"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".
статья (средняя группа) по теме
Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ne_boyus_eshche_i_eshche_raz_skazat.docx | 427.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59
комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
«Формирование культуры здоровья детей
среднего дошкольного возраста,
как важное условие
социально – личностного
развития дошкольника».
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории:
Юдкиной Ольги Олеговны
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, веры в свои силы».
В. Сухомлинский.
Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключавшегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни.
Культура здоровья включает в себя:
Функции культуры здоровья:
- Помогает усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях коллектива, общности, в которые попадает малыш.
- Дает возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования.
- Обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.
- Позволяет ребенку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие.
- Гармонизирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника.
Таким образом, культура здоровья является условием успешной социализации и ее результата – личностно – социального развития в дошкольном детстве.
Чтобы воплотить в жизнь свою работу, я построила для себя дерево целей.
Дерево целей:
- Повышение профессиональной компетентности по данной теме:
Я изучила и проанализировала методическую литературу:
- Деркунская В.А. «Культура здоровья дошкольников», Педагогическое общество России Москва 2005 г.
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников, планирование, система работы» издательство «Учитель» 2010 год.
- Кравцова Е.Е « Разбуди в ребенке волшебника» М: Просвещение: учебная литература 1996 год.
- Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика».
- Сушкова И.В. «Социально – личностное развитие» анализ программ дошкольного образования. Творческий центр «Сфера». Москва 2008 год.
- Мониторинг культуры здоровья дошкольников.
В начале учебного года мною был адаптирован и проведен мониторинг культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста и личностно – социального развития дошкольника. При обработке результатов мною были сделаны следующие выводы: были выявлены дети с разным уровнем культуры здоровья, в основном с низким показателем (диаграмма № 1); по результатам исследования личностно- социального развития детей были выявлены следующие показатели: 60% детей имеют низкий уровень, 32% - средний, 8 % - высокий уровень, (диаграмма №2).
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
При повторном срезе в январе, мною были выявлены следующие результаты:
Уровень культуры здоровья: низкий – 12%, средний – 40%, высокий – 48%,
(диаграмма №1).
Уровень личностно – социального развития дошкольников: низкий – 10%, средний – 40%, высокий – 50%, (диаграмма № 2).
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Результаты мониторинга позволили экспериментальными данными подтвердить зависимость личностно – социального развития ребенка от культуры здоровья.
Так, дети, имеющие низкий уровень культуры здоровья имеют низкий уровень и личностно – социальной компетентности. Дети имеющие высокий уровень культуры здоровья являются предпочитаемыми в общении и совместной деятельности.
- Прогнозируемый результат, ожидаемые трудности, пути и способы их преодоления.
Предполагаемый результат:
- Осознанное отношение к здоровью и жизни человека.
- Знание о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его.
- Разумное поведение в непредвиденных чрезвычайных ситуациях.
- Валеологическая компетентность, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- В самостоятельной деятельности активно использовать приобретенные навыки.
- Положительное отношение ребенка к взрослому.
Ожидаемые трудности при реализации работы, пути и способы их устранения:
Возможные трудности: | Пути преодоления: |
Инертность и негативное отношение некоторых родителей по отношению к изменению стиля жизни семьи в целом и ребенка. | Проведение консультаций, круглых столов, оформление информационного уголка, выпуск журнала «Наши Почемучки» с тематическими статьями. |
Особенности местного окружения (наличие негативных примеров стиля жизни). | Объяснение ребенку негативного влияния данных форм поведения на здоровье, приведение положительных примеров стиля жизни |
Недостаточная методологическая поддержка (дидактический материал, наглядность, методическая литература), по данной проблеме в силу недостаточной изученности вопроса в современном обществе. | Изучение научно – методической и периодической литературы по данному вопросу, самостоятельно изготовление некоторой наглядности. |
Отсутствие современного инвентаря для релаксационных занятий, отсутствие компьютера. | Постепенное обновление и расширение материально – технической базы. |
- Этапы осуществления работы с детьми:
- Ознакомление
- Понимание
- Применение
- Анализ
- Синтез
- Оценка
- Используемые технологии:
- В.А. Деркунская «Здоровьесберегающие технологии».
- В.А. Деркунская « Задачный подход в воспитании дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения».
- Классификация ситуационных задач Л.С. Ильюшина.
- В.А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольника».
- Работа с родителями:
- Анкетирование.
- Проведение совместных мероприятий.
- Информационно – просветительская работа.
- Выпуск журнала «Наши Почемучки» с тематическими статьями.
- Тематические недели.
- Портфолио дошкольника
- Развивающая среда:
- Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения.
- В группе постепенно создается «Уголок здоровья».
- Особое внимание уделяется созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций здорового образа жизни.
- Использование мультимедийного оборудования.
- Схема взаимодействия со специалистами
Воспитатель
Осуществляет тесное взаимодействие в блоках: педагог – педагоги; педагог – родители; педагог – ребенок;
Учитель – логопед
Повышение эффективности процесса развития речи детей, определение оптимальных форм работы с ребенком, коррекция речевых нарушений у детей.
Педагог – психолог
Развитие эмоционально – волевой сферы, коррекция эмоциональных нарушений у детей.
Музыкальный руководитель:
Формирование представлений о своих чувствах, а так же о окружающим мире, в части культуры и музыкального искусства.
Руководитель физического воспитания
Оздоровление детей и содействие всестороннему развитию средствами физической культуры.
Чтобы ребенок был успешным в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, педагог должен помочь ему в освоении культуры здоровья! Научить ребенка разумному поведению в непредвиденных чрезвычайных ситуациях, подготовить к оказанию элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Важно объяснить ребенку, что человек и его здоровье – главные ценности, на которые необходимо ориентироваться в обществе! Сформировать у детей представление, что такое здоровье человека, и научить соблюдать правила здоровья в отношении себя и окружающих людей. Сделав это для ребенка, педагог поможет ему быть здоровым и счастливым, успешным и добрым человеком, всегда необходимым другому человеку!
Используемая литература:
- Деркунская В.А. «Культура здоровья дошкольников», Педагогическое общество России Москва 2005 г.
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников, планирование, система работы» издательство «Учитель» 2010 год.
- Кравцова Е.Е « Разбуди в ребенке волшебника» М: Просвещение: учебная литература 1996 год.
- Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика».
- Сушкова И.В. «Социально – личностное развитие» анализ программ дошкольного образования. Творческий центр «Сфера». Москва 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элемента...
ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...
Взаимодействие с семей, как условие социально-личностного развития дошкольника
План по самообразованию воспитателя Баженовой О.В. на 2016-2017 уч.год...
НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «СТЕПАШКА И ЕГО ДРУЗЬЯ»
образовательная область: социально-коммуникативное развитие.интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.классификация НОД:по дидактической зада...