Консультация на тему: "Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
консультация

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня это проблема? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка»

Консультация

Тема: Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Воспитатель: Подгорная В.Н.

2022

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня это проблема? Актуальность как необходимость – очевидна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного  взаимодействия  взрослого  и  ребенка.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

  1. Исследовательско-творческие – дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево-игровые – с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают пр=о-своему поставленную задачу.
  3. Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и др.).
  4. Информационно-практикоориентированные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи т.д.
  5. Нормативные – проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. Постановка цели;
  2. Поиск формы реализации проекта:
  3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. Организация        совместной        (с        педагогами,        родителями,        детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • Учет интересов каждого ребенка;
  • Деятельность детей без принуждения;
  • Предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • Совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • Тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую часть в реализации проекта играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно- патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок рос талантливым, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структуированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...