Воспитание толерантности, как важнейшего фактора социально-личностного развития ребенка
статья (подготовительная группа) на тему

Лаврова Светлана Чеславовна

Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности, как важнейшего фактора социально-личностного развития ребенка

Воспитатель: Лаврова Светлана Чеславовна

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность - является фактором социализации личности. Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения.

Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

  1. детская непосредственность;
  2. ограниченный жизненный опыт;
  3. детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

В процесс социального становления личности дошкольника введены новые Федеральные Государственные Требования, важной частью которых является формирование умения строить взаимоотношения с окружающими на основе толерантности. Анализируя материалы диагностики по социально-личностному развитию подготовительной группы МБДОУ № 339 был выявлен низкий уровень освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. 70 % воспитанников не могут находить конструктивное решение конфликта, не умеют уступать и договариваться, не осознают ценность других людей.

Отсутствие у воспитанников подготовительной группы потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими независимо от их  взглядов, мировоззрения, стилей мышления, поведения, социальной и национальной принадлежности.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся:

  • ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к разным культурным ценностям и традициям;
  • стремиться найти конструктивный выход из конфликта;
  • проявляет сочувствие, отзывчивость по отношению ко всем детям;
  • усвоил элементарные общепринятые нормы и правила, на основе которых выстраивает толерантные отношения с окружающими.

Характеристика изменений в образовательном процессе.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки, какие они есть. Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Современные методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. В этом случае произойдут положительные изменения в образовательном процессе:

  • взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам толерантного поведения детей, выработка единой линии воспитательного процесса;
  • тематические мероприятия, проекты по формированию культуры поведения: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», «Чтобы не было войны», «Вместе, дружно мир построим»;
  • развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о нормах отношений между людьми) : «Какие добрые слова нужно сказать бабушке?», «Почему Оля обиделась?», «Какие мы разные» и т.п.
  • организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без сор решить спор», «Сделаем вместе бусы на ёлку»;
  • коллективное творчество: рисунок «Наш дом», аппликация «Дети земли».

2. В средствах обучения и воспитания:

- использование художественной литературы на тему толерантного общения, поучительных историй, личного примера педагога;

- использование мультимедийных презентаций;

- использование дидактического материала.

3. В контроле:

- наблюдение педагога-психолога на выявление чрезмерной необоснованной агрессии среди детей;

- дидактические игры по теме: «Если добрый ты»;

- наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Программа дошкольного образования должна базироваться на нескольких основных линиях развития ребенка, одной из которых является переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека). Так происходит воспитание толерантных установок.

Воспитание ребенка, развитие его личных качеств должно обеспечиваться всей системой работы детского сада.

Процесс воспитания должен осуществляться в двух направлениях. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих их близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждает рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку. Эти две параллельно осуществляемые линии воспитания имеют целью приучение детей к выполнению  общепринятых норм и правил поведения. Важно, чтобы этот процесс протекал на ярком эмоциональном фоне. Воспитатель должен стремиться вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик на выполнение правильного действия, эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих. Полученные позитивные впечатления являются стимулом для самостоятельного воспроизведения малышом доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте должно уделяться формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает на ровне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности. Задача развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста – воспитание культуры доброжелательного общения.

В результате выпускники детского сада знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом происходит воспитание толерантных установок.

Характеристика изменения в условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка. Толерантность – это морально-нравственное качество. Значит, для успешного формирования толерантного сознания дошкольников необходимо создание условий для развития в первую очередь морально-нравственных качеств в социуме. Необходимо пропагандировать духовные ценности, воспитывать детей в духе высокой нравственности и культуры. Параллельно следует вести работу по формированию толерантности педагогических работников и управленцев. Необходимо бороться с факторами, способными провоцировать ребенка и взрослого на асоциальные проявления. Такими факторами могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых находится ребенок, грубость в отношении самого ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, авторитаризм и принуждение, несправедливость по отношению к нему. Культурное, духовное, нравственное развитие должно переместиться в центр деятельности образовательных учреждений. Необходимо обратить внимание на развитие понятий о чести и достоинстве индивида, как основе понимания и уважения чести и достоинства других людей. Толерантные взаимоотношения между людьми должны быть социальной нормой общества, принятой и узаконенной на государственном уровне.

Заключение. Дальнейший успех ребенка в жизни зависит от многих факторов. Одним из них является умение общаться, ладить с людьми, находить взаимопонимание даже со сложными личностями. Благоприятные отношения с педагогом, сверстниками, родителями – важный элемент социализации юного члена общества. Для успешной социальной адаптации необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде. Социально- психологическая адаптация человека является условием и показателем его успешности. Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированной волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Таким образом, толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека. А фундаментом толерантности является понимание и доверие.

При правильном выстраивании педагогического процесса, с опорой на ФГТ, и рассматриванием толерантности как условие успешной социализации, у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернациональное воспитание дошкольников как важный фактор для улучшения межнациональных отношений.

В работе рассказывается о методах и приёмах , которые используются в работе по интернациональному воспитанию....

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Методическая разработка совместного педагогического проекта по экологическому воспитанию,эмоционально – нравственному, познавательно-речевому, социально-личностному развитию на тему " Берегите птиц зимой"

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окру...

Презентация опыта работы "Нравственно-правовое воспитание как фактор социально-личностного развития детей дошкольного возраста".

Правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка. Дети должны научиться ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме.Задачи правового воспитания:- воспитывать нравс...