Игры для детей Клауса Фопеля.
картотека

Клаус Фопель – немецкий психолог и психотерапевт. Он разрабатывает игры и упражнения для взрослых и детей на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: психодрамы, гештальттерапии,  транзактного анализа и др. Все его игры интерактивны и базируются на принципах партнерского взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_fopelya.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей Клауса Фопеля

Клаус Фопель – немецкий психолог и психотерапевт. Он разрабатывает игры и упражнения для взрослых и детей на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: психодрамы, гештальттерапии,  транзактного анализа и др. Все его игры интерактивны и базируются на принципах партнерского взаимодействия. К. Фопель пишет: «Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий» и далее «Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным». Именно поэтому основная задача его игр – это развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Фопель считает, что организуя интерактивные игры с детьми, педагоги  могут достичь следующих целей: помочь детям ощутить единение с другими, вселить в детей надежду и учить их сочувствию, показать им, что значит уважение, помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность, научить детей принимать решения и помочь расцвету личности ребенка.

Несмотря на то, что игры К. Фопеля предназначены в основном для школьников, некоторые из них вполне подходят для работы и с дошкольниками. Выбранные мною игры я разделила по нескольким категориям:

1) каждый самостоятельно выполняет задание, но все работают одновременно, такие игры чаще всего направлены на сброс нервно-мышечного напряжения, восстановление бодрости и подходят для подготовки к работе;

2) игры в  парах, тройках или четверках;

3) участвует одновременно вся группа, либо выполняя одинаковое задание по очереди либо распределяя роли;

4) в режиме «аквариум», когда группа сидит в круге, а один человек выполняет задание в центре;

5) игры на релаксацию и визуализацию.

Игры взяты из книг Фопеля К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах.

Игры для самостоятельного выполнения

Рубка дров

Цель: эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии и переключиться на активную деятельность.

Ход игры. Кто из вас видел, как рубят дрова? А кто сам хоть раз рубил дрова? А кто может показать, как это делается?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь.

Через 2 минуты спросить у каждого ребенка, сколько он нарубил дров.

Довольный – сердитый

Цель: помогает детям почувствовать и осознать, что они делают и чувствуют, когда они довольны и когда сердиты.

Ход игры. Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен. Представь, где ты находишься, кто находится рядом. Как ты чувствуешь себя в таких случаях? А теперь представь, что ты рассержен. Где ты? Что ты делаешь? Кто находится рядом? (по 20 сек.)

Теперь подумай, в каком настроении ты бываешь чаще – в довольном или в сердитом.

Далее выразить, показать с детьми оба этих настроения.

Стряхни

Цель: стряхивание с себя негативного, ненужного и мешающего.

Ход игры.  Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать то же самое. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, заботы, дурные мысли – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Затем потрясите головой, можно при этом издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.

Тряпичная кукла и солдат

Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.

Ход игры. Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными…

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды…

Поймай мышь

Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.

Ход игры. Представьте себе, что вы прямо сейчас будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая или серо-коричневая домашняя мышка? Представьте себе маленького зверька с острой мордочкой, маленькими черными глазками и длинным хвостиком. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату. Когда поймаете свою мышку, аккуратно возьмите ее в руки и тихонько погладьте. А теперь попрощайтесь со своей мышкой, отпустите ее и проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, чтобы все они смогли выбежать наружу.

Дотянись до звезд

Цель: потянуться физически и укрепить уверенность в своей способности достичь цели.

Ход игры. Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая напоминает тебе твою мечту. Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую корзинку. Затем можно повторить упражнение.

Сорви яблоко

Цель: успокоить дух, расслабить тело и добавить бодрости.

Ход игры. Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удается достать. Посмотрите на меня, я покажу, как их можно сорвать. Смотрите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко, нагнитесь и положите его в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямьтесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, встав на носочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите второе яблоко. Теперь наклонитесь, положите яблоки в корзину и выдохните…

Дирижер

Цель: восстановить энергию, вернуть бодрость и живость.

