Главные вкладки

    Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
    проект (подготовительная группа) на тему

    Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. 

    Материал содержит актуальную практическую информацию для педагогов об особенностях организации проектной деятельности со старшими дошкольниками (на примере творческого краткосрочного проекта, посвященного ВОВ, "Чтобы помнили..."): определение проблемы, цели (взрослая и детская), задач, предполагаемого результата; описание предварительной работы, всех этапов реализации проекта с участием детей, педагогов и родителей; выводы (достигнутые результаты).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_posvyashchennyy_vov_chtoby_pomnili_.docx45.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЗАРИНСКА

    Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности

    Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

    Подготовила

    Чудова Ольга Николаевна,

    старший воспитатель

    Заринск 2018

    Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

     через организацию проектной деятельности

    Актуальность

    «Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

    (В.А. Сухомлинский)

    Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно  многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой  народ, уважение к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

    Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образования.

    В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Стратегия развития образования на период до 2025г. предусматривает, в том числе, государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

    Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной доктрине образования: Права и свобода человека, Любовь к Отечеству, Равноправие народов, Незыблемость демократической основы России, Бережное отношение к историко-культурному наследию народов, Разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей нравственно-патриотического воспитания.

    В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей), который широко используется в нашей ДОО.

    В связи с актуальностью данной проблемы и в соответствии с одной из годовых задач детского сада был разработан и реализован проект «Чтобы помнили…».

    Определение проблемы

    В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что:

    - дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне:

    - не имеют представлений о причинах возникновения праздника;

    - плохо ориентируются в истории нашей страны;

    - у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.

    Цель проекта

    Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

    Задачи проекта

    • Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике, родах войск, о жизни детей в годы войны.
    • Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
    • Воспитывать уважение к участникам и ветеранам ВОВ, защитникам Отечества.
    • Познакомить детей с тем, как жители Алтайского края сражались на фронте и трудились в тылу, приближая Победу.
    • Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.
    • Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
    • Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
    • Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
    • Вызвать у детей желание подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.

    Цель детская

    Подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением участников ВОВ.

    Тип проекта

    Творческий, познавательный, краткосрочный (2 недели), групповой.

    Участники проекта

    Дети подготовительных групп, родители, воспитатели, музыкальные руководители

    Предполагаемый результат

    •        сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

    •        осознание родителями важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    Предварительная работа с детьми и родителями

    • Чтение  художественной литературыв детском саду и дома, обсуждение прочитанного (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги  С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»Л. Кассиль  из книги «Твои защитники»).
    • Выставка художественной литературы о ВОВ «Ради жизни на Земле» в методическом кабинете, организация экскурсии. В подборе литературы активное участие приняли все педагоги детского сада, родители и родственники детей, участвовавших в проекте.
    • Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша» и др.
    • Конструирование «Военная база» (из мелкого и крупного конструктора разных видов,маленьких солдатиков, военной техники).
    • Моделирование и решение проблемных ситуаций («Что было бы, если…», «Помоги товарищу», «Как бы ты поступил…» и др.).
    • Сюжетно-ролевые игры «Военные», «Моряки», «Госпиталь» и др.
    • Дидактические игры «Чья форма», «Ордена и медали», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Раньше и теперь» и др.
    • Подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Снаряды на передовую», «Сапёры».
    • Настольная игра «Морской бой» (домашнее задание).
    • Спортивный досуг «Мы – солдаты».
    • Рассматривание открыток и иллюстраций «Города-герои», «Великие люди ВОВ».
    • Беседы с детьми «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину», «Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Дети войны», «В нашей семье есть герой». Подготовка рассказов детей с родителями, бабушками, дедушками.
    • Просмотр видео фильма «Минута памяти», слайдовых презентаций «Военная хроника», «Рода войск».

    Содержание этапов проекта

    1 этап. Целеполагание

    На данном этапе проекта воспитатели предложили детям порадовать участников ВОВ.

    Дети:

    - определили проблему - нужно уделить внимание и порадовать участников ВОВ, показать, что мы их помним, ценим;

    - поставили цель – подготовить праздник, посвященный Дню Победы и пригласить на него участников ВОВ.

    Здесь важно, чтобы инициаторами, вдохновителями идеи были сами дети.

