Социально значимый проект по экологии "Земля наш общий дом"
проект (средняя группа)

Тимошенко Наталья Викторовна

Экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества,  в общем,  для нас доме на планете Земля. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания, понимание самоценности, здоровья, желание созерцать красоту природы – вот основы экологической культуры. Сегодня состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги и опасения. Сохранение природных ресурсов и всей нашей планеты от варварского природопользования, несущего прямую угрозу жизни всех её обитателей, выходит на первый план в повседневных заботах всего человечества. Соответствующие шаги предпринимает наше государство, но без сознательного отношения населения к данной проблеме невозможно решить эту проблему. Поэтому необходимо учить детей с ранних лет принимать посильное участие в сохранении нашей среды обитания. Задача и долг взрослых: ввести ребёнка в мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и окружающую природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zemlya.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Социально значимый проект по экологии

на тему: «Земля – наш общий дом».

Автор проекта:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Тимошенко Наталья Викторовна

г. Усть – Лабинск

2023 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

Проект «Земля - наш общий дом» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Вид проекта

Социально – значимый, среднесрочный, групповой

Длительность проекта

С г. - г.

Разработчик проекта

Воспитатель Тимошенко Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Основные исполнители проекта

Педагог, воспитанники ДОУ средней группы, родители воспитанников посещающих ДОУ, музыкальный руководитель.

Социальная значимость проекта

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому, я как педагог, формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Цель проекта

формирование у детей и родителей гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу в сохранении ресурсов на планете Земля.

Основные задачи проекта

Задачи проекта:

Обучающие:

- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

- привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

Развивающие:

- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;

Воспитательные:

- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

Дети:

-формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

Родители:

- активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений.

Педагоги:

- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

- самообразование и самореализация воспитателей

Продукты проектной деятельности

Для детей:

– Коллективные работы: «Придумай и нарисуй экологический знак», «Здоровая планета», «Этот чудный мир воды», коллаж из конфетных фантиков «Вместо мусора цветы».

– Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь»

- Акция «Посадим и сохраним сирень»

- Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».

Для воспитателей:

- сборник методического материала с конспектами занятий, досугов;

- дидактические игры;

- презентации к занятиям;

Для родителей:

- папка – передвижка «Здоровая планета»;

-консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;

- памятка для родителей «Правила поведения в лесу»;

- советы родителям на тему «Научите детей любить и беречь природу!»

- Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание в семье».

Основные принципы проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:

  • Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);
  • Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
  • Вариативности (наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Нормативно – правовая база проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273 – ФЗ.

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.

Обеспечение проекта: материально - техническое

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации, аудио записей)

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.

Выставки фотографий, поделок.

Учебно - методическое

#1042;оронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - С.-П.: Детство-пресс, 2016.

2. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.

4. Интернет-ресурсы.

5. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М.: Новая школа, 1995.

6. Обухова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарий занятия по экологическому воспитанию детей 4-7 лет» - М., 2008.

#1063;иркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» - М., «Вако», 2011.

Интернет – ресурсы:

– сайт «;

сайт «Дошкольник»

– образовательная социальная сеть

Пояснительная записка

Экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества, в общем, для нас доме на планете Земля. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания, понимание самоценности, здоровья, желание созерцать красоту природы – вот основы экологической культуры. Сегодня состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги и опасения. Сохранение природных ресурсов и всей нашей планеты от варварского природопользования, несущего прямую угрозу жизни всех её обитателей, выходит на первый план в повседневных заботах всего человечества. Соответствующие шаги предпринимает наше государство, но без сознательного отношения населения к данной проблеме невозможно решить эту проблему. Поэтому необходимо учить детей с ранних лет принимать посильное участие в сохранении нашей среды обитания. Задача и долг взрослых: ввести ребёнка в мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и окружающую природу.

Во время прогулок воспитанники принимали участие в уборке территории своего участка. У детей возникали вопросы: «Откуда берётся мусор? Что можно сделать для того, чтобы наш мир был краше?» Ребята уже понимают, что маленькая кучка мусора, которая кажется незначительной, соединяясь с другими, становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что это выглядит не эстетично, но и в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. Таким образом, я решила реализовать в группе проект «Мы в ответе за нашу планету!» Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом. На решение таких мелких, но зато насущных экологических задач, и направлена моя работа по реализации данного экологического проекта.

Проект направлен на формирование высокого уровня экологической грамотности населения. Значимость проекта для развития личности ребёнка являются способность к творческому мышлению, умение выявить и спрогнозировать возможное решение проблемы, формирование опыта личного участия в преобразовании среды жизни.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. И от того какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в детское сознание, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в будущем. Спасение планеты в наших руках!

Этапы проекта:

1-й этап: подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников.

Обсуждение с родителями проблемы и определение путей реализации проекта.

Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение художественной литературы, тематических загадок и пословиц.

Подбор иллюстраций, репродукций, картин, мультфильмов.

Пополнение экологической библиотеки по теме проекта.

Составление плана работы проекта.

Беседа с детьми «Помоги природе» для вынесения темы проекта.

Изготовление:

- папка – передвижка «Здоровая планета»;

- консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;

- памятка для родителей «Правила поведения в лесу»;

- лозунг: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»;

- плакат: «Детям — чистую планету!»;

- стенд: «Эколята – юные защитники природы».

Оформление информационного уголка: советы родителям на тему «Научите детей любить и беречь природу!»

Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять».

Оформление фотогазеты на тему: «Что мы знаем о природе и её охране».

Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание в семье».

