ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЕ ИСТОРИКИ»
проект (старшая группа)

Мезенцева Наталья Анатольевна

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание, формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания, популяризацию культурного наследия и государственной символики, на сохранение исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО, благодаря сотрудничеству с местным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», с представителями Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке», с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с Детско-юношеским центром экскурсий и путешествий «Скаут-спутник» в рамках проведения совместных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_istoriki.docx484.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЮНЫЕ ИСТОРИКИ»

Авторский коллектив МБОУ «СОШ №17»:

 Горбунова Н.Е., Киреева Т.Ю., Мезенцева Н.А.

Бийск, 2023

Содержание

Краткая аннотация проекта

3

Актуальность

3

Основные виды детской деятельности

5

Формы и методы

5

Предполагаемый результат

5

Содержание проекта

6

Оценка эффективности проекта

8

Дальнейшее развитие проекта

9

Список литературы

10

Краткая аннотация

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание, формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания, популяризацию культурного наследия и государственной символики, на сохранение исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО, благодаря сотрудничеству с местным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», с представителями Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке», с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с Детско-юношеским центром экскурсий и путешествий «Скаут-спутник» в рамках проведения совместных мероприятий.

В данной работе предоставлены социально активные технологии воспитания детей старшего дошкольного возраста, в том числе инновационные (интеллект-карты, «пазлы истории», IT-технологии, образовательный туризм, реконструкция исторических событий, виртуальные экскурсии, технология QR-кодов).

Проект адресован педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего образования, педагогам дополнительного образования, будет интересен родителям детей старшего дошкольного возраста.

Тема проекта: Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Юные историки»

Тип проекта: информационно-познавательный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ОУ (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре).

Актуальность

В настоящее время одной из важнейших задач является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, малой Родине, своем Отечестве. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками:  социально активные технологии, в том числе инновационные: интеллект-карты, «пазлы времени», IT-технологии, образовательный туризм, реконструкция исторических событий, виртуальные экскурсии, технология QR-кодов, проведение совместных мероприятий, акций и экскурсий с местным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», с представителями Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке», с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с Детско-юношеским центром экскурсий и путешествий «Скаут-спутник».

Именно поэтому мы сочли необходимым использовать социально активные и инновационные технологии для гражданско-патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности и гражданского самосознания, популяризации культурного наследия и государственной символики, для сохранение исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста через реализацию патриотического проекта «Юные историки».

Цель: использование социально активных и инновационных технологий для гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  2. Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области науки и искусства, служения и верности интересам страны.
  3. Знакомить  с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе.
  4. Формировать представления о культурно-исторических событиях Отечества, воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним.
  5. Расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач.
  6. Вовлекать родителей в деятельность проекта.
  7. Взаимодействовать с местным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», с представителями Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке», с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с Детско-юношеским центром экскурсий и путешествий «Скаут-спутник».

 

Срок реализации проекта: 01.06.2022-30.06.2023.

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту осуществляется через основные виды детской деятельности:

  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • двигательная;
  • трудовая. 

Формами организации деятельности с детьми являются занятия, совместная деятельность, беседы, мероприятия, акции, посвященные определенному историческому событию.

Методы работы:

1. Словесные (рассказ воспитателя, беседа с детьми, прослушивание и заучивание стихотворений).

2. Наглядные (макеты, плакаты, выставочные экспонаты, выставка рисунков, иллюстрации, мультфильмы, презентации, лэпбук, буклеты для родителей).

3.Практические методы (продуктивная деятельность – изготовление атрибутов, открыток, макетов).

4. Игровые методы (сюжетно-ролевые, настольные игры).

Предполагаемый результат: 

Дети имеют представления о государственных праздниках и проявляют интерес к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за достижения страны в области науки и искусства. У них сформированы представления о культурно-исторических событиях Отечества и  эмоционально-положительное отношение к ним. Дети знают цель и доступные практики волонтерства в России и участвуют при поддержке взрослых в социальных акциях, волонтерских мероприятиях в детском саду и в городе. Воспитанники имеют представления  о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности и компетентны в решении различных познавательных задач. Родители принимают активное участие в решении  задач гражданско-патриотического воспитания детей. Налажено взаимодействие с местным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», с представителями Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке», с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», с Детско-юношеским центром экскурсий и путешествий «Скаут-спутник». Дошкольники осознают себя гражданами своей  страны и проявляют любовь и уважение к Родине.

Содержание проекта

Дата проведения

Содержание деятельности

Ссылки

Участники

        

10.06.2022

«Разговор о важном», посвященный государственному празднику Дню России.

