ПРОЕКТ Тема: «Богатство русского народного творчества» Долгосрочный, познавательно-творческий для детей 3-4лет
проект (младшая группа)

Купряшова Жанна Андреевна

 

Информационная карта проекта.

Наименование

проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (познавательно-творческий для детей 3-4лет)

Тема: «Богатство русского народного творчества»

Тип  проекта

Долгосрочный

Основание для разработки проекта

- Закон РФ «Об образовании»;

- «Конвенция о правах ребёнка»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)…

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано вМинюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

Цель проекта

Создание условий для  приобщения детей младшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Задачи проекта

Образовательные

-Расширять представление детей о своей малой родине.

Развивающие

-Способствовать развитию интереса к русскому народному фольклору через потешки, пословицы, поговорки и загадки.

-Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.

Воспитательные

-Воспитывать интерес, умение  внимательно слушать и сопереживать героям русских народных     сказок.

-Расширять сотрудничество с родителями.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Дети не имеют представления о своей малой родине. Низкий уровень речевого развития детей. Дети не используют речь для общения со взрослыми и сверстниками. Не умеют пользоваться высотой и силой голоса.

Сроки реализации проекта

октябрь 2023г. – март 2024г.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

 

Порядок управления реализации проекта

Управление реализации проекта осуществляется воспитателями дошкольной организации в процессе образовательной деятельности.

 

Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

 

 

Место реализации проекта

 

МБДОУ «Д/с№17», г. Коркино Челябинской области

Разработчики проекта

Купряшова Жанная Андреевна, воспитатель

Татаринова Ирина Михайловна, воспитатель

Ожидаемые результаты

-Сформированы у детей представления о своей малой родины.

-Дети используют в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры, пословицы, колыбельные песни);

-Оформлены папки-передвижки, памятки, консультации для родителей по русскому народному творчеству.

-Обогащение наглядного материала в центре патриотического материала.

-Создана картотека русских народных потешек, пословиц, поговорок, загадок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bogatsvo_russkogo_tvorchestva.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Челябинская область

                                                      Коркинский муниципальный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 17»

456555, Челябинская область, г. Коркино, В. Терешковой, дом 22 Телефон (35152) 39673,

Е -mail:mdou17-korkino@mail.ru

ИНН 7412006893   КПП 743001001   ОГРН 1027400807389

ПРОЕКТ

Тема: «Богатство русского народного творчества»

Долгосрочный, познавательно-творческий  для детей 3-4лет

Разработчики:

Купряшова Ж. А.

воспитатель

Татаринова И. М.

воспитатель

Коркино

2024г.

Информационная карта проекта.

Наименование

проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (познавательно-творческий для детей 3-4лет)

Тема: «Богатство русского народного творчества»

Тип  проекта

Долгосрочный

Основание для разработки проекта

- Закон РФ «Об образовании»;

- «Конвенция о правах ребёнка»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)…

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано вМинюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

Цель проекта

Создание условий для  приобщения детей младшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Задачи проекта

Образовательные

-Расширять представление детей о своей малой родине.

Развивающие

-Способствовать развитию интереса к русскому народному фольклору через потешки, пословицы, поговорки и загадки.

-Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.

Воспитательные

-Воспитывать интерес, умение  внимательно слушать и сопереживать героям русских народных     сказок.

-Расширять сотрудничество с родителями.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Дети не имеют представления о своей малой родине. Низкий уровень речевого развития детей. Дети не используют речь для общения со взрослыми и сверстниками. Не умеют пользоваться высотой и силой голоса.

Сроки реализации проекта

октябрь 2023г. – март 2024г.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Порядок управления реализации проекта

Управление реализации проекта осуществляется воспитателями дошкольной организации в процессе образовательной деятельности.

Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

Место реализации проекта

МБДОУ «Д/с№17», г. Коркино Челябинской области

Разработчики проекта

Купряшова Жанная Андреевна, воспитатель

Татаринова Ирина Михайловна, воспитатель

Ожидаемые результаты

-Сформированы у детей представления о своей малой родины.

-Дети используют в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры, пословицы, колыбельные песни);

-Оформлены папки-передвижки, памятки, консультации для родителей по русскому народному творчеству.

-Обогащение наглядного материала в центре патриотического материала.

-Создана картотека русских народных потешек, пословиц, поговорок, загадок.

