Ранняя профориентация дошкольников
методическая разработка

Позднякова Наталья Александровна

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Путеводитель по профессиям

Группа раннего возраста детей 2-3 лет: воспитатель, помощник воспитателя, повар, дворник, врач, строитель, шофер.

Младшая группа 3-4 г.: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

Средняя группа 4-5 лет: шофер, почтальон, врач и профессии родителей.

Старшая группа 5-6 лет: учителя, работники сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, труд людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусств.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет: профессии родного города (посёлка, села), профессии родителей, современные профессии.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет. современные профессии - стилист

Говорить о ранней профориентации в работе с дошкольниками стали не так давно.

Говорить о профессиональной ориентации в детском саду еще рано, так как если обратится к определению, что такое профессиональная ориентация - Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Ни у каждого ребёнок, на вопрос в детском саду кем ты хотел бы стать, будет его определяющим в выборе профессии в будущем. (пивичка – выпускной, стала инженером по безопасности на автомобильных дорогах). В детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Правильнее говорить о ранней профориентации. Главная цель, которой - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор, и способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

Какие же технологии можно использовать в этом направлении? Попробуем с вами вместе их вспомнить. Я буду читать текст, а вы должны назвать технологию.

  1. Когда я была маленькой, у меня не было домика для Барби, не было и мебели для кукол. И тогда мне пришла идея смастерить кукольный домик самостоятельно. Из старой тумбочки я убрала все содержимое и принялась за дело: из конструктора и кубиков построила мебель; из тканей и меха получились мягкий диван и ковры. Я была счастлива!

Ответ: Технология макетирования (макет)

Для создания макетов в ДОУ привлекаются родители воспитанников. Так как необходим сбор материала.

Любой, создаваемый макет можно соотнести с профессией человека. Птичий двор – птичница. Макет дороги –полиция, водитель, скотный двор – животноводы, доярки.

  1. это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы   зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.

Ответ: Музейная педагогика (создание музеев)

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Так же необходима тесная работа с родителями по пополнению тематического уголка экспонатами.

Одно время в нашем доу были организованы минимузеи кукол, солнышка и др. затем как – то эта работа ушла на второй план. И вот сейчас планируем одной из задач годового плана на следующий год учебный - Создание минимузеев. Именно с целью ранней профориентацией. (работники сельского хозяйства, космос (астрономия), швейное дело – музей пуговички и т.д.)

  1. Это небольшой альбом или блокнот, куда человек заносит свои идеи, наброски, где он тренируется рисовать, делает нужные пометки. Это кладовая идей творческого человека, которую он создает сам.

Ответ: технология скетчбук (книга для набросков)

С детьми дошкольного возраста можно использовать при знакомстве с такими профессиями, как

Дизайнеры одежды и интерьеров, архитекторы, стилисты, художники, чтобы дети все свои идеи, мысли и эскизы фиксировать в скетчбуках.

Можно создать такие скетчбуки: рисуем по точкам, рисуем по клеточкам, дорисуй по клеточкам, дорисуй портрет, дорисуй меня. Так же связать с профессиями людей (нарисуй по точкам посуду, дорисуй портрет пожарного (Детям предлагается портрет человека с различными прическами и контурами лица. Портреты предлагаются женские, мужские, детские, девочек и мальчиков, бабушек и дедушек).

Скетчбуки направлены на развитие художественных, изобразительных способностей детей.

  1. это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Ответ: Проектная деятельность

Эта технология известная, поэтому останавливаться не будем.

  1. Эту технологию можно разделить на  

• мультимедийные презентации;

• виртуальные экскурсии

Ответ: информационно-коммуникационные технологии 

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения.

Мультимедийные презентации применяют в ДОУ давно и не только при ознакомлении с профессиями.

При изучении особенностей различных профессий можно использовать прием «погружение в профессию», когда происходит посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Но значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.    Поэтому предлагаю использовать в своей работе 3D экскурсии («Путешествие в театр», «Путешествие на Красную площадь» и т.д.).

  1. Специальная развивающая среда с учётом специфики каждой профессии, создаёт условия для игрового сюжета.

Ответ: Мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности.

Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.

Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.

  1. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 

Ответ: Игровая технология 

Эта технология известная, поэтому останавливаться не будем.

  1. Соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Ответ: Технология интегрированного обучения. 

 Дети строят башенку из строительного материала

Интеграция образовательных областей какая?

Познавательное (цвет. Величина, количество, люди каких профессий задействованы в строительстве башни: место расчистить, проект сделать и т.д.)  + речевое+ музыкальное (прослушивание звуков спецтехники и т.д.) + выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом»

  1. Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Ответ: технология исследовательской деятельности

Например, для чего строителю каска? (профессия строитель)

Откуда хлеб на стол пришёл? (работники сельского хозяйства)

Откуда свет в наш дом пришёл? (профессии энергоснабжения)

Исследовательская деятельность дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:

+-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез, предположений;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);

- защита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....