Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"
методическая разработка ( группа) на тему

Богушова Светлана Федоровна

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Разыграем спектакль – сказку о коммуникативных возможностях Педагога.

Сказка «Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников»

Цель: Рассмотреть проблему совершенствования коммуникативных возможностей педагога, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста. Побуждать педагогов к организации продуктивного общения с детьми, обеспечивающего речевую активность дошкольников. Выбрать модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Рассказчик.

Расскажу я вам сказку чудную –

Очень полезную, да и премудрую,

Все в ней правда.

Есть намек –

Красным девицам урок.

Жил был Педагог в особой стране – Дошкольное образование. Прослужил в детском саду много лет верою и правдою. Любил детей малых, разумел коллег своих, был по сердцу родителям, активно сотрудничал с ними. До поры до времени у него все ладно получалось, но стал подмечать Педагог утрату интереса к нему народа доброго.  Не внимали ему люди хорошие да детушки малые, не обращали внимания на то, что он вещает, не отвечали на вопросы его, к ним обращенные, не спрашивали его о делах праведных.  Тут напала на него такая грусть, что на свет бы не смотрел, а чем дальше – тем сильнее. Стал Педагог думу думать: «Как переменить отношение к себе? Как приумножить свои силушки –увеличить коммуникативные возможности?».

Педагог:

Горя бояться – счастья не видать.

Рассказчик:

Сказал наш герой и отправился в путь-дорогу. Долго ли, коротко ли шел Педагог, оказался он в месте чудном, где и стар и млад умели устанавливать и развивать контакты между собой в совместной деятельности, обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, воспринимать и понимать другого человека. А место это именовалось – Общение. Глядь – стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел и смотрел, слушал и слушал. Свободная, творческая, неповторимая красна девица Речь. И стала выспрашивать она  у него:

Речь:

Что за кручина у тебя такая, отчего же ты не весел, буйну голову повесил, призадумался, закручинился?

Педагог:

Как мне не кручиниться! Ищу я диво дивное, чудо чудное, да не знаю, где найти.

Рассказчик:

Педагог поведал ей о проблемах своих.

Речь:

Пойдем со мной. Сослужу тебе службу верную. Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал. Помогу тебе справиться с этим лихом, укажу, как можно обогатить свои коммуникативные возможности. Вот только для этого  надобно измениться, «переодеться» в новую модель взаимодействия. Однако в стране сей чудной имеется несколько моделей взаимодействия. Надобно тебе самому выбор сделать.

Педагог:

Коли здесь не добьюсь толку, больше идти некуда!

Рассказчик:

Краса ненаглядная подхватила нашего героя под белы рученьки и подвела к Мастерам важным, имеющим секрет потаенный – умение «кроить»  модели взаимодействия, создавать для всякого педагога стиль общения неповторимый (справка 1).

Речь:

Поведайте гостю нашему, что вы за люди такие, покажите свое умение.

Рассказчик:

Первый Мастер, не долго мешкая, стал нахваливать Педагогу свою либерально-попустительскую модель педагогического взаимодействия, т.е. «невмешательства» в жизнь ребенка.

Первый Мастер:

Я придерживаюсь следующих особенностей создания модели. В ее основе самостоятельность ребенка. С проблемами ребенок должен справляться сам. Я наказываю следовать словам: «Ничего, сам (сама) справится». Позиция взрослого в общении с детьми такова: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое». Способы общения: холодное наблюдение. Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Вашей личностной позицией будет: «не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить». В качестве субъекта фактически выступает ребенок, а педагогу отводится пассивная роль. Задача взрослого – приспосабливаться к желаниям ребенка, т.е. создание условий и предпосылок для его спонтанного развития. Активизация речевых высказываний минимальна.

Рассказчик:

Второй Мастер говорит:

Второй Мастер:

Твое мастерство невелико. То ли дело моя работа! Поведаю тебе об учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия. Цель общения, которую я устанавливаю – вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Мой наказ: «Делай как я!». Я предлагаю такие способы общения, как: указание, распоряжение, наставление, разъяснение, запрет, требование, нотации. Моя тактика общения: диктат или опека. Взаимоотношения, построенные на таких связях, - тоталитарны. Общение носит формальный характер. Большинство высказываний педагога не вызывают ответной реакции детей. Нет ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Я работаю в технике субъект-объектных связей». Ребенок выступает в качестве объекта (обязан, должен)

Рассказчик:

Третий Мастер молвил:

Третий Мастер:

Дело это нехитрое и мне ведомо, как тебе помочь. Пригодится личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия.

Цель общения: обеспечить психическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость бытия; формировать начала личности; развивать индивидуальность ребенка.

Условия общения: принятие и понимание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); учет точки зрения ребенка, его чувств и эмоций.

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Личностная позиция Педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: полноценный партнер в условиях сотрудничества.

«Нити» особые, прочные: субъект – субъектные связи.

Рассказчик:

Стал думать Педагог, какую модель ему выбрать. Принялся примерять модели взаимодействия. Примерил третью модель и сам диву дался. Глядит, любуется, не налюбуется.

