Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
проект (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. 

Материал содержит актуальную практическую информацию для педагогов об особенностях организации проектной деятельности со старшими дошкольниками (на примере творческого краткосрочного проекта, посвященного ВОВ, "Чтобы помнили..."): определение проблемы, цели (взрослая и детская), задач, предполагаемого результата; описание предварительной работы, всех этапов реализации проекта с участием детей, педагогов и родителей; выводы (достигнутые результаты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posvyashchennyy_vov_chtoby_pomnili_.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЗАРИНСКА

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности

Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Подготовила

Чудова Ольга Николаевна,

старший воспитатель

Заринск 2018

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

 через организацию проектной деятельности

Актуальность

«Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

(В.А. Сухомлинский)

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно  многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой  народ, уважение к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образования.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Стратегия развития образования на период до 2025г. предусматривает, в том числе, государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной доктрине образования: Права и свобода человека, Любовь к Отечеству, Равноправие народов, Незыблемость демократической основы России, Бережное отношение к историко-культурному наследию народов, Разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей нравственно-патриотического воспитания.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей), который широко используется в нашей ДОО.

В связи с актуальностью данной проблемы и в соответствии с одной из годовых задач детского сада был разработан и реализован проект «Чтобы помнили…».

Определение проблемы

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что:

- дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне:

- не имеют представлений о причинах возникновения праздника;

- плохо ориентируются в истории нашей страны;

- у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.

Цель проекта

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

Задачи проекта

  • Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике, родах войск, о жизни детей в годы войны.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
  • Воспитывать уважение к участникам и ветеранам ВОВ, защитникам Отечества.
  • Познакомить детей с тем, как жители Алтайского края сражались на фронте и трудились в тылу, приближая Победу.
  • Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.
  • Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
  • Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
  • Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
  • Вызвать у детей желание подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.

Цель детская

Подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением участников ВОВ.

Тип проекта

Творческий, познавательный, краткосрочный (2 недели), групповой.

Участники проекта

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели, музыкальные руководители

Предполагаемый результат

•        сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

•        осознание родителями важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Предварительная работа с детьми и родителями

  • Чтение  художественной литературыв детском саду и дома, обсуждение прочитанного (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги  С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»Л. Кассиль  из книги «Твои защитники»).
  • Выставка художественной литературы о ВОВ «Ради жизни на Земле» в методическом кабинете, организация экскурсии. В подборе литературы активное участие приняли все педагоги детского сада, родители и родственники детей, участвовавших в проекте.
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша» и др.
  • Конструирование «Военная база» (из мелкого и крупного конструктора разных видов,маленьких солдатиков, военной техники).
  • Моделирование и решение проблемных ситуаций («Что было бы, если…», «Помоги товарищу», «Как бы ты поступил…» и др.).
  • Сюжетно-ролевые игры «Военные», «Моряки», «Госпиталь» и др.
  • Дидактические игры «Чья форма», «Ордена и медали», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Раньше и теперь» и др.
  • Подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Снаряды на передовую», «Сапёры».
  • Настольная игра «Морской бой» (домашнее задание).
  • Спортивный досуг «Мы – солдаты».
  • Рассматривание открыток и иллюстраций «Города-герои», «Великие люди ВОВ».
  • Беседы с детьми «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину», «Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Дети войны», «В нашей семье есть герой». Подготовка рассказов детей с родителями, бабушками, дедушками.
  • Просмотр видео фильма «Минута памяти», слайдовых презентаций «Военная хроника», «Рода войск».

Содержание этапов проекта

1 этап. Целеполагание

На данном этапе проекта воспитатели предложили детям порадовать участников ВОВ.

Дети:

- определили проблему - нужно уделить внимание и порадовать участников ВОВ, показать, что мы их помним, ценим;

- поставили цель – подготовить праздник, посвященный Дню Победы и пригласить на него участников ВОВ.

Здесь важно, чтобы инициаторами, вдохновителями идеи были сами дети.