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Педагоги

Педагоги,

родители

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги,

дети

Педагоги,

родители

Педагоги,

родители

Педагоги,

родители

Педагоги,

родители

Педагоги,

родители

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители

Педагоги,

дети

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

2-й этап: практический

Задача этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений, а также начала основы экологического образования детей и родителей.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Презентации:

«Красная книга природы»,

«Как люди загрязняют планету»,

«Сбережём ресурсы нашей Земли».

Решение проблемной ситуации: «Мусор – это польза или вред?»

Беседы с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке»,

«Азбука поведения в природе»
«Прогулки в природу»,
«Сокровища леса»,

«Давайте беречь воду!»,

«Пожар — это беда леса!»,

«Помоги родной природе»,

«Отдых в парке, лесу, на реке».

Занятия:

«Мы - защитники природы»;

«22 апреля – Всемирный день воды»;

«Мусор не к лицу Земле».

Слушание:

- рассказов Т.А. Шорыгина «Прогулка в лес», В.А. Сухомлинский «Девочка в лесу», Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист»;

- сказок «Зайчик и медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про Хламище-окаянище», экологические сказки Н.А. Рыжова;

- слушание и разучивание стихов о природе и экологии: М. Львовский «Земля, моя планета голубая», Я. Аким «Наша планета», В. Чижов «В природе столько красоты», М. Дудин «Берегите землю», Л. Фадеева «О загрязнении»;

- фонограмм «Звуки природы».

Показ мультфильмов:

«Паровозик из Ромашково», «Давайте разделять мусор», «Зачем нужно беречь воду», «Про всех на свете», «Мальчик и Земля», «Это совсем не про это», «На лесной тропинке».

Экологическая викторина «Земля – наш дом».

Экологическая игра «Спаси планету».

Дидактические игры: «Рассортируем мусор правильно»,

«Хорошо – плохо», «Узнай, чей хвост», «Закончи предложение», «Где что растёт», «Можно - нельзя».

Сюжетно-ролевые игры: «Пикник»; «Зоомагазин», «В лесу».

Подвижные игры:

«Волк и зайцы», «Сова и мыши», «Лесная тропа», «Кто быстрей к дереву».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Что произойдёт, если закопать в землю мусор?»

Оформление стенгазеты ко Дню Земли: «Береги свою планету с тёплым именем Земля».

Экологические акции:

- «Спаси дерево, сдай макулатуру!»,

- «Посадим и сохраним сирень».

Изготовление коллажа из конфетных фантиков «Вместо мусора цветы».

Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».

Конкурсы:

-скворечников «Птичий домик».

- рисунков:

«Этот чудный мир воды»;

«Придумай и нарисуй экологический знак»;

«Здоровая планета».

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».

Март

Апрель

Май

Март

Весь период

Март

Апрель

Май

Весь

период

Весь период

Март

Апрель

Весь

период

Весь период

Апрель

Март

Апрель

Март

Май

Апрель

Май

Март

Март

Апрель

Май

Апрель

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители,

дети Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

дети

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

3-й этап: заключительный

Задачи этапа: обобщение опыта и подведение итогов работы над проектом.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Итоговое занятие «Мусор не к лицу земле».

Май

Педагоги,

дети

Педагоги

Вручение детям эмблему «Юный эколог».

Май

Педагоги,

дети

Педагоги

Фотоотчёт «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь!»

Родительское собрание «Воспитание любви к природе».

Май

Май

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги,

родители

Педагоги

Педагоги

Презентация проекта.

Май

Педагоги,

родители,

дети

Педагоги

Формы и методы работы

Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.

Приёмы:

практические:

  • изготовление поделок,
  • Дидактические игры: «Рассортируем мусор правильно», «Хорошо – плохо», «Узнай, чей хвост», «Закончи предложение», «Где что растёт», «Можно - нельзя».
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Что произойдёт, если закопать в землю мусор?»
  • Оформление стенгазеты ко Дню Земли: «Береги свою планету с тёплым именем Земля».
  • Изготовление коллажа из конфетных фантиков «Вместо мусора цветы».
  • наглядные:
  • Рассматривание плакатов;
  • Фотогазета «Что мы знаем о природе и её охране»;
  • Выставка книг и журналов по теме;
  • Выставка поделок из бросового материала

словесные:

  • беседы – диалоги;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание песен, пословиц и поговорок;

здоровьесберегающие:

  • динамические паузы;
  • гимнастика для глаз;
  • подвижные игры «Сова и мыши», «Кто быстрее к дереву», «Лесная тропа», «Волк и зайцы».

Результативность проекта

У детей сформировалось:

- уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно - творческой деятельности;

- устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;

- умение применять полученные знания в других видах деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повысится уровень профессионализма;

- пополнится развивающая среда в группах.

Рефлексия

Анализируя работу в рамках проекта «Земля – наш общий дом» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с родителями дает хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.

Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлени...

Тема недели: зимняя олимпиада Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством Олимпийских игр.

Тема недели: зимняя олимпиадаЦель: формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качес...

Взаимодействие детского сада с учреждениями социальной направленности Новоуральского городского округа на примере реализации социально-значимого проекта «Доброе сердце»

Для реализации данной задачи командой дошкольного учреждение был разработан социально-значимый проект «Доброе сердце», представляющий собой организацию и проведение театрализованных предст...

«Взаимодействие детского сада с учреждениями социальной направленности Новоуральского городского округа на примере реализации социально-значимого проекта «Экофест»

В России 2017 год был объявлен «Годом экологии» не случайно. Современный мир высокотехнологичен, но множество производств, машин и прочих современных отходов, даже в бытовых условиях сказы...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...