Педагог:

В результате использования этой модели:

- свобода мышления, воображения;

- отсутствие страха, эмоциональная защищенность;

- возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;

- взаимодействие собеседников как равноправных  партнеров;

- осуществление общения в интересах развития речи детей.

Ну и мастер! Ну и чудо сделал! Век такого не видывал!

Рассказчик:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Третий Мастер:

Ну, как доволен ты моим искусством?

Педагог:

Слов не нахожу, так доволен! Да как же ты умудрился это придумать?

Третий Мастер:

Хорошо, познакомлю тебя с принципами установления субъект-субъектных связей.

Принцип диалогизации педагогического взаимодействия – взрослый и ребенок должны быть равноправными партнерами.

Принцип проблематизации – взрослый не воспитывает, не передает, но актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность ребенка, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.

Принцип персонализации – ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействие не личности, а «роли». В связи с этим отказ от включения во взаимодействие тех элементов личностного опыта и тех ролевых масок, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Принцип индивидуализации – выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям детей содержания, форм и методов воспитания.

Посоветую тебе украсить новый наряд.  Выбери из слов, обращенных к детям, те, которые соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Слова: пожалуйста, как ты думаешь, сделай так-то, почему ты так считаешь, как бы ты это сделал, ты сделал неправильно. Отлично, молодец, я за тебя рада, я знаю – у тебя все получится, когда ты научишься делать правильно, неумеха и т. д.

Рассказчик:

Слово за слово, понял Педагог, что от обращения его к детям зависит развитие их речи.

Вывод: Необходимо использовать общение в интересах развития речи детей. Обеспечивать субъект-субъектные связи, при которых собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Данная задача является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

Рассказчик:

Примерил педагог модель новую и почувствовал, что выходит у него прогнозировать и предельно способствовать развитию ребенка, формировать речевые умения  его и навыки. Даже двигаться Педагогу стало легче, столь удобной  оказалась модель эта. Он приметил, что стал иначе говорить, по-иному поступать. Пошла весть по белу свету, что может он совладать с любым вопросом мудреным.

Задание. Педагог отвечает на вопросы.

  1. Как вы думаете, если ребенок с чем-то не справляется, как должен поступать педагог? Что говорить? (Поддерживать желание ребенка добиваться результата. Понимать, что отрицательная оценка личности ранит самолюбие ребенка. Оценивать конкретные поступки ребенка: «Ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» Подбадривать ребенка, внушать ему уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Попробуй еще раз»).
  2. Почему педагогу желательно использовать авансирование? Какими словами оно должно быть выражено? (Любое дело желательно начинать с чувства успеха – это чувство должно быть не только в конце, но ив начале действия. Создается ситуация, вызывающая у детей ощущение радости поиска: «Я чувствую, что у тебя все получится».)
  3. Почему педагогу необходимо отказаться от упреков в адрес ребенка? (Частые упреки в адрес ребенка подавляют его инициативу, вызывают неуверенность в себе, гасят любознательность.)
  4. Почему педагог должен отказаться от привычки сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей?
  5. Почему необходимо думать о том, за что похвалить ребенка?
  6. Почему надо чаще давать ребенку право самому выбирать, что и как он будет делать?
  7. Отчего надо постоянно пытаться встать на точку зрения ребенка?
  8. Какие условия организации педагогического процесса желательно создавать? Как это влияет на развитие речи детей?

Рассказчик:

Стал выспрашивать Педагог у Мастера:

Педагог:

Не утаил ли ты какие секреты потаенные?

Третий Мастер:

Открою тебе три секрета.

  1. Не торопись сказать «нет».
  2. Избегай повелительного наклонения.
  3. Если хочешь нравиться людям добрым – улыбайся!

Рассказчик:

На прощанье Речь и Мастер предложили Педагогу найти один из основных законов в главном документе ФГОС ДО,  который определяет стиль взаимодействия педагогов с детьми.

Педагог:

Основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом образовательных отношений.

Задание. Работа со словарем – найти значение слов «содействие», «»сотрудничество»

(мотивация – похвала – эмпатия – поддержка;

право выбора – оценка поступков – авансирование;

проблемное построение деятельности – психологический комфорт;

обеспечение активности – подбадривание – отказ от упреков).

Расказчик:

Вот какие дела временами случаются!

Наша сказка о ФГОС продолжается.

Сегодня на нашем пути мы великого Мастера повстречали,

Принципы содействия и сотрудничества с ним познавали.

Желаем вам неизменно к истине идти!

Творческие идеи пусть сопровождают вас в пути!

Введение ФГОС ДО обусловило возрастающие требования общества к качеству образования и профессионализму педагогов. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал.

Эффективным средством повышения квалификации педагогов в решении актуальных проблем является методический театр.

Приглашаем на семинар-практикум в форме методического театра. Семинар рассчитан приблизительно на 1 час и чтобы сэкономить время результаты обсуждения, выводы, определения выведены на экран.

Сказка называется «Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком....

«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

 Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль ком...