Конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Я скажу тебе словечко»
проект по развитию речи (средняя, старшая группа)

Хлыстова Елена Николаевна

Речь, как мы знаем, является один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Являясь важнейшим средством человеческого

общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной

культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

возрасте. ФГОС предполагают деятельностный и комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.

 Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Ребенком в игре накапливается

значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится сильнейшим стимулом

для проявления детской самодеятельности в области языка. Из этого вытекает, как важно в интересах

стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать игровую обстановку,

предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и

развивать их язык. Поэтому именно игровая деятельность является самым эффективным методом в работе

по развитию речи младших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

«Я скажу тебе словечко»

Актуальность:

Речь, как мы знаем, является один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Являясь важнейшим средством человеческого

общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной

культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

возрасте. ФГОС предполагают деятельностный и комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.

 Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Ребенком в игре накапливается

значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится сильнейшим стимулом

для проявления детской самодеятельности в области языка. Из этого вытекает, как важно в интересах

стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать игровую обстановку,

предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и

развивать их язык. Поэтому именно игровая деятельность является самым эффективным методом в работе

по развитию речи младших дошкольников. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного

образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
  • культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Продолжительность: 2 месяца

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется

словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая

 культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности,

коммуникативных способностей, а также совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;

II этап. Этап реализации проекта.

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в рамках проекта с включением

 дидактических игр или в форме дидактических игр

Изготовление лэпбука «Что нам осень подарила»

Цель: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук включает в себя 8 дидактических игр:

«Морковка от зайчика» Цель: формировать умение узнавать и называть предмет и его основные признаки

«Что в корзинку мы кладем» Цель: упражнять в употреблении обобщающих слов (фрукты, овощи)

«Красный грибок полезай в кузовок» Цель: формировать умение выделять и называть признаки предмета

«Составь картинку» Цель: формировать умение выделять и называть словом части предмета, его внешние

признаки

«Противоположности» Цель: формировать умение детей использовать в речи слова-антонимы,

учить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов

«Подбери по цвету?» Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов.

«Разложи по порядку» Цель: формировать умение распределять предметы по размеру, активизировать

 в речи детей прилагательные, обозначающие размер предметов.

«Осенние загадки» Цель: формировать умение узнавать и называть предмет по его характерным признакам

Картотека дидактических игр, в которую вошли игры на формирование словаря детей: «Огородник»

«Один, два, много»«Назови одним словом»«Зайкины игры и загадки»«Коза с козлятами»

«В гостях у лесовичка»«Скажи, какой»«Скажи наоборот»«Что лишнее»«Мишка в

гостях у детей»«Добавь слово»«Назови, что это, и скажи, какой»«Встань в круг»

«Чудесный сундучок».

Словесные игры: «Доскажи словечко»«Кто о чем говорит»«Что так называется»«Сказочные

 клубочки»

Цель: развитие словотворчества у детей

Настольный театр: «Репка»

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики

из знакомой сказки.

Театрализованные игры: «Овощи» (по стих-ю Ю. Тувима)«Репка» (русская народная сказка)«Пых» 

(белорусская народная сказка)

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин»«День рождения Степашки»«Детский сад»«Сварим

 куклам обед»«Семья», ежедневные сюжетные мини – игры «В лес по грибы»«Посылка из деревни»

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Подвижные игры с речитативами: «У медведя во бору»«Огуречик, огуречик…»«Мыши в кладовой»

«Куры в огороде».

Цель: активизировать словарь детей, развивать монологическую речь

Пальчиковые игры: «Капустка»«Овощи»«Удивлялки»«У медведя во бору»

Цель: активизировать словарь детей, развивать монологическую речь

Чтение художественной литературы: отгадывание загадок, загадок-добавлялок,

Цель: активизировать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога

 предложениями.

Работа с родителями

  1. Анкетирование «Речевое развитие вашего ребенка»;
  2. Консультация для родителей по темам: «Говорим с ребенком правильно»«Игра в развитии речи ребенка»,
  3. Информационный буклет «Формирование словаря детей»;
  4. Участие родителей в фотовыставке «Играем вместе с мамой».

III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта «Я скажу тебе словечко»;
  • Фотовыставка «Играем вместе с мамой»;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Я скажу тебе словечко».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Познакомить с зимой, как со временем года. Формировать умение определять зиму по характерным признакам: холодно, снежно, мороз....