Ход игры. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Но мы будем не просто слушать – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включите музыку.)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к общей гармонии. Если хотите, можно закрыть глаза. Чувствуете, как вы сами наполняетесь жизненной силой? Вслушивайтесь в музыку и в такт ей двигайте руками, как будто дирижируете оркестром. Отлично! Вы можете гордиться тем, что у вас такие хорошие оркестры!

Сейчас музыка кончиться. Откройте глаза и устройте для себя и своих оркестров бурные аплодисменты за превосходный концерт.

Быстрые превращения

Цель: метод креативного движения – развитие фантазии и творческих способностей.

Материалы: бодрая музыка.

Ход игры. Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. Тогда я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Музыка звучит по 30 сек.)

Превращения: Баба-Яга, робот, грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец…

Скульптор

Цель: научиться выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой.

Материалы: бодрая музыка (по желанию).

Ход игры. Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека.

Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все части тела.

Игры в  парах, тройках или четверках

Да и нет

Цель: направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил.

Материалы: небольшой колокольчик.

Ход игры. Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете своеобразный бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять только из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Я принесла с собой колокольчик. Когда вы услышите его звон, пожалуйста, остановитесь, сделайте несколько глубоких вздохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Живые картинки

Цель: двигательная и эмоциональная разрядка.

Ход игры. Разбейтесь на пары. Сейчас я скажу вам, кем вы будете. Ничего не говоря, вы должны показать другим, кто вы и что вы делаете. У вас есть пять минут, чтобы обсудить, как вы будете обыгрывать отведенные вам роли.

Сценки: дети, увлеченно наблюдающие за представлением в цирке; мама или папа будят ребенка утром, а он ужасно не выспался; при встрече подруги начинают ссориться; ребенок утешает своего грустного друга; два друга стоят перед дверью помещения, в которое нельзя входить.

Путь доверия

Цель: укрепление доверия внутри группы, развитие любознательности и тактильного восприятия.

Материалы: колокольчик, повязки на глаза.

Ход игры. Разойдитесь по двое. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести "слепого" ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи, можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Когда я позвоню колокольчиком – вы поменяетесь ролями. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.

Трио

Цель: научиться синхронизировать свои движения с движениями других.

Материалы: пустые коробки из-под обуви или веревочки.

Ход игры.  Нужны три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит в середине, ставит обе ноги в две картонные коробки, двое других ребят – по одной ноге в те же коробки (либо связать ноги веревочками). Теперь они должны попробовать пройти несколько метров. Когда все попробуют сделать это упражнение, будет интересно выяснить, сколько человек сможет так двигаться.

Сладкая проблема

Цель: принятие совместного решения.

Материалы: печенье и салфетки на всех детей.

Ход игры.  Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. Сейчас вам надо будет решить одну проблему. Я положу между вами по одному печенью на салфетку, пожалуйста, пока его не трогайте… Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что не можете взять печенье без согласия партнера.

Подождать, пока все пары завершат переговоры. А теперь  каждой паре я дам еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

Игры для всей группы

Небоскреб

Цель: сплочение группы, развитие навыков сотрудничества.

Материалы: складной метр, по 2-3 кубика на каждого ребенка (лучше разного размера).

Ход игры.  Возьмите по два кубика и сядьте в круг. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив на пол один кубик. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше.

Пчелы и змеи

Цель: слаженность действий внутри группы.

Материалы: губка и карандаш.

Ход игры.  Разбейтесь на две группы: пчелы и змеи, и в каждой группе выберите короля. Правила: оба короля выходят из кабинета и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны будут разыскать. Пчелы и змеи должны помогать своим королям, издавая определенный звук: пчелы должны жужжать – жжжжж… а змеи шипеть – шшшшш… Чем ближе король подходит к своему предмету, тем громче должно быть жужжание или шипение.

Бумажные мячики

Цель: вернуть бодрость и активность после долгого сидения.

Ход игры. Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует скомкайте его и сделайте хороший, плотный мячик. Теперь разделитесь на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи в сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выиграет та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, разделительную линию.

