«Образовательно – культурные практики в дошкольном образовании».
методическая разработка

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

/Конфуций/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelno_-_kulturnye_praktiki.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Образовательно – культурные практики

в дошкольном образовании»

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

/Конфуций/

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.

Появилось понятие – «Образовательно – культурные практики».

Сейчас мы с вами разберем, что такое «Образовательные» и «Культурные» практики подробнее.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ.

Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.)

Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик -  КОПов. Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями.    

 Краткосрочные образовательные практики (КОПы) - это  практики позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата.

 Цель краткосрочных образовательных практик:

 – создать условия     для тех видов детской деятельности,  какой деятельностью   хотели бы дети заниматься  по выбору, выстраивая  свой индивидуальный маршрут.

Краткосрочные образовательные практики (КОПы)  проводятся 1 -  2 раза в неделю (первая и вторая половина дня), длительность 1 занятия   в соответствии с возрастом детей.  

Продолжительность  курса   – от 1 до 6 занятий.

КОПы призваны создавать условия для:

-формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности;

-удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников;

-освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;

-повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Реализуя программы КОПов в  детском саду, можно использовать следующий алгоритм:

- Создание программ КОПов (темы выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, а также на основе увлечений педагогов в той или иной области).

- Организация процедуры выбора для детей (в игровой форме педагоги предлагают детям содержание своих программ. Программы КОПов могут быть представлены в форме «Город мастеров», «Ярмарка идей», «Экран выбора» и др. Дети с помощью именных жетонов выбирают один из предложенных КОПов)

- Организация процедуры выбора для семей воспитанников (семьи воспитанников получают информацию о содержании программ КОПов на родительских встречах, либо через специальные буклеты, виртуальное консультирование на сайте ДОУ и др.)

- Фиксация и анализ результатов выбора (полученный результат выбора помещается в фиксационную карту. В ходе анализа мы определяем перечень актуальныхдля участников процедуры выбора программ КОПов, которые будут реализованы).

- Составление графика реализации КОПов (определение времени и места проведения КОПов в режиме дня).

На выборе программы КОПов роль семей воспитанников не заканчивается. Для них мы предлагаем детско-родительские КОПы, в которых особенностью является совместная деятельность взрослых и детей для получения единого результата. Кроме того, можно практиковать КОПы, непосредственно предназначенные для семей воспитанников, и даже программы, которые реализуют сами родители.

Темы КОПов могут быть различны:

- «Кукла оживи»

- «На морском дне»

- «Живая планета»

- «Чудо – матрешка»

- «Веселое оригами» и т. д.

Теперь подробнее о «Культурных практиках»:

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

Условием реализации культурологического подхода в педагогике является:

- диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Появилось понятие культурных практик.

Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

 В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

 Что же можно еще считать культурной практикой?

- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно-конструктивные игры).

- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

- «Мини-музеи» также являются формой организации культурной практики.

 Модель данного процесса можно представить следующим образом:

 - целевой блок, связанный с согласованием задач участников взаимодействия: ребенка, педагога и детского коллектива;

- содержательный блок, характеризующий пространство игрового общения и игровой культуры в группе через конституирующие компоненты игр, возникающих как по инициативе взрослых, так и детей: воображаемую ситуацию, игровую роль и игровые правила;

 - организационно-деятельный блок, позволяющий использовать опыт игрового общения и взаимодействия, формирования игровой культуры в качестве условия и средства планирования и контроля образовательного процесса, формы и метода организации образовательного пространства в группе детского сада.

 Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности:

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Они способствуют накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое).  Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие,  моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Используемые методы: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

 Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет: - рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; - находить фантастические применения реально существующим системам; - осуществлять перенос функций в различные области применения; - получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно - целый ряд приемов в рамках игрового метода: прием аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует  приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.).  Изменению внутреннего строения систем - учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных - метод фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление - реализация системы творческих заданий, которая  ориентирована на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает развитие умений создания оригинальных творческих продуктов  на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности,  ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы, переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.  Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения.  Основные формы работы - организация детских выставок (традиционно),  проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существуют виды нетрадиционной техники создания творческого образа, в частности изобразительного.

             На основе культурных практик у ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения с взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом!!!          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.

Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...

Лесенка успеха 2015 год. Презентация "Культурные практики в дошкольном образовании".

Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...

Культурные практики в дошкольном образовании (доклад)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»...

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответ...

Культурные практики в дошкольном образовании.

Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.Детство – это не просто ...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Культурные практики «Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»

Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг....