Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «Твои поступки могут радовать и огорчать»
методическая разработка (старшая группа)

Брух Галина Витальевна

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_bruh_g.v.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»

г. Минеральные Воды

Конспект открытого занятия

по духовно-нравственному развитию

 в старшей группе

«Твои поступки могут радовать и огорчать»

                                                                                       Подготовила воспитатель

                                                                                        старшей группы

                                                                                         МКДОУ №73

                                                                                          «Искорка»

                                                                                           Брух Галина Витальевна

г.Минеральные Воды 2024.

Введение

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

 Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить мусор на дорогу, не задумываться о том, что кому-то мы можем помочь в свободное время, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогами, священнослужителями и родителями.

Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника и осуществляться в повседневной жизни, на занятиях полноценного духовно – нравственного воспитания.

Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, выяснилось, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие бывают добрые поступки и дела, но использовать эти знания дети не умеют, не понимают, как правильно помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся, обижаются.

Цель:

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Дошкольное детство - это важный период в

жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков.

Задачи

 -Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

- Расширять знания детей о добрых поступках;

 - Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.

- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- Продолжать формировать у детей мотивации на совершение добрых поступков, которые могут порадовать близких людей;

 - Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

 - Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Закрепить умение оценивать поступки сказочных героев, классифицировать их на «положительных» и «отрицательных».

- Воспитывать дружелюбное отношение детей к взрослому, друг к другу.

- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

- Развитие коммуникативных навыков детей

- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.

- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

- Закреплять знание правил вежливого общения.

 - Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

- Способствовать повышению значения семейных ценностей.

- Организовать просвещение родителей по теме «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Предварительная работа:

- Утренние беседы на тему: «Как научиться доброте в современных условиях». «Хорошие поступки дома, в детском саду, в общественных местах», «Вежливые слова»,

-Создание копилки добрых дел.

-Беседы и иллюстрации по прочитанным произведения.

-Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.

-Проигрывание ситуаций в детском театральном уголке.

 Чтение произведений В.Маяковского, В.Осеевой, Л.Толстого,

Оборудование: картины с изображением хороших и плохих поступков людей, желтые и красные кружки по количеству детей, радостное и грустное солнце, семечки, порванная книга, стакан с водой, листок бумаги и фломастер сердечко. наклейки сердечки, шкатулка, письмо, посылка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие

Воспитатель: Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Упражнение «Секрет»

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, у нас сегодня круг радости с секретом! (На полу по кругу разложены разноцветные кружочки.)

- Возьмите каждый свой кружок, переверните его, и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, рассмотрев свой кружок, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга.

- У кого нарисована улыбка - улыбнитесь другу, у кого ладошка - пожмите руку, у кого сердечко - обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово.

Другу руку протяну,

Слово доброе скажу,

С ним сердечно обнимусь

И, конечно, улыбнусь!

Воспитатель: Спасибо всем! Какое настроение у вас бывает, когда вы говорите добрые слова друзьям? (ответы детей)

- Добрыми бывают не только слова, но и поступки. Что же такое добрый поступок? (это поступок в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание).

Выступление детей

Воспитатель: Правильно, поступать хорошо – это значит быть вежливым, быть добрым, заботливым. Но всегда ли люди поступают хорошо? Давайте послушаем ребят:

1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты – 
Хорошо ты поступил
Каждый скажет это. 

2. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко
Ты - культурный человек, 
Мировой Мальчишка! 


3. Если ты, как дикий зверь
Сразу лезешь драться, 
Недостоин ты, поверь, 
Человеком зваться! 


4. Если ты пригрел кота, 
Кормишь птичек в стужу, 
Это - просто красота, 
Только так и нужно! 

5. Уважай людей вокруг, 
Старших, младших тоже, 
И тогда, тебя, мой друг, 
Назовут хорошим! 


Сообщение темы занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от волшебника, в котором он приглашают нас в страну добрых дел.

«Добрый день, мальчишки и девчонки! Пишет вам волшебник из страны добрых дел. Ребята, я приглашаю вас в гости в нашу чудесную страну. Но наша страна волшебная и отыскать её могут только самые добрые, отзывчивые и воспитанные люди. Поэтому я решил вас проверить и приготовил для вас задания, если вы справитесь с ними, то найдете нашу страну.»

Воспитатель: Вы хотите попасть в сказочную страну? Для того чтобы понять, сможем ли мы найти страну добрых дел, нам сегодня нужно выполнить все задания волшебника. Я хочу поговорить с вами о том, как наши поступки могут радовать и огорчать окружающих людей, и подумать, какие поступки можно назвать хорошими, а какие – плохими.

2. Основная часть занятия

1) Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Волшебник предлагает нам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Я называю поступок, а вы показываете личика: зеленое, если этот поступок порадует ваших близких, и красное - если огорчит.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц

• Поиграл с игрушками и не убрал их на места

• Помог маме вымыть посуду

• Утром, придя в детский сад, поздоровался со всеми детьми и взрослыми.

• Поймал кота и тянул его за хвост

• Перед едой не вымыл руки.

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

2) Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Воспитатель: Когда дети послушные, радуют своих родителей, то семья становится только счастливее, дружнее. Давайте с вами сейчас покажем ручками какая крепкая и сильная у вас семья, повторяйте за мной:

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка — Милая девчонка.

И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш.

Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

3) Дидактическая игра «Оцени поступок»

Предлагаю детям картинки с изображением разных поступков и объясняю правила игры:

Воспитатель: Дети, волшебник прислал нм вот такие картинки, внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают люди, изображенные на них. Ребята, у которых люди ведут себя хорошо – подходят к радостному, улыбающемуся солнышку, а картинки, на которых дети поступают неправильно, нужно отнести к расстроенному, грустному солнцу.

Дети распределяются на две группы.

Воспитатель: Объясните свой выбор, начните так: «Мальчик поступает неправильно, потому что…», или «Девочка делает хорошо, потому что..».

4) Речевая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: А сейчас давайте и сами ненадолго станем добрыми волшебниками – превратим «плохие поступки» в «хорошие». Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду подавать каждому по очереди это красивое улыбчивое сердечко. Вы называете слово противоположное по значению и возвращаете сердечко мне.

Разорвать книгу – склеить книгу.

Намусорить – убрать.

Поломать – починить.

Промолчать при встрече – поздороваться.

Испачкать одежду – постирать одежду.

Оторвать пуговицу – пришить пуговицу.

Разбросать игрушки – собрать игрушки.

Оставить грязной посуду – вымыть посуду.

Поссориться с другом – помириться с другом.

Похвастаться игрушкой – поделиться игрушкой.

Жадничать – делиться.

Обижать младших – защищать младших.

5) Физкультминутка

Воспитатель: мы с вами немного устали, давайте выполним подвижное задание нашего волшебника и немного отдохнем.

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте,

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки,

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны,

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

"Улыбнитесь"

6) Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: нашими поступками мы можем радовать и своих друзей, ведь у каждого из нас непременно есть друг. Поэтому сейчас мы поиграем игру «Закончи предложение», я буду читать начало, а вы придумывать конец моему предложению:

- Мой друг упал и ударился, я …

- У меня есть велосипед, а у друга нет, я…

- Если у моего друга плохое настроение, я ..

- Если я принес в детский сад игрушку, которой нет у моего друга, я …

- Если мой друг расстроен и плачет , я …

7) Дидактическая игра «Положительный\отрицательный герой»

Предлагаю детям нарезку из разных мультфильмов и объясняю правила игры:

Воспитатель: Дети, не только в нашем с вами мире, но и в сказочном, есть герои, которые совершают хорошие, добрые поступки их называют положительные герои. А есть сказочные персонажи, которые поступают неправильно – их называют отрицательными. Сейчас я буду показывать вам отрывки мультфильмов, которые мне прислал волшебник, а вы мне скажете, какие они – положительные или отрицательные персонажи и хороший или плохой поступок совершают эти герои.

Например: «Лиса – отрицательный герой, потому что она поступает плохо, она хитрая и обманула колобка».

8) Игровое упражнение « Добрый поступок»

Детям предлагаются разнообразные предметы (зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер).

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам разбиться на 4 команды и выполнить следующее задание волшебника – поиграть в игру «Добрый поступок».

У каждой команды будет предмет, вы должны подумать и сказать

- Что лежит на столе? Можно ли с помощью этих предметов совершить добрые поступки? Какие?

 Дети: зернышками накормить птиц, книжку подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку и т. д.

Воспитатель: Вы такие молодцы, сколько добрых дел сделали!

9) Игра с элементами релаксация «Пирамидка добрых дел»

Воспитатель: Каждый задумайте доброе дело, положите его на свою ладошку, построим из ладошек с добрыми делами пирамидку. 
Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело (уберу свои вещи, покормлю котёнка, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.) 

Воспитатель: какая по высоте получилась пирамидка? Почему? (мы задумали много добрых дел). Предлагаю отпустить наши добрые дела по всей земле. Для этого разомкнём руки и дунем на ладошку. На земле станет всем лучше от ваших добрых дел. 

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорили про хорошие и плохие поступки, вспомнили некоторых персонажей мультфильмов, поиграли в игры и выполнили все задания волшебника. Ребята, волшебник прислал нам посылку, давайте посмотрим, что в ней.

Вносится коробка со шкатулкой.

Воспитатель: ребята, посмотрите, здесь шкатулка, а в ней записка:

«Дорогие ребята, я убедился, что вы добрые, воспитанные и отзывчивые дети и за это я открою вам секрет: страна добрых дел находится совсем близко, она в ваших маленьких добрых сердцах, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем она будет красивее, больше и лучше.»

Воспитатель: ребята, посмотрите, а в шкатулке еще что-то есть. Волшебник прислал нам подарки: сердца, для того, чтобы мы всегда помнили, что нужно всегда оставаться добрым.

А закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением, послушайте пожалуйста:

-Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать 

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

все же посмотри,

Как много у него друзей

А злой всегда один.

Итог:

Воспитатель: наше занятие походит к концу, скажите, какая игра вам понравилась больше всего?

Заключение: Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для даннойтемы. Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Литература:

Абрамова Л. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Абрамова, И.С.Слепцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020 г.

Коломийченко Л. В. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию/ Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. – М.:ТЦ «Сфера», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Конспект занятия «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Конспек занятия с музыкальным руководителем хорошие и плохие поступки...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать»...

Конспект занятия "Твои поступки могут радовать и огорчать"

Цель: Обогащать опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков. Задачи:Образовательные:1) Расширять зн...

Конспект открытого занятия по нравственному развитию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Конспект открытого занятия по нравственному развитию в старшей группена тему:«Твои поступки могут радовать и огорчать»Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать б...

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наши поступки могут радовать и огорчать».

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наши поступки могут радовать и огорчать». Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые мог...

Открытое занятие по нравственному воспитанию в старше-подготовительной группе на тему «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков....