Консультация для родителей "Психологическая подготовка шахматистов"
консультация

Носова Ольга Анатольевна

Мудрые родители никогда не станут упрекать будущего спортсмена за то, что у него что-то не получается. Лучше, наоборот, похвалить его за успехи, а если он и в самом деле играл в какой-то день не лучшим образом, нужно не ругать его за это, а подчеркнуть его старания и стремление победить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Психологическая подготовка шахматистов

 «Величайшее испытание мужества человека —

потерпеть поражение и не пасть духом»

Роберт Ингерсол

Один из самых важных моментов в грамотной психологической подготовке к турниру – это знание ответственности за свою функцию каждого, и родителя, и ребенка, и тренера.

Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Нельзя суетиться, нервничать, сердиться за неправильное принятое ребенком решение за доской.

Определяющим в настрое шахматиста является то, как именно он относится к шахматам. Если для него самое главное в шахматах – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению.

Спортсменам любого уровня необходимо серьѐзно подойти к процессу подготовки к соревнованию. Необходимо настроиться на высокий результат психологически.

Психологические факторы влияющие на результат за шахматной доской очень

разнообразны и многогранны:

Включение психологических факторов в анализ ситуации является необходимым

условием эффективной шахматной деятельности. Например, даже жертва пешки в виде простого гамбита становится неплохим психологическим оружием в шахматах. Именно психологическим оружием, потому что небольшая материальная уступка не ведѐт к нарушению игрового равновесия. Мышление шахматиста держится на двух главных принципах: оценке позиции и расчѐте. Психологическая трудность расчѐта состоит в необходимости строгого контроля над изменениями в позиции, возникающими при очередном ходе. Чаще всего побеждает тот, кто лучше может оценить позицию и глубже произведѐт расчѐт различных вариантов.

Каждый ученик очень сильно эмоционально переживает психологическую травму поражений. Педагоги и родители должны научить психологически, правильно проигрывать свои шахматные партии. Извлекать правильный урок из поражения.

Нужно научить ребѐнка правильно записывать партию, не отвлекаясь от обдумывания своего стратегического плана во время игры.

Ещѐ одной из психологических особенностей шахматного творчества ребѐнка является контроль времени за шахматной доской и возможные цейтноты.

Чтобы стать шахматистом, нужно помимо умения играть, знать теорию, иметь

хорошую специальную подготовку, нужно иметь выносливую работоспособную

нервную систему.

Учащиеся, постигая азы шахматной теории, получают опыт и навыки игры в

шахматы. Навыки выступают в данном случае как психологические явления.

В данном случае необходимо, чтобы не было присутствия сверхмотивации (наличие сверх потребностей), иначе это уже будет недостатком и ученик потеряет

интерес к шахматам.

Подготовить ребёнка к поражению – целая проблема. Шахматы – в миниатюре – как бы модель мира, они – жизненная модель. Игра в шахматы – это всё время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: ты можешь потерять фигуру, ты можешь проиграть. К этому детей нужно готовить с первых занятий.

 Как это происходит? Во-первых, проигрывают, в основном, игрушки, когда играют с детьми. Некоторые игрушки плачут. Поэтому мы их успокаиваем вместе: «Не обижайся. Любой может проиграть, даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать» – «Не будет, мама поймёт». Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению более правильно. Когда ребёнок играет в шахматы дома, очень важно, чтобы он только выигрывал.

Дети все разные. По-разному реагируют на неудачу. Роль родителей, наставников, тренеров в том, чтобы боль и горечь поражения снизить. Успокоить, погулять. Проанализировать. Не ругать, а привести примеры неизбежности проигрышей. Кто не сильно переживает, тот не будет шахматистом. Важно успокоить и настроить на следующую игру. Ведь всегда есть продолжение. И надо собрать силы, забыть неудачу. Здесь родители — очень хорошие помощники. Родителям нужно быть терпеливыми. И не надо свои переживания, которые всегда есть, демонстрировать ребёнку. Не показывать свои эмоции. Нужно привести ребенка в чувство. Не разрешать продолжать игру и самим не играть. Объяснить ребенку, что игра должна приносить радость, сесть вместе и обговорить его ошибку. Рассказать, что нужно сделать для улучшения результата в игре. Ребенку следует научиться справляться с самим собой, а не с соперником. Только так он будет сосредоточен на своем результате, а играть станет интереснее. Приведите ему в пример себя: «Я же не ругаюсь, когда проигрываю».

