«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
статья

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль коммуникации в становлении личности ребенка-дошкольника с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

По данным «ЮНЕСКО» два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. В России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности.

Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различнаЭто и неслышащие или слабослышащие, незрячие или слабовидящие, с  недоразвитием речи, с двигательными расстройствами, с задержкой психического развития, с органическими поражениями головного мозга, с ранним детским аутизмом, а также со сложными нарушениями развития.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогические работники, реализующие Программу ДО, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития всех групп детей». ФГОС определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми в различных видах деятельности.

     Среди основных профессиональных компетентностей педагога выделяют:

- Регулятивную компетентность – умение педагога управлять своим поведением и поведением воспитанников, контролировать свои и их эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

- Коммуникативную– значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, умение правильно общаться с воспитанниками и их родителями, и это, пожалуй, одна из главных и, может быть, сложных в овладении профессиональных компетенций. 

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка.

            Коммуникация же с  детьми с ОВЗ имеет свои особенности:

- снижение потребности в общении, трудности при вступлении в контакт со сверстниками и взрослыми;
- различные нарушения звукопроизношения зачастую мешают  правильному выражению мыслей;
- нежелание вообще вступать в контакт;
- трудности понимания обращенной к ним  речи;
- многократное  повторение «безадресного» сообщения о своей потребности;
- трудности в употреблении невербальных средств общения;
- затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят и не понимают улыбку или одобрение;
- неактивность в ходе диалога со взрослым или, наоборот,  импульсивность и  невнимательность к словам собеседника.

       Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности:
1)  в игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры);

2)  в беседы, обсуждения литературных произведений;

3) в творчество.

А. Амонашвили отмечал: «Педагогический процесс должен быть наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успеха и утверждением достоинства каждого ребенка. Такой стиль отношений способствует всестороннему, полноценному проявлению задатков детей, целостному формированию его личности. Ребенок становится открытым и восприимчивым к педагогическому воздействию только в том случае, если характер общения с ним близких людей поощряет его проявлять и утверждать себя, помогает ему в этом». 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, развития,  обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

 Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость, раздражительность, асоциальность. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности, используемые с ОВЗ:

- словесные  (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации образовательного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Личностно-ориентированное образование, сутью которого является учет соматических и психологических особенностей ребенка, создание условий для его личностного развития, создание ситуации успеха, становится основой для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного применения личностно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ от педагога требуется не только педагогические знания, но и знания по психологии, физиологии, технологии воспитания на диагностической основе в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.

Это - альтернатива учебно-дисциплинарной модели образования, модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой - «не рядом и не над, а вместе». Характерные черты этой модели взаимодействия взрослого с ребенком прослеживаются в режимных моментах, совместной свободной и организованной деятельности. Цель такого общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать и развивать его индивидуальность.

Способы, культивируемые педагогами при общении: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика взаимодействия с воспитанниками сводится к  сотрудничеству, созданию и использованию ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика смены стилей эмоционально наполненного и позитивного общения.

Личностная позиция педагогов дошкольного учреждения - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Педагогический процесс должен доставлять ребенку радость жизни. Ребенок ее чувствует только в том случае, если на занятие царит духовная общность между педагогом и детьми.

Возвращаясь к зависимости успеха ребенка от профессионализма педагога, можно с уверенностью сказать, что залог эффективности работы кроется в их успешном взаимодействии, партнерстве и сотрудничестве: воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Мало обладать природной чуткостью, необходимо обладать инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, обладающего всеми необходимыми качествами, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами.

Сегодня хорошо известно, что прямое обучение в образовании не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Образовательная деятельность строится таким образом, что ребенок становится субъектом собственной активности, так, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает постоянное внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок, переход к партнерским отношениям.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый играет роль партнера, а не учителя.

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В дошкольных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Выделяются следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсомоторное развитие.
  • Развитие коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.

Таким образом, эмоционально близкое взаимодействие взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве для полноценного развития и образования воспитанников с ОВЗ в рамках личностно ориентированной модели коммуникации.

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что нужно развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности каждого ребенка.

Литературные источники

  1. Выготский Л. С. «Антология гуманной педагогики. Вып. 1.»  / Сост. и вступ. ст. А. А. Леонтьева. - М.: 1996. - 130-133 с.;
  2.   Лаптева И. Д. «К вопросу о педагогической компетентности» //Педагогическое образование и наука. - М.: 2007. - № 4- С.35-38.;
  3. Олешков М. Ю., Уваров В. М. «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины».- М: Компания Спутник, 2006. – 191 с.
  4. ФГОС дошкольного образования.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения: 30.04.2019).
  5.  Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.
  6.  Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в группах дошкольной образовательной организации. С-Пб.:Детство-Пресс., 2015.
  7. Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Биологические науки. – 2017. – № 5. – С. 5-12.
  8. Григоренко Н.Ю.Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.//Педагогическое образование в России.-2017.-№2.-С.88-93.
  9. Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова //Вып.4- М., 2010- 189с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога....

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Эссе на тему "Личностно-ориентированная модель педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду".

В современных условиях создания гуманистической образовательно-воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно - ориентированного взаимодейств...

Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком....