Важно избавить ребенка от чрезмерной опеки со стороны взрослого, ведь ребенок уже понимает, что у человека есть свои обязательства перед семьей, обществом. На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели и увлечения.  То каким вырастет ваш сын или дочка, во многом зависит от условий воспитания и моральных ценностей, созданных в семье.

Одна из важнейших задач, воспитать культурно – нравственные ценности: ответственность, добро и зло, долг, честь, хорошо и плохо, умение любить и дружить, вежливости, воспитанности и многим другим. Все эти понятия объясняются не только в разговоре и беседах, но и практически, путем обсуждения конфликтных ситуаций, обсуждение проблем м на личном примере окружающих – старших.    При этом не мало важно, дать ребенку самому выстроить схему действия, научиться на собственных ошибках.  Важно не давать ребенку чувствовать себя брошенным и лишнем. Он должен чувствовать и быть уверен в нашей любви, внимание, защите и поддержке.

   Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Быть рядом оказывать поддержку и заботу в самых сложных моментах.  Родительская поддержка – процесс:

  • в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок; - который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы подстроиться под любую сложную для ребенка ситуацию, переломный момент, родителям важно изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ребенком. Вместо проработки ошибок и плохого поведения, необходимо заострить внимание на положительной стороне поступка ребенка, поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Родитель, который стремиться поддержать свое чадо, рассматривает не только сам поступок или событие в целом, но и выявляется положительны стороны. Ведь поддержка основана на вере, которая способствует личности преодолевать жизненные трудности, при поддержке самых близких для ребенка – родителей.

Родитель должен быть уверен в себе, достичь самоуважения, чтобы он действительно смог оказать поддержку сыну или дочери. Родитель – должен понимать роль поддержки в воспитании, и знать, что, оказывая ее, сам того не ведая, может сказать ребенку, «Ты могла бы сделать как твоя сестра», «Посмотри, как правильно сделала твоя подруга». Как правило, негативные упреки не имеют действия, а их постоянство приводят ребенка к мысли – «Какой смысл? У меня все равно не получится.

Как поддержать ребенка? Основное ошибкой в ответе на данный вопрос – является гиперопека ребенка, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов не свойственных возрасту и развитию ребенка. Главная поддержка родителями должна основываться на выделении и подчеркивании его положительных сторон, возможностей и навыков. Случается, что поведение ребенка противоречит родителю. Но именно в такие моменты, родитель должен четко и грамотно сработать, показать ребенку, что хоть я и не одобряю твоего поведения, но я по-прежнему тебя люблю, уважаю и буду всегда рядом.

Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие – это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого, научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

Каждый новый этап в жизни ребенка сопровождается трудностями и переживаниями. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, оказывается непростым период поступления в школу, когда нужно отложить игрушки, взять ручку, книги, тетради и внимательно слушать взрослых выполняя задания.

Во многих семьях тема выполнения школьного домашнего задания вызывает массу споров, конфликтов и ссор. Взрослые нервничают, дети расстраиваются, и такая ситуация не нравится ни тем, ни другим.   

При совместном выполнении домашнего задания происходит наложение учительской роли на родительскую. Учитель и родитель выполняют разные функции. Близкий взрослый должен ребенка любить, принимать его таким, какой он есть, а учитель призван учить, контролировать, требовать, оценивать. Когда эти роли накладываются друг на друга, трудности восприятия возникают и у взрослого, и у ребенка. Развивается внутренний конфликт и большое внутреннее напряжение.

Время, проведенное с ребенком, обычно доставляет удовольствие и родителям, и детям. Но только не в момент выполнения домашнего задания. Из-за несовпадения желаемого и действительного возникают недовольство и неудовлетворенность процессом.

Есть родители, которым совместное выполнение уроков нравится, и они считают это своей обязанностью и необходимостью. Большое, значение имеет позиция родителя по отношению к выполнению домашних заданий. Она бывает трех видов: поддерживающая, спасательская и контролирующая.

При поддерживающей позиции родитель сочувствует ребенку, помогает ему при необходимости, объясняет то, что непонятно.

Спасательскую позицию занимают родители, которые считают, что ребенок сам не справится, и делают задание за него сами.

Контролирующая позиция, когда родитель выполняет функцию надзирателя, тоже мало полезна как взрослому, так и ребенку.

Если при выполнении уроков происходит конфликт, то фигура родителя превращается в фигуру раздраженного учителя. Ребенок вместо любви и заботы получает упреки, недовольство и негативные эмоции. Он начинает чувствовать себя никчемным и неспособным. Такая ситуация может нанести вред личностному развитию.

Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Таким образом, если родитель что-то делает и это не приносит успеха, значит, нужно пересмотреть свою позицию, и предпринять другой план. Помогать, в организации процесса и режима. Обсудить подготовку с ребенком. Планировать совместно с ним. Четко соблюдать режим. Меньше контролировать и быть готовым к тому, что поначалу будет плохо получаться самостоятельно. Снизить контроль и усилить поддержку. Поощрять и поддерживать ребенка. Хвалить за приложенные усилия и достигнутые личные успехи. Оставаться на родительской, а не на учительской позиции.

Ключ к воспитанию ребенка – наши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5-6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки. Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Список Литературы

  1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В.- Айрис, 2006 – 112 с.
  2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А.М.//Первое сентября.-2006.-11 февраля.
  3. И.В. Дубровина, Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М.: Издательский центр «Академия», 1995. – С. 126-128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".

Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

Консультация для родителей «Роль игры и игрушки в жизни ребенка»

    Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя...

Консультация для родителей «Роль игры и игрушки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль игры и игрушки в жизни ребенка»...

Консультация для родителей "Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей»

Данный материал представлен в помощь родителям,чтобы напомнить о правилах безопасности. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации,с которыми он может не справиться. Для этого существуют взрослые...