Вместе с ребенком придумать призы для игры и пригласить поиграть его друзей. Когда друзья будут выигрывать, ваш ребенок будет рад за них и горд, что сам выбирал призы. В конце концов, он научится выражать свое недовольство результатом игры менее эмоционально. Можно провести серию коррекционных игр в этом направлении (см. Приложение). Давать положительную мотивацию и настрой.

Итак, проигрываем… с улыбкой!

Родители – это важно!

«Родители — это самая большая наша подмога.

Родители — это самое большое наше несчастье»

Джорж Хейнц — американский тренер

Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов.

Всех родителей можно условно подразделить на несколько категорий:

родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких турнирах не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко достигают высоких результатов;

папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался шахматами, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде не может привести к большому успеху;

категория родителей — неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует, не столь стремительно, как хотелось бы. Людей такого типа интересует только одно — награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами.

родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать педагогов, почему-то считая себя специалистами в области шахмат

От  отношения родителей ко всему, что делает их ребенок, от их мнения, одобрения, негодования, помощи и понимания зависит успех спортсмена.

Увы, не многие родители понимают, как правильно себя вести, чтобы не напугать, не вызвать отрицательного отношения у ребенка к какой-либо деятельности.

Прежде всего, никогда не нужно ставить условия для будущего спортсмена, говорить ему, что, если он не добьется тех результатов, которых от него ожидают, он будет наказан или что-нибудь в этом роде. Многие начинающие спортсмены с огромным потенциалом бросают шахматы именно из-за того, что на них слишком давят родители. Добиться больших успехов в состоянии постоянного напряжения и страха, что не сможешь сделать того, что от тебя ждут, очень трудно, не каждый человек способен это выдержать.

На самом деле все старания и требования родителей, чтобы их ребенок добивался лучших результатов, больше тренировался, критическое отношение к его ошибкам приводят к возникновению протеста, нежелания что-либо доказывать.

Мудрые родители никогда не станут упрекать будущего спортсмена за то, что у него что-то не получается. Лучше, наоборот, похвалить его за успехи, а если он и в самом деле играл в какой-то день не лучшим образом, нужно не ругать его за это, а подчеркнуть его старания и стремление победить. Также неправильно сравнивать успехи ребенка с достижениями его товарищей, а уж тем более соперников. Каждый человек развивается и по своему индивидуальному пути, поэтому не нужно формировать у ребенка комплекс неполноценности и чувство, что он хуже других.

Очень важно развивать в будущем спортсмене чувство удовлетворения от его поступков. Для этого необходимо акцентировать внимание не на результатах, а на приложенных усилиях для достижения какой-то цели. В итоге он научится нести ответственность за свои поступки, реально оценивать себя и свои силы, ставить перед собой цели и задачи и достигать их, дисциплинировать самого себя, а значит, будет добиваться лучших результатов.

Родители должны находиться в постоянном контакте с педагогом. От того, насколько сплоченно они будут действовать, зависит успех будущего шахматиста. Не должно быть никаких конфликтов или лишних выяснений отношений, особенно в присутствии ребенка, иначе это может травмировать его. Отношения должны строиться по принципу предельной откровенности родителей и педагога. Ни в коем случае родители не должны вмешиваться в работу педагога с их ребенком, важно полностью доверять ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Консультация для родителей "Маленькие шахматисты"

Шахматы увлекательная, интеллектуальная игра. С помощью шахмат дети начинают приобретать важные качества для личности, необходимые в жизни. Игра является «королевским инструментом для развития л...

Консультация для родителей «Юные шахматисты»

Шахматы популярны во всех уголках нашей Земли....

Консультация для родителей "Маленькие шахматисты"

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни....

Консультация для родителей «Юные шахматисты»

Все малыши в дошкольном детстве проявляют какие-либо способности....

Консультация для родителей "Маленькие шахматисты"

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внима...

Консультация для родителей "Маленькие шахматисты"

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внима...