ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
статья (младшая группа)

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные принципы использования различных пальчиковых, коллективных, подвижных и релаксацион- ных игр в работе с малышами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Общеизвестно, что в первую очередь, с дошкольниками раннего возраста игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

Необходимо, чтобы малыш разглядел в педагоге чуткого и отзывчивого, доброго человека, а также надёжного наставника и партнера в игре. Эмоциональ- ное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыб- кой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Игра в такой период детства выполняет огромное количество важнейших задач в развитии до- школьника, например:

  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • дает возможность испытать различные эмоции и чувства.

Важным критерием в период адаптации является следование воспитателя принципу системности. На первых порах целесообразно внедрять игры, направ- ленные на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Знакомство Игры с использованием игрушек и предметов Контакт руками Телесный контакт.

Значимую роль в установлении эмоционального контакта играет, без- условно, воспитатель, который должен проявлять наибольшую заинтересован- ность в игре, постоянно комментируя все действия ( свои и ребёнка) пояснени- ями, стихотворениями или потешками. В совей практической деятельности чаще всего применяются подвижные и пальчиковые игры, игры в сухом бассейне, мас- саж, самомассаж, пальчиковые игры – через них в том числе происходит знаком- ство со взрослым. Отдельно можно выделить использование игр «на коленках», так как прикосновения стимулируют выделение мозгом важных гормонов, спо- собствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) – не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее про- явления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружаю- щим. Малышам нравится сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педа- гог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять.

Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.

Игра: «Раз, два, три, бум

Усадите ребенка на колени лицом к себе, произнесите:

«Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.

Также и пальчиковая гимнастика помогает ребенку расслабиться, помогает успокоиться при плаче, способствует развитию мелкой моторики, облегчая в дальнейшем процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельно- сти, развивает речь.

  1. Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)

Вышли пальчики гулять.

Пошел дождик – в домик спрятались опять. (сжали кулак)

  1. Ротик мой умеет кушать (поочередно показываем)

Нос дышать, а ушки слушать Могут глазоньки моргать

Ручки все хватать, хватать (хватаем)

По завершении этапа знакомства и сближения следует приобщить малень- ких детей к коллективным играм, которые, в основном состоят из различных хо- роводов, песен и попевок, созданных на примере народных игр и забав. Подоб- ные игры («Ручееёк», «Воротики», «Каравай», «Пальчики-ручки», «Чок-чок-каб- лучок» и др.) полностью удовлетворяют двигательную потребность младших до- школьников, а педагогу – завоевать симпатии детей, их доверие и разумное по- слушание. Всё вышеперечисленное создает важные предпосылки для формиро- вания разносторонней личности ребенка и является его основой. Общность дви- жений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональ- ный подъем.

После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные подвижные игры, организованные воспитателем с чётко обозначенными правилами.

Данные игры учат детей согласованности движений и слов, свободно пере- двигаться в пространстве, дисциплине и уважительному отношению к друг другу. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников:

  • «мишка косолапый»;
  • «солнышко и дождик»;
  • «воробушки и автомобиль»;
  • «солнышко и дождик».

Таким образом, продуманные и последовательные действия воспитателя в адаптационный период с детьми раннего возраста помогают последним спра- виться со стрессом во время привыкания, развивают игровые навыки и навыки

взаимодействия со взрослым и сверстниками, способствуют активизации мыш- ления и развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период

«Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1.  снятие эмоционального и мышечного напряжения;2.  развит...

Учебно-методическое пособие: «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период». «Сарафанчик – волшебный карманчик».

Методическое пособие. «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»...

"Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период" (консультация для педагогов)

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем...

Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период

Консультация для начинающих воспитателей по работе с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду с практическим материалом....

Игровая поддержка ребёнка раннего возраста в адаптационный период

В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми.  Общая задача педагогов и родителей – помоч...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период...