"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".
статья (средняя группа) по теме

Костерева Надежда Николаевна

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит  человек на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_boyus_eshche_i_eshche_raz_skazat.docx427.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №  59

комбинированного вида

Колпинского района   Санкт-Петербурга

        

Статья

«Формирование культуры здоровья детей

среднего дошкольного возраста,

как важное условие

социально – личностного

развития дошкольника».

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории:

Юдкиной Ольги Олеговны

        

                                         «Я не боюсь еще и еще раз сказать:  забота о здоровье  -

                                                                    важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,

                                                                 бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                                                                 умственное развитие, прочность знаний, веры в свои силы».

                                                                                                                                            В. Сухомлинский.

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключавшегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни.

Культура здоровья включает в себя:

Функции культуры здоровья:

  1. Помогает усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях коллектива, общности, в которые попадает малыш.
  2. Дает возможность дошкольнику понять и принять  особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования.
  3. Обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.
  4. Позволяет ребенку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие.
  5. Гармонизирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника.

Таким образом, культура здоровья является условием успешной социализации и ее результата – личностно – социального развития в дошкольном детстве.

Чтобы воплотить в жизнь свою работу, я построила для себя дерево целей.

Дерево целей:

  1. Повышение профессиональной компетентности по данной теме:

Я изучила и проанализировала методическую литературу:

  1. Деркунская В.А. «Культура здоровья дошкольников», Педагогическое общество России Москва 2005 г.
  2. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников, планирование, система работы» издательство «Учитель» 2010 год.
  3. Кравцова Е.Е « Разбуди в ребенке волшебника» М: Просвещение: учебная литература 1996 год.
  4. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика».
  5. Сушкова И.В. «Социально – личностное развитие» анализ программ дошкольного образования. Творческий центр «Сфера». Москва 2008 год.
  1. Мониторинг культуры здоровья дошкольников.

В начале учебного года мною был адаптирован и проведен мониторинг культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста и личностно – социального развития дошкольника. При обработке результатов мною были сделаны следующие выводы: были выявлены дети с разным уровнем культуры здоровья, в основном с низким показателем (диаграмма № 1); по результатам  исследования личностно- социального развития детей были выявлены следующие показатели: 60% детей имеют низкий уровень, 32% - средний, 8 % - высокий уровень, (диаграмма №2).

                                                                                                     

                                                                                                                                 Диаграмма № 1

                                                                                                        Диаграмма № 2    

                           

При повторном срезе в январе, мною были выявлены следующие результаты:

Уровень культуры здоровья: низкий – 12%, средний – 40%, высокий – 48%,

(диаграмма №1).

Уровень личностно – социального развития дошкольников: низкий – 10%, средний – 40%, высокий – 50%, (диаграмма № 2).

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Результаты мониторинга позволили экспериментальными данными подтвердить зависимость личностно – социального развития ребенка от культуры здоровья.

Так, дети, имеющие  низкий уровень культуры здоровья имеют низкий уровень и личностно – социальной компетентности. Дети имеющие высокий уровень культуры здоровья являются предпочитаемыми в общении и совместной деятельности.

  1. Прогнозируемый результат, ожидаемые трудности, пути и способы их преодоления.

Предполагаемый результат:

  1. Осознанное отношение к здоровью и жизни человека.
  2. Знание о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его.
  3. Разумное поведение в непредвиденных чрезвычайных ситуациях.
  4. Валеологическая компетентность, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  5. В самостоятельной деятельности активно использовать приобретенные навыки.
  6. Положительное отношение ребенка к взрослому.

Ожидаемые трудности при реализации работы, пути и способы их устранения:

Возможные трудности:

Пути преодоления:

Инертность и негативное отношение некоторых родителей по отношению к изменению стиля жизни семьи в целом и ребенка.

Проведение консультаций, круглых столов, оформление информационного уголка, выпуск журнала «Наши Почемучки» с тематическими статьями.

Особенности местного окружения (наличие негативных примеров стиля жизни).

Объяснение ребенку негативного влияния данных форм поведения на здоровье, приведение положительных примеров стиля жизни

Недостаточная  методологическая поддержка (дидактический материал, наглядность, методическая литература), по данной проблеме в силу недостаточной изученности вопроса в современном обществе.

Изучение научно – методической и периодической литературы по данному вопросу, самостоятельно изготовление некоторой наглядности.

Отсутствие современного инвентаря для релаксационных занятий, отсутствие компьютера.

Постепенное обновление и расширение материально – технической базы.

  1. Этапы осуществления работы с детьми:
  1. Ознакомление
  2. Понимание
  3. Применение
  4. Анализ
  5. Синтез
  6. Оценка

  1. Используемые технологии:

  1. В.А. Деркунская «Здоровьесберегающие технологии».
  2. В.А. Деркунская « Задачный подход в воспитании дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения».
  3. Классификация ситуационных задач Л.С. Ильюшина.
  4. В.А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольника».

  1. Работа с родителями:

  1. Анкетирование.
  2. Проведение совместных мероприятий.
  3. Информационно – просветительская работа.
  4. Выпуск журнала «Наши Почемучки» с тематическими статьями.
  5. Тематические недели.
  6. Портфолио дошкольника

  1. Развивающая среда:

  1. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения.
  2. В группе постепенно создается «Уголок здоровья».
  3. Особое внимание уделяется созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций здорового образа жизни.
  4. Использование мультимедийного оборудования.

  1. Схема взаимодействия со специалистами

Воспитатель

Осуществляет тесное взаимодействие в блоках: педагог – педагоги; педагог – родители; педагог – ребенок;

Учитель – логопед

Повышение эффективности процесса развития речи детей, определение оптимальных форм работы с ребенком, коррекция речевых нарушений у детей.

Педагог – психолог

Развитие эмоционально – волевой сферы, коррекция эмоциональных нарушений у детей.

Музыкальный руководитель:

Формирование представлений о своих чувствах, а так же о окружающим мире, в части культуры и музыкального искусства.

Руководитель физического воспитания

Оздоровление детей и содействие всестороннему развитию средствами физической культуры.

Чтобы ребенок был успешным в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, педагог должен помочь ему в освоении культуры здоровья!  Научить ребенка разумному поведению в непредвиденных чрезвычайных ситуациях, подготовить к оказанию элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Важно объяснить ребенку, что человек и его здоровье – главные ценности, на которые необходимо ориентироваться в обществе!  Сформировать у детей представление, что такое здоровье человека, и научить соблюдать правила здоровья в отношении себя и окружающих людей. Сделав это для ребенка, педагог поможет ему быть здоровым и счастливым, успешным и добрым человеком, всегда необходимым другому человеку!

Используемая литература:

  1. Деркунская В.А. «Культура здоровья дошкольников», Педагогическое общество России Москва 2005 г.
  2. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников, планирование, система работы» издательство «Учитель» 2010 год.
  3. Кравцова Е.Е « Разбуди в ребенке волшебника» М: Просвещение: учебная литература 1996 год.
  4. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика».
  5. Сушкова И.В. «Социально – личностное развитие» анализ программ дошкольного образования. Творческий центр «Сфера». Москва 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элемента...

ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".

       Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.             Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Взаимодействие с семей, как условие социально-личностного развития дошкольника

План по самообразованию   воспитателя Баженовой О.В.  на 2016-2017 уч.год...

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «СТЕПАШКА И ЕГО ДРУЗЬЯ»

образовательная область: социально-коммуникативное развитие.интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.классификация НОД:по дидактической зада...