Актуальность данной  работы:

Русское народное творчество развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Народные потешки и песенки помогают организовать любой режимный момент: умывание, кормление или одевание. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет детям огромную радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучания народной речи, улавливают стихотворный ритм, стараются ее повторить, запомнить. Уже само чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми.  Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих

поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому необходимо огромное внимание уделять приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Ожидаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий:

Дети:

-Сформированы у детей представления о своей малой родины.

-Дети используют в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры, пословицы, колыбельные песни);

Родители:

-Повышение компетентности родителей (законных представителей) по духовно-нравственному воспитанию детей, через народный фолклор (потешки, прибаутки, заклички и т.д.)

Педагоги:

-Обогащение наглядного материала в центре духовно-нравственного и патриотического воспитания.

 

 Сроки и этапы реализации проекта:

Раздел

Формы работы

Сроки

Подготовительный

-Выбор темы, цели и задач проекта

-Подготовка методической и художественной литературы, дидактического материала.

Октябрь

Основной

-Проведение мероприятий, непосредственно-образовательной, игровой деятельности.

-Обогащение наглядного материала в центре нравственно-патриотического воспитания (ЦНПВ), центре художественно-эстетического развития (ЦХЭР), центре  художественной литературы (ЦХЛ).

Ноябрь - март

Заключительный

-Проведение итогового мероприятия                                             

Март

Ресурсное обеспечение

  • ноутбук;
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм и драматизации сказок;
  • пальчиковый театр, куклы би-ба-бо
  • художественная литература;
  • дидактические игры;

Список используемой литературы:

- Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа.

Санкт-Петер-бург:  Паритет.  2015г.                                                                                                                                                                                - Лыкова  И.А, Шипунова В.А. Игрушки  изначальные.История происхождения,  культурные  традиции.  Москва: Цветной  мир.  2012г.

-Знакомство детей с русским народным творчеством.  Авторы-составители: А.С. Куприна, О.Н. Корепанова, Т.А. Бударина и др.

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.

-Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа.  Авторы-составители: А. Н. Кастрыкина,  Г.П. Павлова.

-Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.  И. А. Лыкова.

-Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа.  О. В. Павлова.

-Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?  Калмыкова Л.Н.

-Развитие игры детей 3-5 лет. Методическое пособие под редакцией Е. В. Трифоновой.

Реализация проекта 

Этапы проекта

Мероприятия

Подготовительный этап  (сентябрь 2023)

1. Анализ предметной среды группы.

2. Мониторинг развития речи детей.

3. Выбор темы проекта.

4. Определить цели и задач проекта.

5. Подобрать методическую и художественную литературу.

6. Разработать план реализации проекта.

7. Подобрать иллюстративный, дидактический материал, атрибуты.

8. Подготовка информации для родителей (консультации, памятки)

Основной этап (октябрь 2023г - март 2024г)

Перспективное планирование по работе с детьми

Октябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

ЦРР Знакомство с потешкой «Смотрит солнышко в окошко»

ЯОЖ «Рассматривание березы»

Кукольный спектакль по сказке «Колобок»

ЦХЛ Чтение сказки Волк и семеро козлят», игра-драматизация отрывка из сказки.

ЦРР Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока», «Ладушки».

ЦХЛ Чтение сказки в обр. Л. Толстого «Три медведя».

ЦТД Настольный театр по сказке «Теремок»

Кукольный спектакль по сказке Таня и овощи»

ЦРР Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим».

ЦРР Чтение потешек «Киська, брысь», «Наши уточки с утра», «Бу-бу я рогатый»

П/И «Зайка беленький сидит»

ЦРР Заучивание потешки «Идет коза рогатая»

П/И «Вышла курочка гулять»

ЦТД «Теремок» - драматизация сказки на коврографе

Кукольный спектакль по сказке «Репка»

ЦРР Пальчиковая гимнастика «Жил-был зайчик», «Улитка»

Слушание потешки «Кисонька-мурысонька»

ЦРР Чтение потешки «Тили-бом»

ЦХЛ Чтение руссской народной сказки «Волк и семеро козлят»

ЦМУЗ Исполнение музыкально-ритмичных движений под «Козлятки» сл. Е. Макшанцевой.

ЦТД Игра-драматизация по сказке «Теремок» - настольный театр

ЯОЖ Знакомство с народной игрушкой матрешкой.

КГН Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личики»

ЦИЗО Знакомство с дымковской игрушкой – «Лошадка»

НОД Чтение русской народной сказки «Колобок»

Чтение потешки «Уж я Танюшке пирог испеку»

СРИ «Дочки-матери» - колыбельная.