Птенцы

Цель: установить в группе спокойную атмосферу и сконцентрировать внимание детей.

Ход игры. Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой или Птицей-папой? Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-мама приглашается обратно в класс. Один из Птенцов очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего Птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: "Вот ты где!". Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.

При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, котят, телят, ягнят и т.д.

Охота

Цель: пробуждает детскую жажду приключений, заставляет собраться и внимательно слушать.

Материалы: повязки на глаза.

Ход игры. Из класса выбирается один Охотник и один Заяц, остальные дети становятся по периметру квадрата, огораживая площадку. Зайцу и Охотнику завязывают глаза и ставят в противоположные углы площадки. Представим себе, что сейчас ночь, и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле: если он окажется на другой стороне – он в безопасности. Охотник пытается поймать его. Все остальные стоят тихо, чтобы Охотник и Заяц могли хорошо слышать друг друга.

Ночной поезд

Цель: овладение различными навыками межличностного общения.

Материалы: повязки на глаза, шляпы (колпаки).

Ход игры. Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами этого поезда. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но они могут издавать тихое "Шшш...", когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Я буду Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.

Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес.

Слепой полет

Цель: научиться взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.

Материалы: липкая лента, повязка на глаза, маленькое одеяло.

Ход игры. В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хотела бы предложить вам такую игру: один из вас будет Чарли, а другой – Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его на "посадочную полосу" (размечена лентой), только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от "взлетно-посадочной полосы". Вы будете жилыми Домами и Деревьями.

Игры в режиме «аквариум»

Смеяться запрещается

Цель: успокоить возбужденную группу, создать сосредоточенное, радостное настроение.

Ход игры. Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако, он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза. Засмеявшийся сам становится ведущим.

Волшебный ящик

Цель: использование актерских талантов и способности понимать символические жесты и движения.

Материалы: метла, веник (или любой предмет)

Ход игры. Сядьте, пожалуйста, в круг. Сегодня я принесла вам метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр и без слов показать нам, во что он превратил эту метлу. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать.

Что я делаю?

Цель: использование актерских талантов и способности понимать символические жесты и движения.

Ход игры. Сядьте, пожалуйста, в круг. Я принесла вам большой волшебный ящик. (Поставьте воображаемый ящик в центре круга и покажите, как он открывается.) поскольку ящик волшебный, внутри у него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него вытащить. Он должен будет без слов показать нам, что вытащил, что он с этим предметом делает или как будет играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из ящика, он, тоже без слов, может присоединиться к показывающему, а тот скажет, правильно ли его поняли.

Игры на релаксацию и визуализацию

Путешествие на облаке

Цель: визуализация, расслабление.

Ход игры. Закрой глаза и сядь поудобнее.

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо.

Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, … Слезь с облака и поблагодари его за волшебное путешествие. Посмотри, как оно медленно растает в воздухе…

Круг силы

Цель: почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задания.

Ход игры.  Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха… Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, до самых кончиков пальцев. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным…

Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе.

Гусева Е.О. Игры Клауса Фопеля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские игры "ЛОВКИЕ РУЧКИ" (из книги Клауса Фопеля).

Вашему вниманию предлагаются разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки рук: тихие и подвижные, развивающие воображение и формирующие конкретные навыки, требующие от детей...

Игры Клауса Фопеля для детей от 3-х лет

Эти игры направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, разви...

Интерактивные игры Клауса Фопеля

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению....

«От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля.

Давно известно, что внешние проблемы часто сплачивают семью, а внутренние разногласия наоборот, её разрушают. Если в семье и взрослые, и дети находят общий язык друг с другом, семья становится крепче....

Игры Клауса Фопеля. (Тимбилдинг)

laquo;От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля....

Интерактивные игры Клауса Фопеля

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному об...

Интерактивные игры, направленные на сплочение детского коллектива. Автор Клаус Фопель

Набор простых игр, которые поддерживают общность группы и дружелюбную атмосферу в ней....