2 этап. Разработка проекта

Воспитатели предложили детям составить план подготовки к празднику.

Дети с помощью воспитателей определили, что нужно, чтобы праздник прошел интересно, к кому можно обратиться за помощью, т.е. составили план по достижению цели, наметили шаги.

3 этап. Реализация проекта

    Это так называемая практическая часть, осуществлению которой помогали родители, бабушки, дедушки, музыкальные руководители, воспитатели.

План подготовки к празднику (составили дети с помощью воспитателей):

  • Выставка игрушек разных лет «Военная техника».
  • Продуктивная деятельность:
  • выставка детских рисунков «9 мая – День Победы»;
  • выставка семейного творчества (поделок, стенгазет, фотографий) «Ради жизни на Земле».
  • Выбор и заучивание стихотворений по данной тематике.
  • Изготовление праздничных открыток для участников ВОВ – совместное творчество детей и их родителей.
  • Репетиция танцев, заучивание и повторение песен(обратились за помощью к музыкальным руководителям).
  • Разработка слайдовой презентация совместно с воспитателями в формате MicrosoftPowerPoint «9 мая - День Победы» для демонстрации на празднике.
  • Составление сценария (обратились за помощью к музыкальным руководителям).
  • Оформление музыкального зала к празднику.

4 этап. Подведение итогов

  1. Презентация проекта в форме праздника с приглашением ветерана ВОВ, тружеников тыла, участника блокадного Ленинграда «Поклонимся великим тем годам…».

Итоговый заключительный этап проекта стал для каждого участника особо торжественным и запоминающимся. В нем принимали участие:

- педагоги и специалисты дошкольного учреждения;

- дети подготовительных к школе групп;

- родители;

- ветераны ВОВ, труженики тыла, участник блокадного Ленинграда.

Обстановка, которая была создана организаторами мероприятия (педагогами и детьми), «говорила» о продуманном,  творческом подходе к организации событийной общности, желании объединить людей разных поколений. Это говорит об осознанном, ответственном, уважительном отношении к каждому члену общности. Составители сценария умело сочетали музыку, танцы, художественное слово, создавая события тех давно минувших дней, которые так бережно хранит каждый из нас в своем сердце. Педагоги нашего ДОУ исполнили песни военных лет. Особый интерес вызвали рассказы участников ВОВ: о битве на Курской Дуге, о блокадном Ленинграде, о труде детей во время ВОВ на полях, заводах, фабриках. Все присутствующие со слезами на глазах слушали гостей и проживали в душе те далекие, страшные события. Дети с неподдельным интересом, желанием и гордостью  исполняли подготовленные номера: танцы, песни, стихи. В заключении наши гости получили подарки, приготовленные детьми и родителями: цветы и открытки.

  1. Постановка новой проблемы.

Дети предложили ежегодно проводить подобные мероприятия в детском саду. Но т.к. они выпускаются из детского сада, захотели передать свои знания и наработанный материал детям старших групп.

Выводы

По окончании проекта повторно был проведен опрос детей, участвовавших в проекте.

Реализация проекта  показала свою эффективность:

Дети:

-демонстрируют обширные  знания о Великой Отечественной Войне;

- имеют представления о причинах возникновения праздника;

- у детей  сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия;

- имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;

- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

- владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы»;

- умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;

- толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Родители:

- активные и заинтересованные участники проекта;

-  ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

- осуществляют инновационную деятельность.

- повышают профессиональный уровень.

Заключение

  1. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
  2. Мы считаем, что основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
  3. Использование метода проектов в практике нашей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

(С. Михалков)

 

Литература:

  • Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011
  • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий дляработа с детьми 6-7 лет. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.; испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2001
  • Петрова В.И.. Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.:Мозаика-Синтез, 2007.- 80с.
  • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
  • Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
  • Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
  • Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
  • Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельность "За нами будущее"

Аннотация патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошколь...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...