Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"
материал (младшая группа)

Щипина Светлана Борисовна

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"

Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями, провести интерактивную игру по теме: «Адаптации малышей в детском саду». Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу. В ходе проектирования были поставлены задачи:

1. Выработать оптимальный стиль общения и  воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье (гармонизировать стили общения и требования, предъявляемые родителями и воспитателями).

2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития, адаптации к ДОУ. 3.  Привлечь родителей к сотрудничеству со специалистами детского сада через использование новых организационных форм.

4. Повышать педагогическую компетентность родителей.

Задачи: Образовательная:

1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.

2. Рассказать об особенностях данного периода развития. Воспитательная:

1. Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.

Развивающая:

1. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.

2. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу. Материалы: Выставка методической литературы; памятки для родителей, анкеты.  

Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися - это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения. А сейчас для знакомства друг с другом мы сыграем в игру. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы». Сначала посмотрим кого у нас больше девочек или мальчиков: Первая группа - родители девочек. Вторая группа - родители мальчиков.

Правила игры:

 О себе ты расскажи.

 Соседу руку протяни

И улыбку подари.

Предлагает всем родителям встать в круг.

Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все, присутствующие держатся за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель - воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни. Мы с вами поиграли, познакомились и теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Тема нашего сегодняшнего разговора – это «адаптация ребёнка к условиям детского сада». Что же такое «адаптация»? По другому – это «приспособление». Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Проблемы адаптации ребенка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Мама девочки трех с половиной лет так охарактеризовала ситуацию затянувшейся адаптации: «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!» Ребенок идет в детский сад — это не просто событие, поскольку является третьим нормативным стрессом для семьи (первый нормативный стресс для семьи — свадьба, а второй — рождение ребенка). Надо понимать, что этот стресс, так или иначе, отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды, ощущения и даже запахи. Заметим, что чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между 3-м и 7-м годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года), который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворенности. На таком вот неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Кроме того, поступление ребенка в детский сад является и своеобразным тестом на определение семьи как функциональной (здоровой) и дисфункциональной (не здоровой). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, то мы должны понимать, что семья этого ребенка в данный период жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке. Различают не сколького этапов адаптации: 1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада. Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. 2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Вы должны одобрять такие действия малыша, подбадривать его улыбкой, жестами. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация (до 15 дней), адаптация средней тяжести (15-25 дней), тяжелая адаптация (более 25 дней). Разберём каждый из них. Что такое ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ. Это когда ваш Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. -  смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается; - легко вступает в контакт сам по собственному желанию, может попросить о помощи; - умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу; - у ребёнка настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются; - когда ребёнок придерживается установленных правил поведения, нормально реагирует на замечание и одобрение; - когда он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ. - Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. - Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. - На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ. - Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. - Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. - Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ. - С ребёнком не удаётся установить контакта. - Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. - Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.         

От чего же зависит то, что у одного ребёнка адаптация проходит в лёгкой форме, у другого в более тяжёлой? Привыкание детей зависит от нескольких факторов: здоровье ребенка; навыки самообслуживания; соблюдение режима дня; возраст ребенка (наиболее благоприятный период 1 год 8 месяц - 2 года; после 3 лет).  Итак, есть определённые этапы адаптационного периода и мы сейчас пошагово разберём их. Какие бывают уровни адаптации:       

Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) –

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);

- Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

- Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

 - Необходимости отстаивать свое личное пространство; Физиологический (надо привыкнуть)

 - К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);

 - Невозможности уединения;

 - Необходимости самоограничений;

- Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;

 Какие есть степени адаптации:

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: 1-16 дней - легкая адаптация 20-40 дней – адаптация средней тяжести от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация Три степени тяжести прохождения адаптационного периода. Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений. Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился. Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений. Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода) «НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка. ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!». Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.

 Способы уменьшить стресс ребенка.

1. В первую очередь родителям необходимо заранее познакомиться с ясельным режимом дня и постараться дома придерживаться его , как можно ближе. Ведь основные трудности чаще всего возникают из-за того, что дома он живет совсем по другим биологическим часам. Ребенок и так находится в состоянии эмоционального стресса: его разлучили с родными и близкими людьми, оторвали от привычной обстановки, а тут еще и меняется привычного режима. Детский организм не понимает в чем дело, сопротивляется и это может привести к частым заболеваниям.

2. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно пребывания до обеда,  до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.

3. Важным моментом в режиме дня маленького ребенка является дневной сон. Он положительно влияет на психическое и физическое здоровье.. Даже укладывая на дневной сон, многие мамы ложатся вместе с ребенком и укачивают его. Надо понимать, что воспитатель не может ложится на кроватку с ребенком, а ребенку не понятно почему он должен засыпать в кроватке один. Он плачет , протестует против такого укладывания. Чтобы ребенок спал спокойно в детском садике, важно заранее приучить его самостоятельно засыпать в детской кроватке и без укачиваний.

4. Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.

