«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений-один из факторов социальной ситуации развития ребенка».
консультация

Неверовская Татьяна Валентиновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений-один из факторов социальной ситуации развития ребенка».

Современная парадигма отношений детей со сверстниками и к сверстникам основывается в первую очередь на деятельностном подходе. Считается, что отношения ребенка к сверстникам возникают, реализуются, развиваются, преобразуются в процессе совместной деятельности – в играх, при выполнении совместных заданий и трудовых поручений. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок включается в систему этих отношений, как бы примеряя себя к обществу, что обеспечивает формирование его социальной активности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.  Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для формирования у дошкольников позитивных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности. Ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т. д.

Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их, способствовать формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

Немаловажной задачей педагога – формирование позитивных взаимоотношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую   игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей, произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

 Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность).

Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

 «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Бумажные белые варежки. Детям необходимо разбиться на пары и  необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим).

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку,  за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.  Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.

Каждая игра имеет четкую структуру:

· организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения –разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

· основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;

· заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Совместно с детьми  можно «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

4. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

6. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

7. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

8. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

9. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

10. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

11.Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

- создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

- Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности;

чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

- Распределять между воспитанниками поручения.

- Планировать работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

- Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;

- Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

- Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

- Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.

- Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.

- Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;

- Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.

- Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

- Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

- Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам.

Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).

- Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.

- Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

- Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.

- Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

- Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

Воспитание толерантности, как важнейшего фактора социально-личностного развития ребенка

Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает спо...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье...

«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка» (из опыта работы)

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольн...

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым.

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют ходячее детство. На первых порах прямохождение, ходьба - это о...