Мастер класс "Эйдетика для дошкольников"
учебно-методический материал

Елена Борисовна Мамаева

Мастер класс на тему "Эйдетика для дошкольников". Эйдетика на основе игр,как способ развития памяти и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Презентация "Эйдетика для дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мишутка»

Мастер-класс для педагогов

«Эйдетика для дошкольников»

Подготовила и

провела воспитатель:

                                                                                        Мамаева Е.Б

Дата проведения: 22 марта 2023г.

п.Хандыга

«Эйдетика для дошкольников»

Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике как способе развития памяти и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить педагогов с методами и приёмами эйдетики  на основе игр.

Обогатить представление у педагогов об эйдетике как  способе развития памяти и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Развивать мышление, воображение, фантазию у педагогов.

Закреплять доверительные уважительные отношения между педагогами.

Ожидаемые результаты:

У  педагогов  формируются  представления  об  эйдетике  в  целом,  о

необходимости  применять  методы  эйдетики  в  своей  работе  с

дошкольниками.

Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в

работе с детьми.

Педагоги  придумывают  новые  сюжеты  для  развивающей  игры,

основанной на методике эйдетики, для закрепления имеющихся у детей

знаний.                          

Оборудование и раздаточный материал: презентация, плакат, фломастеры,  листы бумаги,указка, флэшка, колонка.

Ход деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Для начала введём некоторые правила (правила оформлены в виде пиктограммы)

Улыбка – хорошее настроение.

Если хочешь о чём-то спросить, подними руку.

В конце мастер-класса можно задать вопросы.

Войти и выйти можно тихо, не спрашивая разрешения и не извиняясь.

Выключить звук мобильных телефонов.

Сегодня на мастер-класс я принесла изюм. А сделала я это неслучайно.

Во-первых, хочу отметить, что изюм изрядно укрепляет ум.

Изюмом нужно мозг питать, чтоб счастье в жизни испытать.

А во-вторых, я это сделала для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе с дошкольниками.

          Итак,  приступим к теме нашего мастер-класса, которую вы сами попробуете назвать, сложив из букв.

Перед вами  цифры. На столе лежат буквы, перевёрнутые изображением  вниз и обозначенные цифрой, карточку с такой цифрой вы и берёте. Становитесь друг за другом, согласно цифре. Читаем слово, которое получилось – ЭЙДЕТИКА.

Слайд 1 

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Эйдетика для дошкольников»

Мы живем в информационном обществе, – ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Информация льется нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов,

 рекламных щитов и пр.

Усвоить всю “входящую” информацию невозможно, да и ненужно.

А вот научиться грамотно с ней работать, а именно, – быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

Шестилетний ребенок идет в школу ему нужно запоминать большой объем таких сложных и непривлекательных  заданий. Для ребёнка это сложно .

 Иногда потому, что:

- взрослые меньше общаются с детьми;

- дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео) ;

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Что же такое память?

Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.

Память - это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать.  Но как это делать?

Как с этим справиться? Можно ли выработать умения легко без напряжения воспринимать и воспроизводить информацию? Можно. Создано уже много техник и методик, которые творят чудеса с памятью людей.

Одной из таких методик, которая создаёт возможность для успешного использования памяти, является эйдетика.

         Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого.  Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Обратите внимание, первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление.

Следовательно, детям  воспринимать  и запоминать  информацию легче через мир образов.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Слайд № 2

В переводе с греческого «Эйдос» – образ

Эйдетика – методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика – направление психологии, которое изучает эйдетизм, как разновидность образной памяти и возможности её практического применения в разных сферах жизни человека.

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Как мы развиваем голову, такова будет наша жизнь.

. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Слайд №3

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г.

       В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались ученые-психологи — П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.

     В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Слайд 4

Матюгин И.Ю-литература

Слайд №5

Зарядка для ума (или гимнастика для мозга)

«Ухо-нос»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Зеркальные рисунки»

Слайд 6-7

Основа эйдетики

    Эйдетические методы строятся на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Виды ассоциаций:

- цветовые ассоциации; 

- ассоциации, связанные с геометрическими фигурами;

- тактильные ассоциации;

- свободные ассоциации;

- звуковые ассоциации;

- графические ассоциации;

- предметные ассоциации;

- обонятельные ассоциации;

- зрительные ассоциации и т.д.

Главный вопрос, который задаёт ребёнку педагог: «О чём ты подумал, когда увидел (услышал, потрогал, попробовал)?»

Слайд 8  

Основные задачи эйдетики: развитие образной памяти, развитие скорости и гибкости мышления, развитие устойчивого внимания, творчества и воображения, свободы и выразительности речи, наблюдательности, инициативы….

Слайд №9

Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Все обучение должно проходить в игре.

Вот как сказал об этом Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся советский педагог-новатор, писатель:  «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка … Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 Слайд №10

«Запомни фигуры»

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

- Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Слайд № 11

Игра «Мешочки с зерном» (тактильные ассоциации)

Цель игры: формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям.

В льняные мешочки насыпают разное зерно и зашивают со всех сторон. Следует сделать 4-5 пар одинаковых мешочков: два с пшеницей; два с гречкой; два с пшеном. Детям нужно внимательно обследовать мешочки и создать пары.

Слайд №12

Игра «Чемодан» (увеличение объема памяти)

Цель: развитие объема памяти.

Количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

        

Слайд №13

Игра  «Угадываем звуки» (звуковые ассоциации)

Сначала  знакомим детей с разными звуками, такими как игра на инструментах (гитара, фортепиано, флейта и т.п.), звуками животных (не кот, собака, корова, а, например, жираф, лисица, павлин), бытовыми звуками (как льется вода, как карандаш пишет по бумаге, как закрывается дверь), а затем включаем на телефоне все эти звуки и прошу детей угадать, что это.