Кукольный спектакль  по сказке «Пых»

Ноябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

ЦРР Повторение потешки «Уж я Танюшке пирог испеку»

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Колобок»

ЦМУЗ «Русские народные мелодии», игра на народных музыкальных инструментах.

ЦПВ Рассматривание альбома «Дымковские игрушки»

Во время одевания потешка Вот они сапожки», «Завяжу потуже шарф»

Д/И «Собери матрешку»

Кукольный спектакль по сказке «Яблонька»

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке.

Чтение потешки «Пошел котик на торжок»

КГН Во время умывания потешка «Будет мыло пениться»

Д/И «Собери картинку» по сказке «Курочка Ряба»

Кукольный спектакль по сказке «Теремок»

Д/И «Собери картинку» по сказке «Теремок»

Игры-хороводы «Ходит Ваня», «Кто у нас пригожий»

КГН Потешка «Водичка, водичка»

ЦТД Показ сказки «Колобок», куклы би-ба-бо

НОД Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Декабрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

ЦТД Игра-драматизация по сказке «Теремок»

НОД Игра-инсценировка «У матрешки новоселье»

Д/И «Собери иллюстрацию» к сказке и назови героев сказки «Репка»

ЦТД «В гостях у сказки», показ сказки «Теремок», куклы би-ба-бо

ЦХЛ Подборка сказок о диких животных

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Зимовье»

ЦМУЗ Песенка «Серый зайка умывается»

ЦФИЗО П/И «Зайка серенький сидит»

Кукольный спектакль по сказке «В гости к зимушке зиме»

Кукольный спектакль по сказке «Капризка»

ЦФИЗО Русская народная игра «Мороз у ворот»

ЦРР Иллюстрации к потешке «Пошел котик на торжок»

ЦМУЗ Музыкально-ритмическая игра «Топотушки», «Сорокины игры»

Кукольный спектакль по русской народной сказке «Снегурочка»

ЦТД Показ сказки «Снегурушка и лиса», куклы би-ба-бо

Январь

2неделя

3неделя

4неделя

НОД  Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

ЦРР Пословицы и поговорки о январе

ЦДИ Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Кубики со сказками», «Теремок», «Кот, петух и лиса» «Волк и козлята»

Беседа «Чему учат нас сказки?»

ЦРР Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок», «Снегурушка и лиса»

ЦРР Чтение потешек, прибауток «Люли-люли люленьки», «Ночь пришла, темноту принесла»

ЦТД Настольный театр по сказке «Снегурушка и лиса», куклы би-ба-бо

ЦТД Показ сказки «Колобок», куклы би-ба-бо

ЦИЗО Рисование сказочного героя, народные игрушки, предметы быта

НОД Рисование «Украсим рукавичку – домик»

ЦК Домик для сказочных героев

КГН Чтение потешки «Кран откройся, нос умойся»

ЦИЗО Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к сказке «Колобок»

ЦТД Инсценировка русской народной сказки «Лиса и петух»

Кукольный театр «Как зайка учился быть вежливым»

ЦИЗО Лепка «Корзиночки для трех медведей»

ЦТД «Мы играем в театр» - по русским народным сказкам

ЦРР Рассказывание сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

КГН Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

ЦХЛ Чтение сказки «Жихарка»

ЦИЗО Рассматривание дымкоской игрушки

ЦТД Игра-инсценировка по русской народной сказке «Репка»

Кукольный театр «Снежный колобок»

ЦХЛ Чтение сказки русской «Волк и семеро козлят»

ЦТД Показ детьми сказки «Колобок», куклы би-ба-бо

Февраль

1неделя

2 неделя

3неделя

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Колобок»

Рассматривание открыток и фотографий с достопримечательностями родного города

ЦХЛ Чтение русской народной сказки «Теремок»

Беседа «Россия – моя родина»

ЦТД Игра-инсценировка по сказке «Волк и лиса»

НОД Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

ЦХЛ Рассматривание иллюстраций к потешкам

ЦПВ Рассматривание русской народной игрушки - матрешки

Потешка про матрешку «Хлебом, солью всех встречаем…»

ЦХЛ Рассматривание иллюстраций с русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Народная игра «Зайка беленький сидит»

ЦТД Показ р. н. сказки «Гуси-лебеди», куклы би-ба-бо

НОД Посторение р. н. сказки «Снегурушка и лиса»

Народная игра «Огуречик»

ЦТД Кукольный спектакль по сказке «Курочка ряба», куклы би-ба-бо

Март

1неделя

2 неделя

3 неделя

РР составление рассказа о матрешке

Обыгрывание потешки «Кисонька-мурысинька…»

Беседа: "Знакомство с самоваром"