Встреча с заместителем председателя совета БГОО «Союз офицеров запаса и в отставке», лётчиком 1 класса, подполковником Евгением Алексеевичем Нестеровым

K:\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА\12 июня 2022\YQRп.jpeg

Дети, педагоги, представитель Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке»

13.06.2022

Специальный репортаж Детского телеканала «12 июня – День России»

K:\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА\12 июня 2022\YQR.jpeg

Дети, педагоги

24.06.2022

 Посвящение дошкольников «Юные историки»

Дети, педагоги

Июль 2022

Цикл бесед «Древняя Русь»

Дети, педагоги

22.07.2022

Посещение фольклорно-этнографического музея «Традиция»

Дети, педагоги, экскурсовод

22.08.2022

Беседа «День государственного флага РФ»

Дети, педагоги

15.09.2022

Видеоэкскурсия по музею «Куликовское поле»

Дети, педагоги

Октябрь 2022

Цикл бесед «Петровская эпоха»

Дети, педагоги

26.10.2022

Творческая работа детей «Макет Бикатунского острога»

Дети, педагоги

Ноябрь 2022

Цикл бесед «Богатыри земли русской»

Дети, педагоги

2.12.2022

Подготовка детско-родительских проектов «Улицы героев города Бийска»

Дети, педагоги, родители

9.12.2022

День героев Отечества.

Акция «Улицы героев»

Дети, педагоги, родители

Декабрь 2022

Интерактивная выставка «На привале»

Дети, педагоги, родители

Январь

Оформление выставки в патриотическом уголке – «Блокадный Ленинград»

Дети, педагоги, родители

27.01.2023

Тематическое занятие «Блокадный Ленинград»

Дети, педагоги

17.02.2023

Настольная игра «Сталинградская битва»

Дети, педагоги

20.02.2023

Изготовление подарков для ветеранов Великой Отечественной войны города Бийска на праздник «День защитника Отечества», (совместно с Всероссийским общественным движением «Волонтёры Победы»)

Дети, педагоги

01.03.2023

Беседа «Ледовое побоище»

Дети, педагоги

02.03-14.03.2023

Изготовление атрибутов и костюмов к «Ледовому побоищу»

Дети, педагоги, родители

15.03.2023

Реконструкция исторического события «Ледовое побоище»

Дети, педагоги

Апрель 2023

Создание и просмотр мультфильма «Космонавты» в мультстудии детского сада

Дети, педагоги

12.04.2023

Посещение Бийского планетария

Дети, педагоги

Май 2023

Участие во  Всероссийской акции «Стена памяти»

Дети, педагоги, родители

Участие во  Всероссийской акции «Стихи Победы»

K:\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА\12 июня 2022\qr-code.png

Дети, педагоги, родители

03.05.2023

Военно-патриотическая игра «Зарничка»

K:\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА\12 июня 2022\qr-codeкк.png

https://disk.yandex.lt/i/TsDgziH0JeewlQ

Дети, педагоги, участники Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»

06.05.2023

Акция «Сад памяти»

Дети, педагоги, родители

07.05.2023

Акция «Парад у дома ветеранов»

Дети, педагоги, родители

15.05.2023

Участие во Всероссийской военно-патриотической акции Знание. Герои.

Дети, педагоги, представитель Бийской городской общественной организации «Союз офицеров запаса и в отставке»

Июнь

Творческие работы дошкольников «Город будущего»

Дети, педагоги

28.06.2023

Подведение итогов проекта «Юные историки» с использованием технологий:  интеллект карты и «пазлы истории».

Дети, педагоги

Оценка эффективности проекта:

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по сохранению исторической памяти, гражданско-патриотическому воспитанию, формирование гражданской идентичности и гражданского самосознания, популяризации культурного наследия использовались социально-активные и инновационные технологий.

- IT-технологии: это различные медиаресурсы – использование презентаций, видеоэкскурсии, создание мультфильма с помощью перекладной анимации и специальной компьютерной программы, участие в выпуске телеканала в роли ведущего, корреспондента - способствует более содержательному, яркому и насыщенному познавательному развитию и формированию информационной культуры у дошкольников.

- Интеллект-карты использовали для формирования представлений воспитанников о конкретном периоде истории, для закрепления полученной информации.

- Образовательный туризм, как технологию использовали в форме организации выездных экскурсий (музей «Традиция», Бийский планетарий) и подготовке детско-родительских проектов «Улицы героев города Бийска».  

- Реконструкция исторических событий, такого как «Ледовое побоище». Педагоги рассказали дошкольникам исторические факты о событии, ребята вместе с родителями изготовили атрибуты и костюмы. Накануне даты сражения на специально подготовленной площадке с воспитанниками организовали игру «Ледовое побоище».

- Участие дошкольников в тематических акциях «Улицы героев», «Стена памяти», «Стихи Победы», «Сад памяти», «Парад у дома ветеранов» в гражданско-патриотическом воспитании даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблему, ставить цели, добывать знания, приходить к определённому результату. Работа в данном направлении поможет им стать ответственными с активной жизненной позицией, талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям.

 - Технология QR-кодов активно используется в нашем ДОУ. С помощью QR-кодов оформлены выставки в интерактивном уголке «По страницам памяти и славы 1941-1945 гг.». За 2022-2023 годы организованы и проведены выставки:  «Блокадный Ленинград», «На привале». Ребята с большим интересом посещали выставки, понравились они и семьям воспитанников. О чем говорят положительные отзывы, которые можно прочитать в специальном разделе, представленном на выставках «Обратная связь».

- «Пазлы истории» - авторская технология, впервые примененная в данном проекте. Для детей старшего дошкольного возраста очень важна и значима наглядность, а представленный на пазлах иллюстративный материал способствует более глубокому и осмысленному пониманию воспитанниками последовательности и главных событий исторического прошлого своей страны.

Традиционные формы работы с дошкольниками – беседы, рассматривание и изобразительная деятельность помогли расширить представления детей об исторических событиях и зафиксировать их в рисунках, поделках. Проведены циклы бесед: «Древняя Русь», «День государственного флага РФ», «Петровская эпоха» «Богатыри земли русской», «Ледовое побоище» и др.

Участие педагогов в проекте позволило транслировать свой успешный опыт на конкурсе муниципального уровня «Весна Победы», посвященный Победе в ВОВ с методической разработкой «Военно-патриотическая игра «Зарничка» (Диплом 3 степени). Воспитанники принимают участие в конкурсах: городской  фестиваль детского художественного творчества  «Сюрприз» - Гранкин Сергей Диплом 3 место за исполнение патриотической песни «Десятый наш десантный батальон», всероссийский конкурс чтецов военной поэзии «Слушая страна, говорит Ленинград!» - Большакова Дарья и Звягинцева Алена, Дипломанты.

На протяжении 2022-2023 гг. реализация проекта была освещена в социальной сети «ВКонтакте» (группа детского сада «Детская академия, Бийск»).

Дальнейшее развитие проекта 

Данный проект будет дополняться методическими материалами и инновационными технологиями для реализации его в рамках программы по патриотическому воспитанию в ДОУ.

Список литературы

  1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007г.
  2. Гусев И.Е., История России / И.Е. Гусев, Д.В. Кошевар. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.: илл.

3. Дошкольникам о защитниках Отечества/Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

4. Как жили наши предки 2000 лет назад. Развивающие игры и задания для детей и их родителей / Под ред. В.П. Гриценко. – Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. – 20 с.: ил.

5. Как жили наши предки 700 лет назад. Развивающие игры и задания для детей и их родителей / Под ред. В.П. Гриценко. – Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. – 20 с.: ил.

6. Как жили наши предки 1500 лет назад. Развивающие игры и задания для детей и их родителей / Под ред. В.П. Гриценко. – Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. – 20 с.: ил.

7. Как жили наши предки 10000 лет назад. Развивающие игры и задания для детей и их родителей / Под ред. В.П. Гриценко. – Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. – 20 с.: ил.

8. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005г.

9. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» – Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.

10. Куликовская битва для больших и маленьких. Книга с играми и заданиями / Под общей ред. В. Гриценко. – Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2022. – 40 с.: ил.

11. Моя Родина – Россия с древних времен до наших дней.  – Книга для чтения с детьми. М.: Школьная Книга, 2021. – 88 с.: цв. илл.

12. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -96с.

13. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»

Музыкально-патриотический проект  для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»Цель: Познакомить детей с праздником – Днем независимости России; развивать патриоти...

историко-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста "Славься, моя Родина"

Цель. Формирование исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.Задачи.1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памя...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юные огородники»

Как правильно вырастить урожай на огороде? Можно ли вырастить рассаду в комнатных условиях? Как ухаживать за овощными культурами после высадки в грунт? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопрос...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"...

Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война глазами детей»

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Только народ, который знает и помнит с...

Музыкально-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «День независимости России»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №35» АГО          Музыкально-патриотический проектдля дет...