Игра  «Четыре стихии»

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Слайд №14

Игра «Отгадай на вкус» (вкусовые ассоциации)

Цель: обогащать вкусовые ощущения, формировать умение узнавать съедобный продукт.

На тарелочках разложены продукты. Детям необходимо по вкусу узнать, что это за продукт.

Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

 Слайд №15

Обонятельные ассоциации

Слайд №16

Друдл – это графическая картинка-головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.

На что похоже?

Если у вас получится увидеть в картинке то, чего не видят другие, поздравляем, вы обладатель оригинального творческого мышления.

При показе друдла детям, необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения.

Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т.д.

Можно попросить детей подобрать к друдлам  картинки с изображением различных предметов, схожих по форме.

Затем, работа усложняется: детям предлагается составить рассказ по серии друдлов.

Использование друдлов не только способствует  развитию ассоциативного мышления, но и учит находить нестандартные подходы к решению разнообразных задач.

Слайд №17

«На что похожа цифра, цепная реакция, мнемотехника»

 РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного сегодня.

Предлагаю участникам мастер класса создать коллективную композицию.

- На полотне есть туча, если материал не понравился, и Вы провели время впустую, то пусть из тучи прольется холодный дождь.

- Если данный материал Вас заинтересовал, Вы хотите узнать больше и со временем вернетесь к изучению данной темы, то на полотне появится прекрасный красный цветок.

- Если Вы чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать услышанное в своей деятельности, то яркие лучи солнца озарят все вокруг.

 Все участники создают картину.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников» 2023 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мишутка» Подготовила воспитатель: Мамаева Е.Б

Слайд 2

Эйдетика В переводе с греческого « эйдос » означает «образ ». Эйдетика — это методика обучения , которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации , способствует развитию воображения .

Слайд 3

Историческая справка Термины « эйдетизм » и « эйдетика » были введены в науку сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г . В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались ученые -психологи — П. П. Блонский , Л. С. Выготский и А . Р. Лурия . В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых . Ее основатель – Матюгин И. Ю ., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Слайд 5

Зарядка для ума или гимнастика для мозга. «Кулак-ребро-ладонь» «Ухо-нос» «Зеркальные рисунки»

Слайд 6

Эйдетические методы строятся на принципе образных ассоциаций

Слайд 7

Основа эйдетики

Слайд 8

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Слайд 9

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления , воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы . Игры основанные на методах эйдетики

Слайд 10

Игры Игра «Запомни фигуры » Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.

Слайд 11

Игры Игра «Мешочки с зерном» (тактильные ассоциации) Цель игры: формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям. В льняные мешочки насыпают разное зерно и зашивают со всех сторон. Следует сделать 4-5 пар одинаковых мешочков: два с пшеницей; два с гречкой; два с пшеном. Детям нужно внимательно обследовать мешочки и создать пары.

Слайд 12

Игры Игра «Чемодан» (увеличение объема памяти) Цель : развитие объема памяти. Количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку .

Слайд 13

Игры Игра «Угадываем звуки» Сначала знакомим детей с разными звуками, такими как игра на инструментах (гитара, фортепиано, флейта и т.п.), звуками животных (не кот, собака, корова, а, например, жираф, лисица, павлин), бытовыми звуками (как льется вода, как карандаш пишет по бумаге, как закрывается дверь), а затем включаем на телефоне все эти звуки и прошу детей угадать, что это . .

Слайд 14

Игра Игра «Отгадай на вкус» (вкусовые ассоциации) Цель: обогащать вкусовые ощущения, формировать умение узнавать съедобный продукт. На тарелочках разложены продукты. Детям необходимо по вкусу узнать, что это за продукт. Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Слайд 15

Игры Обонятельные ассоциации . Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще недостаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Слайд 16

Друдлы .

Слайд 17

Мнемотехника.( мнемоквадраты , мнемотаблицы , мнемодорожки )

Слайд 19

Вывод Упражнения для детей должны строится на игровой форме. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д . Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы. При правильной организации обучения, подобный способ запоминания будет перенесен ребенком в сферу учебы. Посредством таких вот ассоциативно-игровых запоминаний он будет с удовольствие делать домашнее задание, будет стремиться к освоению новой информации.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

Мастер - класс "Знакомство дошкольников с техникой валяния из шерсти "Фелтинг".

Фелтинг - особая техника рукоделия, в процессе которой из валяной шерсти сухим или мокрым способом создаются изделия - цветки, шарики, игрушки....

Мастер-класс «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям"

Познакомить учителей-логопедов с дидактическими играми и упражнениями, используемыми на каждом этапе ознакомления с предлогами....

Мастер-класс для дошкольников "Кукла Берегиня"

Цель мастер-класса: создать условия для формирования профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению народных тряпичных кукол.Задачи мастер-класса: -Способствовать накоплению зн...

"мастер-класс"Оздоровление дошкольников посредством фитбол-гимнастики"

Выпускная работа предназначена для воспитателей детского сада, с целью ознакомления с с одним из современных инновационных средств физического воспитания. Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровите...

«Мастер-класс «Оздоровление дошкольников посредством «Фитбол-гимнастики »

АннотацияК выпускной работе слушателя Барбашиной М.Г.«Мастер класс« Оздоровление дошкольников посредством фитбол-гимнастики».Выпускная работа предназначена для воспитателей детского сада, с целью озна...