Разучить потешки «Солнышко – вёдрышко»

Прослушивание аудио – записи р.н. сказок «Маша и медведь»,

подвижных игр: «У медведя во бору»,

Пальчиковые игры «Сорока», «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Д/И «Найдём матрёшкам косыночки»

ЦИЗО Рисование: по потешке «Водичка, водичка…»

НОД Лепка «Крендельки»

НОД Рассказывание рнс «Лиса и заяц», с показом настольного театра

ЦИЗО рассматривание дымковской игрушки

ПИ «Пузырь»

Д/И Расставь матрёшек на дорожке»

Настольно – печатных игр: «Кубики» (по мотивам р. н. сказок)

Рассматривание народных предметов, связанных с предметами русского быта

ЦНПВ Рассмотреть иллюстрации «Русская изба»

Рассказывание рнс «Маша и медведь»

Пальчиковая игра: «Пирог», «Кошки – мышки»

ЦИЗО Рассматривание иллюстраций художника В. Васнецова к русским народным сказкам

ЦФР Подвижная игра «Вышла курочка гулять».

Этапы проекта Результативный (май -2024)

- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.(приложение 1)

- Сбор рисунков родителей.

- Оформление выставки «Наши любимые сказки».

-  Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Наполнение развивающей предметно-пространственной среды  группы

Центр физического разви-тия:

 Маски и атрибуты к подвижным народным играм, потешкам

Центр патриотического развития:

Альбом «Наш город Коркино»,  «Моя семья», «Мой город», «Предметы русского быта», плоскостные птицы и звери нашего края, Русская народная игрушка «Матрешка», история и виды, летбук «Дымковская игрушка».

Д/И «Укрась матрешке фартук»,

Центр речевого развития:

Картотека бесед; загадки; пословицы и поговорки, прибаутки, сюжетные картины по временам года.

Д/И «Расскажи сказку», «В мире сказок», «Собери и расскажи».

Центр сюжетно ролевых игр:

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Центры развития детей (самостоятельная деятельность детей)

Центр художественной литературы:

Русские народные сказки

Центр театральной деятельности:

Настольный театр по сказке «Заюшкина избушка» «Репка», куклы би-ба-бо по русским народным сказкам, пальчиковый театр,

шапочки животных.

Центр ИЗО:

Альбом «Народные промыслы», «Гжельские мастера», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома», «Дыковские игрушки», «Узоры»

Д/И «Народные промыслы», «Собери картинку» по теме «Роспись», сюжетные картины по временам года.


Перспективный план работы с родителями

Формы работы

Тема

Сроки реализации

Консультации

Памятки и буклеты для родителей

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Воспитание добротой»

«Чему учат загадки?»

      «Семейные духовные традиции»

«Духовно-нравственное воспитание детей в раннем возрасте»

«Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»

«Что такое семья?»

«О роли семейных традиций»

«Нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

Декабрь

Январь

     

Февраль

Март

Январь

Дидактические игры  на  дом

Рекомендации в информационный уголок

Пальчиковая игра «Зайчик»

Обыграть сказку «Курочка ряба» в домашнем театре.

Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»

Учить называть город, в котором мы живем.

Знакомить детей с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала.

Знакомить детей с народным творчеством на примере свистулек, матрешек, деревянных ложек.

Посетить выставку в выставочном зале «Предметы народного быта»

Сделать поделку к русской народной сказке «Курочка ряба»

Прочитать ребенку руские народные сказки

Нарисовать любимого сказочного героя

Учить с детьми название родного города

Познакомить детей с семейными традициями, обычаями.

Октябрь

       Ноябрь

     

     

      Декабрь

     

       Январь

Февраль

Подбор пословиц и поговорок

На тему «Осень», «Зима», «Весна».

Домашнее задание

Создать генеалогическое дерево своей семьи

Февраль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ...

Долгосрочный проект. "Мини - музей русского народного творчества"

laquo;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепе...

проект " Богатство русского народного творчества"

совметсный проект детей, родитей и воспитателей о народных традициях....

Творческий проект «Богатство русского народного творчества»

Паспорт проектаРуководители проекта: Садова В.О. Шихова О.Ф.Участники: воспитанники старшей  группы, воспитатели, родители.Вид проекта:По количеству участников: групповой;По приори...

Проект "Богатство русского народного творчества" для подготовительной группы

Цель проекта: формирование начал национальной культуры             детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям ...

Проект Богатство русского народного творчества для детей старшей группы

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.Человек, который не изучает творчество своего народа, не ...