    2 этап. Разработка проекта

    Воспитатели предложили детям составить план подготовки к празднику.

    Дети с помощью воспитателей определили, что нужно, чтобы праздник прошел интересно, к кому можно обратиться за помощью, т.е. составили план по достижению цели, наметили шаги.

    3 этап. Реализация проекта

        Это так называемая практическая часть, осуществлению которой помогали родители, бабушки, дедушки, музыкальные руководители, воспитатели.

    План подготовки к празднику (составили дети с помощью воспитателей):

    • Выставка игрушек разных лет «Военная техника».
    • Продуктивная деятельность:
    • выставка детских рисунков «9 мая – День Победы»;
    • выставка семейного творчества (поделок, стенгазет, фотографий) «Ради жизни на Земле».
    • Выбор и заучивание стихотворений по данной тематике.
    • Изготовление праздничных открыток для участников ВОВ – совместное творчество детей и их родителей.
    • Репетиция танцев, заучивание и повторение песен(обратились за помощью к музыкальным руководителям).
    • Разработка слайдовой презентация совместно с воспитателями в формате MicrosoftPowerPoint «9 мая - День Победы» для демонстрации на празднике.
    • Составление сценария (обратились за помощью к музыкальным руководителям).
    • Оформление музыкального зала к празднику.

    4 этап. Подведение итогов

    1. Презентация проекта в форме праздника с приглашением ветерана ВОВ, тружеников тыла, участника блокадного Ленинграда «Поклонимся великим тем годам…».

    Итоговый заключительный этап проекта стал для каждого участника особо торжественным и запоминающимся. В нем принимали участие:

    - педагоги и специалисты дошкольного учреждения;

    - дети подготовительных к школе групп;

    - родители;

    - ветераны ВОВ, труженики тыла, участник блокадного Ленинграда.

    Обстановка, которая была создана организаторами мероприятия (педагогами и детьми), «говорила» о продуманном,  творческом подходе к организации событийной общности, желании объединить людей разных поколений. Это говорит об осознанном, ответственном, уважительном отношении к каждому члену общности. Составители сценария умело сочетали музыку, танцы, художественное слово, создавая события тех давно минувших дней, которые так бережно хранит каждый из нас в своем сердце. Педагоги нашего ДОУ исполнили песни военных лет. Особый интерес вызвали рассказы участников ВОВ: о битве на Курской Дуге, о блокадном Ленинграде, о труде детей во время ВОВ на полях, заводах, фабриках. Все присутствующие со слезами на глазах слушали гостей и проживали в душе те далекие, страшные события. Дети с неподдельным интересом, желанием и гордостью  исполняли подготовленные номера: танцы, песни, стихи. В заключении наши гости получили подарки, приготовленные детьми и родителями: цветы и открытки.

    1. Постановка новой проблемы.

    Дети предложили ежегодно проводить подобные мероприятия в детском саду. Но т.к. они выпускаются из детского сада, захотели передать свои знания и наработанный материал детям старших групп.

    Выводы

    По окончании проекта повторно был проведен опрос детей, участвовавших в проекте.

    Реализация проекта  показала свою эффективность:

    Дети:

    -демонстрируют обширные  знания о Великой Отечественной Войне;

    - имеют представления о причинах возникновения праздника;

    - у детей  сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия;

    - имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;

    - знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

    - владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы»;

    - умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;

    - толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

    Родители:

    - активные и заинтересованные участники проекта;

    -  ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Педагоги:

    - осуществляют инновационную деятельность.

    - повышают профессиональный уровень.

    Заключение

    1. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
    2. Мы считаем, что основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
    3. Использование метода проектов в практике нашей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

    «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

    (С. Михалков)

     

    Литература:

    • Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011
    • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий дляработа с детьми 6-7 лет. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007
    • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.; испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2001
    • Петрова В.И.. Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.:Мозаика-Синтез, 2007.- 80с.
    • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
    • Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.
    • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
    • Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
    • Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
    • Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    • Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

    Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

    «Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

    Самообразование "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях проектной деятельности ДОУ" 2016-17 г

    Тема самообразования посвящена вопросу нравственно - патриотического воспитания в условиях проектной деятельности ДОУ.Понимая важность проблемы я поставила перед собой цель: повысить свою профессионал...

    Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

    «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

    Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

    В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...