Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сабирова Римма Касимхановна

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sabirovoy.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .Проблема воспитания у подрастающего поколения - любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

 С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство  детей дошкольного возраста  с национальным и региональным культурным наследием, изучение  истории страны, края.

« Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу.  И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»                      Д.С. Лихачёв                                                    

И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это - начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им  знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная  программа должна строиться на комплексно-тематическом принципе  построения образовательного процесса, который является альтернативой учебной модели. Реализация  комплексно-тематического принципа практически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции . Полноценная реализация «темы»  не может быть не только без интеграции содержания дошкольного образования , но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. Кроме того, темы , в рамках которых решаются образовательные задачи , должны , с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес ребенка, обеспечивая мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Комплексно-тематическому принципу  отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по  нравственно- патриотическому воспитанию.

Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Мы с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала  нами  была разработана система и последовательность работы, разработаны образовательные блоки: семья, детский сад, мой город, мой край, культура и традиции русского, татарского и народов Поволжья, моя страна. Все эти блоки лишь явились составляющими проекта "Родной край".

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Нами был разработан мини-проект "Семья" по ознакомлению с родным краем. Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желания, права. Мини-проект "Семья" включает темы: семейные фотографии, кто такие мои бабушка и дедушка, все профессии важны, отдых вместе, праздники в кругу семьи, генеалогическое дерево.

Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением   видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.

В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети  по крупицам исследовали каждый объект (о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.

Проект «Семья» актуален во всех  возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа может строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом –  оформление фотовыставки « Вместе дружная семья». Родители  с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение . Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

 В старшей, подготовительной группе  перед детьми становятся уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево, дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.  

Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город  славен своей  историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект « С чего начинается Родина», который велся по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.

Знакомство с историей  возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея, музея 1000-летия Казани, музея естественной истории Татарстана, через чтение специальной литературы исторического характера, рассматривания иллюстраций с видами улиц, зданий, памятников в прошлом и сравнение с настоящим, через организацию исследовательской деятельности.

В нашем городе имеются  неповторимые памятники архитектуры – Дом музей Габдуллы Тукая, Максима Горького, Мусы Джалиля.  Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связан с приобщением к творчеству всемирно известных людей.

В нашем городе жил выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки – Салих Сайдашев. Музей открыт в доме, где он жил, и включает экспозиционные залы и музыкальный салон.  Результатом данного посещения стала выставка детских работ « Мой город». Итоговым мероприятием стало занятие «Я здесь живу, здесь родина моя», а также конкурс «Знатоки города».

Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта  возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

Работа по  реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение стали активнее принимать участие  в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

Мини - проект "Родной город" включает темы: история Казанского Кремля, легенды возникновения города Казани, достопримечательности нашего города, знаменитые жители.

 Дети ознакомились с достопримечательностями родного города и его знаменитыми жителями.

Мини проект "Мой город" включает темы: "Мы  казанцы", "Казанский Кремль",  Достопримечательности Казани", "Великие люди Казани", "Новогодняя Казан".    

Был создан "Мини - центр краеведения". Дети познакомились с государственной символикой, посетили краеведческий музей; знакомились с природой родного края, собирая сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада.

Мини-проект "Культура моего народа" включает темы: национальный русский костюм, национальный татарский костюм, народные промыслы,

Дети знакомились с особенностями русского и татарского национальных костюмов, с народными промыслами, знакомились с произведениями художественной литературы, фольклором, национальными традициями.

Мини-проект "Культура народов Поволжья". В ходе проекта дети знакомились с географическим положением республики, символикой, традициями, фольклором, костюмами, народными играми башкирского, чувашского, марийского, мордовского народов.

 Каждый мини проект завершается итоговым мероприятием. Например: "Семья" - завершился созданием "Фотовыставки", составлением родителями генеалогического дерева; "Детский сад" - выставка совместных детских рисунков; "Культура моего народа" - фольклорным праздником "Дружно мы живем в краю родном", где были использованы традиции гостеприимства, угощения, игры, танцы, хороводные песни русского и татарского народов; проект "Родной край" завершается интеллектуальной игрой с участием родителей и детей "КВН"

 Участие в проектной деятельности дает возможность развивать  у дошкольников внутреннюю активность , способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает  большие перспективы перед педагогом.  Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...

"Бессмертный полк" нашей группы Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Людмила СтепановаФотоотчет «Бессмертный полк нашей группы»Проектная деятельность как средство  патриотического воспитания  старших дошкольников."Без знаний прошлого нет буду...

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной  области «Познавательное развитие...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...