Опыт применения технологии «Интеллектуальные карты» в гражданственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Журавлева Екатерина Александровна

В настоящее время очень остро встала проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому возрастает необходимость поиска и разработки средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности.

Существуют различные формы патриотического воспитания, такие как экскурсии, наблюдения, рассказы, беседы, рассматривания фотографий, чтение художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, приобщение к труду и другие. Представляем опыт работы по гражданственно-патриотическому воспитанию детей с использованием технологии «Интеллектуальные карты».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические аспекты применения технологии  «Интеллектуальные карты»  по гражданственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящее время очень остро встала проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому возрастает необходимость поиска и разработки средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности.

Существуют различные формы патриотического воспитания, такие как экскурсии, наблюдения, рассказы, беседы, рассматривания фотографий, чтение художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, приобщение к труду и другие. В своей работе помимо традиционных методов обучения и воспитания, для организации работы по гражданственно-патриотическому воспитанию детей использую технологию «Интеллектуальные карты».  

Интеллект-карта — это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности.

Почему же они так эффективны? Всё дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление не организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую, ветвящуюся структуру, где каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти понятия связаны с третьими и так до бесконечности. Такая организация материала является многомерной, радиантной. Именно поэтому интеллект-карта более предпотительна в использовании в сравнении с объёмным текстом. За счёт своей расширяемости и приспособленности для нашего мышления интеллект-карта способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Рассмотрим наш опыт использования технологии «Интеллектуальные карты» как средства гражданственно-патриотического воспитания детей.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Поэтому в рамках в туристско-краеведческой работы мы знакомим детей с Тамбовским краем, постепенно пополняя интеллект-карту  новыми направлениями (ветками).

Последовательность создания нашей интеллектуальной карты

«Наша малая Родина»

Подготовительный этап. Мы подготовили необходимый материал: ватман, маркеры, карточки, текстильные застёжки. В центре ватмана поместили фотографию города Тамбов. Так как работа осуществляется в старшей группе, где большинство детей еще не умеют читать, мы приготовили карточки с фотографиями, изображениями по теме. Использование липких лент создает возможность повторного применения карт, изменения его содержания.

Основной этап. В течение года ребята узнали, что наш город является частью большой страны, познакомились с государственной и неофициальной символикой края, историей основания крепости, людьми, прославившими наш край, историей области в годы Великой Отечественной войны, достопримечательностями, с природой родного края. Так, в течение учебного года мы изучали вышеузанные темы в рамках краеведческой работы, отражая каждый раздел, как отдельную ветку интеллектуальной карты своим цветом. Перед знакомством с новой темой, связанной с малой Родиной мы составляли рассказы по уже созданным веткам интеллектуальной карты, актуализируя уже имеющиеся краеведческие знания.

Как показал опыт работы, дети с огромным интересом принимают участие в моделировании интеллект-карт, яркие картинки, сочетание аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, не зависимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха. А наглядность, практическая деятельность самого ребенка способствуют более продуктивному усвоению такой непростой для дошкольника области знаний, как «Краеведение».

Заключительный этап. Ребята составляли рассказы по уже готовой карте сначала в совместной с воспитателем деятельности, а затем самостоятельно рассказывали другу о содержании карты и проделанной работе, предлагали свои идеи дополнения и изменения нашей интеллектуальной карты «Наша малая Родина», наметили перспективы данной работы на следующий учебный год.

Таким образом, в современном мире с необъятным потоком информации, технология «Интеллектуальные карты» может дать положительные результаты в обучении дошкольников, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию. Системное использование данной технологии в комплексе с другими формами методами краеведческой деятельности, организованное в общей системе работы по гражданственно-патриотическому воспитанию детей на основе принципа усложнения и узнавания материала позволило повысить эффективность усвоения дошкольниками знаний о родном крае, воспитания любви к нему, чувства гордости и уважения к малой Родине.

IMG_20240403_185600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Опыт работы по теме Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

В опыте работы по использованию народного творчества в работе  с детьми, начиная с раннего возраста - это и создание мини-музея в ДОО; ипроведение НОД с детьми раннего и дошкольного возраста; и в...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных т...

Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств р...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...