5. Ребенку будет намного легче адаптироваться в детском учреждении, если родители научат его простым первичным навыкам самообслуживания, т.е. :самостоятельно снимать и надевать трусики, штанишки. колготки. носочки и тапочки. Я поделилась с вами своими наблюдениями, замечаниями и советами, как помочь ребенку подготовиться к яслям. Конечно, я не буду скрывать. что адаптация малыша к детскому саду во многом зависит и от самого воспитателя. А сейчас дорогие родители хочу дать вам пару советов: Нужно исключить все поводы для беспокойства малыша при походе в  детский сад: - Оказаться от сборов в спешке. Часто родители собирают детей в садик, как солдат на полевые сборы, не давая им возможности спокойно проснуться, опомниться и понять, что вообще происходит. Слыша каждое утро: «Быстрее ешь!», «Не смотри мультики!», «Мы опаздываем!», «Что ты там копаешься!», «У нас совсем нет времени!» – ребенок испытывает стресс и связывает его с предстоящим походом в детский садик. - Отказаться от волнительных прощаний. Часто сами родители волнуются, прощаясь с малышом в детском саду. Детям полностью передается тревожное настроение родителей, и они начинают капризничать. - Отказаться от лжи для усыпления бдительности малыша. Услышав от любимой мамы: «Подожди меня здесь, я скоро приду» – ребенок весь день будет ждать ее и беспокоиться, почему она задерживается. Лучше честно сказать малышу, что ему придется остаться садике до вечера. Если, несмотря на все уловки, при расставании с мамой у малыша каждый раз случается истерика, можно попробовать переложить обязанность отводить ребенка в сад на бабушку, дедушку, старшую сестру, тетю, дядю. Не чувствуя сильной привязанности к провожающему, ребенок спокойнее будет воспринимать расставание. Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. Во что поиграть с ребенком дома. Есть несколько игр, которые позволят вам сформировать у ребёнка положительное отношение к детскому саду. Вот некоторые из них: Мишка идёт в детский сад. Сообщите малышу, что одна из игрушек должна отправиться в детский сад: допустим, это будет медвежонок. Теперь он каждый день должен ходить в садик. Детский сад для мишки может находиться, например, в специально обустроенной коробке, куда вы вместе с ребёнком, будете отправлять его на пару часов в день. При этом малыш не должен беспокоить плюшевого друга в детском саду, потому что тот занят там важными делами и не может уйти раньше положенного. Когда ребёнок сам отправится в садик, сообщите ему, что теперь они с мишуткой будут заниматься вместе — пусть берёт его с собой. К тому же, таким образом ребёнок будет носить частичку дома. Волшебный ключ. Подарите ребёнку самый обыкновенный ключик (пусть даже не от вашей квартиры) и скажите, что он теперь будет находиться у малыша, чтобы напоминать о том, что вечером снова домой. Однако сообщите и то, что вы без этого ключика домой попасть не сможете, поэтому вечером обязательно за ним вернётесь. Так у ребёнка будет что-то, напоминающее о вас, и в то же время, он будет знать, что вы точно не бросите его в садике. Я рассказала о самом главном в адаптации ребенка к детскому саду, если какие-то вопросы были не понятны или возникают смежные вопросы мы всегда сможем их обсудить индивидуально или организовать собрание по интересующей теме. Наше первое собрание подошло к концу, я надеюсь, что оно было информативным и полезным для Вас. Вместе мы пройдем адаптационный период легко и быстро.  

Анкета (Цель анкеты - адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка)

Уважаемые родители! Предлагаем Вам выбрать ответ на вопрос:

1. Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка? -   своя интуиция; -   педагогическая и психологическая литература; -   воспитатель детского сада; -   психолог детского сада; -   личный опыт и то, как их воспитывали в детстве; -   советы других родителей, друзей, соседей; -   другое …

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада? -   максимально полную информацию о ребёнке; -   педагогические советы по общению с ним; -   рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать; -   возможность большего общения с родителями других детей; -   участвовать в жизни детского сада; -   другое …

3. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста. -   ребёнок плохо ест; -   не слушается родителей; -   вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка; -   не знаете чем занять ребёнка дома; -   другое …

 4. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?

5. Если нет, то почему не обращались? -   не придаёте особого значения этим трудностям; -   считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога; -   считаете, что справитесь сами; -   другое …  

Памятка для родителей

1. Мы всегда рады Вас видеть.

2. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

 3. Просим вас сообщать о причинах непосещения ребёнком ДОУ. Если ребёнок заболел - необходимо сразу сообщить о болезни по телефону. (обязательно спросите, кто принял информацию) или лично воспитателю. Родители, помните! Если ребёнок не посещает ДОУ пять дней и более, то он принимается в ДОУ с медицинской справкой.

4. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в ДОУ по семейным обстоятельствам (отпуск, лечение, временный отъезд) напишите заявление на имя заведующего.

5. Во время проведения праздничных и иных мероприятий в нашем учреждении, просим вас иметь сменную обувь или бахилы, отключать мобильные телефоны.

6. Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад игрушки и продукты питания.

7. Для создания комфортных условий пребывания ребенка у нас необходимо: • не менее 2-х комплектов сменного белья: мальчикам - шорты, трусики, майки, колготки; девочкам - колготки, трусики, майки. В теплое время - носки, гольфы; • памперсы; • два пакета для хранения чистого и использованного белья; • белье, одежда и прочие вещи должны быть промаркированы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Музыка в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей по использованию музыкальных произведений в быту и жизненном пространстве ребёнка. Предлагаемый  музыкальный материал опробован в качестве музыкотерапии для детей и взр...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста («Музыка в раннем возрасте»)

Если вы хотите, чтобы у вас вырос грамотный, жизнерадостный, уравновешенный ребёнок,умеющий понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире, то.......

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»

Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе стан...

Консультация для родителей детей раннего возраста."Агрессия в раннем возрасте"

Агрессивность в возрасте двух лет - нормальное явление. Ребенок приближается к возрасту так называемой "малой автономии". Ребенок проявляет, во-первых, свою волю, а во-вторых, проверяет, от ...

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...