ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Комозова Наталья Николаевна

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31 «Светлана» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что дополнительное образование – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Педагогическая целесообразность работы по дополнительному образованию «Раз-словечко, два-словечко» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная работа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»

____________ Томчук И.И.

Приказ № ___ от ______2022 г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

«Раз-словечко, два-словечко»

Смоленск, 2022-2023 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

1

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.

Планируемые результаты.

2

Содержательный раздел

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Основные направления работы.

Содержание работы по кружковой работе «Ладушки».

Методы и приёмы обучения.

Способы работы.

Формы работы.

3

Организационный раздел

Организация развивающей предметно- пространственной среды.

Технические устройства.

Режим, учебная нагрузка.

Методическое обеспечение.








Целевой раздел

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31 «Светлана» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что дополнительное образование – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Педагогическая целесообразность работы по дополнительному образованию «Раз-словечко, два-словечко» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная работа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры

Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.

Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи: - Развивать интерес и любовь к фольклору;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

2. Содержательный раздел

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Приобщение к искусству

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Основные направления работы

- Развитие творческих способностей;

- Познавательное развитие.

Содержание работы по дополнительному образованию

«Раз – словечко, два-словечко»

Месяц

Тема

Задачи

Пособия

Сентябрь

Игра «кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам. Помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость

Сентябрь

Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести. Прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Игрушки – зайчик, медвежонок

Октябрь

Путешествие в сказку

«Колобок»

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям

Книжка с картинками, игрушки по сказке

Октябрь

Игра – потешка «Огуречик, огуречик»

Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память

Фланелеграф, (овощи – помидор, огурец, картофель), муляжи овощей

Октябрь

Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай»

Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы

Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла

Октябрь

Игровая ситуация по мотивам потешки «Из-за леса из-за гор»

Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы

Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки

Ноябрь

Инсценировка песенки «Дождик, дождик»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку

Зонтик, костюм дождика

Ноябрь

Игровая ситуация «Как у нашего кота»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы.

Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот

Ноябрь

Путешествие в сказку «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи

Фигурки настольного театра

Ноябрь

Игровая ситуация «В гости к бабушке» -знакомство с потешкой «Расти коса до пояса»

Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку

Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок

Декабрь

Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик пришли в гости»

Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей

Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение

Декабрь

Русская народная песенка «Ладушки, ладушки»

Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук

Чайная посуда, круги желтого цвета

Декабрь

Русская народная песенка «Наша Маша маленька»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка

Иллюстрации к потешке

Декабрь

Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел»

Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них

Игрушка - зайчик

Январь

Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки

Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Январь

Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память

Иллюстрации к русской народной песенке

Январь

Хороводная игра «Пузырь»

Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов

Воздушные шары

Январь

Инсценировка игры - потешки «Скачет зайка маленький»

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры

Игрушка-зайчик, морковка, сундучок, пластилин, салфетки, дощечки

Февраль

Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге»

Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами

Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера

Февраль

У куклы Кати день рождения. Хороводная игра «Каравай»

Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы

Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки

Февраль

Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз»

Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку

Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы»

Февраль

Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании

Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Март

Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас

Листы бумаги, желтая краска (для солнышка), кисти

Март

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки

Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка»

Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок

Март

Чтение стихотворений о животных

Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях

Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных

Март

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал»

Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей

Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке

Апрель

Разучивание потешки «Наши уточки с утра: кря-кря-кря»

Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи

Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа

Апрель

Игровая ситуация «Кто в тереме живет»

Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре)

Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр)

Апрель

Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре

Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».

Апрель

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя

Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок)

Май

Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей»

Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь

Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка)

Май

В гости к сказке «Кот петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их

Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки – домик, кот, петух, лиса

Май

Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст

Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка

Май

Занятие – игра: «Сказки»

Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками

Аудизаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки, желтые салфетки


Методы и приёмы обучения

- наглядный, словесный, практический, игровой;

- беседы с детьми и их родителями;

- создание окружающей предметной развивающей среды;

- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек, изделий русских народных промыслов;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- заучивание пестушек, прибауток, потешек, закличек;

- проведение русских народных игр;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Формы работы

- организация работы по кружковой работе (тематическая, сюжетная, сюжетно-тематическая);

3. Организационный раздел

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Картинки, настольные фигурки, маски, зонтик, костюм дождика, кукла, резиновые игрушки, листы бумаги ½ А4, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, настольная игра «Волшебные сказки», муляжи овощей, аудио диски.

Технические устройства

- Фотоаппарат;

-Компьютер;

- Магнитофон

Режим, учебная нагрузка

План работы по кружковой работе «Раз – словечко, два-словечко» рассчитана на 1 год, для детей 2-3 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой или подгруппой. Продолжительность занятия 10 минут.

Методическое обеспечение

#1040;нтипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г

2. Н. Ф. Сорокина «Театр – творчество – дети»

3. Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

#1040;никин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г

10. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.

11. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Отчет дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

«Раз-словечко, два-словечко»

Автор-составитель: Комозова Н.Н., воспитатель

Смоленск, 2022-2023 учебный год

В течение года, 1 раз в неделю, на группе я вела кружковую деятельность по развитию речи «Раз-словечко, два-словечко».

Мною были поставлены цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.

Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи: - Развивать интерес и любовь к фольклору;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные направления работы

- Развитие творческих способностей;

- Познавательное развитие.

Учебно-воспитательный процесс старалась строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждого занятия проводила специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционную гимнастику (различные сказки о веселом язычке, дыхательную гимнастику. Ведущей деятельностью у младших дошкольников являлась игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являлись системой игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались, делали «открытия». В ходе этих игр и осуществлялось личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечали, что идет обучение – они перемещались по группе, работали с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринималась ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Особое внимание на данных занятиях уделялось воспитанию правильного произношения, обучению связной речи.

Все это прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, о животном и растительном мире, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Так к концу года дети стали активнее участвовать в познавательных процессах с помощью создания психологического комфорта с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь. Стали лучше понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Появилось желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнился активный словарь новыми словами и действиями. Появился интерес к народному творчеству. Ребята стали проявлять доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Бумажная пластика» для детей младшего дошкольного возраста

Ребёнок растет, стремится к самостоятельности, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного. Успешность его творческого развития зависит от взрослых, которые его окру...

Конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Я скажу тебе словечко»

Речь, как мы знаем, является один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Являясь важнейшим средством человеческогоо...

Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (6 –7 лет) по познавательному развитию «Занимательная математика» на 2022-2023 учебный год.

Программа «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.В программе п...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...