Использование технологии ТИКО-моделирования в работе с детьми с ТНР
консультация (старшая группа)

Хайруш Наталия Олеговна

Для ребёнка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

«Использование технологии ТИКО – моделирования

в работе с детьми с ТНР»

Добрый день, уважаемые коллеги.  Мне бы хотелось с вами поделиться опытом работы использования технологии ТИКО – моделирования в работе с детьми с ТНР.

Для ребёнка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию.

Работая на группе компенсирующей направленности, в процессе наблюдения и анализируя результаты диагностики мы столкнулись со следующими проблемами:

- у детей, с тяжелыми нарушениями речи, имеются стойкие отклонения в формировании компонентов речевой системы лексического, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения;

- у большинства детей слабо развита мелкая моторика;

- они испытывают затруднения в приемах умственной деятельности: анализе, синтезе, сравнении, классификации, обобщении;

-у таких детей негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания;

 - такие дети не усидчивые, у них наблюдается снижение интереса к игровой деятельности. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.

Встал вопрос, чем и как замотивировать, заинтересовать таких детей. Так как, современные дети живут в эпоху активной информатизации, роботостроения и технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. А также зная, что важная роль в развитии дошкольника отводится игровой деятельности и принадлежит именно игрушке, с которой будет играть ребенок, мы решили использовать в своей практике технологию ТИКО – моделирования. Ведь большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

     Конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Конструирование приводит к работе в разной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга одновременно, что влияет на всестороннее развитие ребёнка. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика   рук связана как раз с центрами речи. Таким образом, создаются ситуации, при которых дети рассказывают о том, что они так увлекательно строили. Они же хотят, чтобы все узнали об их шедевре. А это и развитие речи, и навыки общения, и умение выступать легко и непринужденно. В процессе конструирования дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» Ян Амос Коменский

     Ценность применения ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ обусловлена необходимостью развития у них пространственного мышления. В игре с конструктором ТИКО ребёнок запоминает не только названия и внешний вид плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает для себя мир призм и пирамид.

    Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам ДОУ и родителям развивать, корректировать у детей зрительные представления, а также позволяют дошкольникам легко, в форме игры освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объёмным моделированием.

     Использование ТИКО-конструирования в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ позволяет:  

  • обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;
  • создать положительные условия для осуществления произвольности и способности к саморегуляции, которые обеспечиваются за счет того, что  конструктивная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;  
  • оказать дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств и эмоциональных переживаний;  
  • существенно повысить личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности результата, созданного ребёнком с ОВЗ.
  • Цель: использование технологии ТИКО – моделирования в работе с детьми с ТНР, для развития психических процессов и повышения уровня познавательной активности.
  • Задачи:
  • - развить инициативу и творческие способностей детей используя ТИКО – моделирование;
  • - способствовать развитию мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей;
  • - повысить качество формирования компонентов речевой системы и психических процессов.
  • Что же такое ТИКО?
  • Т - Трансформируемый
  •                                                    И - Игровой
  •                                                    К - Конструктор
  •                                                    О - для обучения

Это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.

С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО, автор технологии ТИКО - моделирование Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом, конструктором ТИКО.

Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора? (Ответы)

Очень рада за тех, кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю, что вам будет, интересно и возможно почерпнете что – то новое для себя. А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.

Итак, что же такое ТИКО?

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

ТИКО - это :

• Творческие умения

• Интеллектуальные умения;

• Командная работа; коммуникативные умения

• Оригинальность мышления.

Задачи конструкторов «ТИКО» :

Образовательная:

• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая:

• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная:

• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

• стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.

Существует 12 наборов конструктора ТИКО :

1. «Фантазёр» - набор для школьников младших и средних классов, включающий 127 многоугольников и позволяющий развивать фантазию.

2. Геометрия - для сборки геометрических тел. Можно собрать 86 многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма, шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки. Также набор «Геометрия» позволяет составлять орнаменты и паркеты.

3. Школьник позволяют конструировать следующие фигуры: цветок; корзинку; утёнка; цыплёнка; карусель; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды домиков; танк. Также набор "Школьник" позволяет конструировать многогранники, кубы, пирамиды, параллелепипеды, призмы и их развертки.

4. Архимед - единственный набор в составе которого трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. «АРХИМЕД» позволит Вам сконструировать различные фигуры обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего. В комплект входит 6 колес.

5. Класс включает 71 многоугольник, раздаточный набор для построения и изучения объёмных фигур.

6. Шары - специально позволяет собирать мячи (шары) различного размера - от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.

7. Платоновы тела учебное пособие-конструктор. В игровой форме знакомит детей с правильными многогранниками, научит считать, складывать и вычитать в пределах 100 и более.

8. Малыш предназначен для детей от 4-х лет и включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Из набора "Малыш" можно собрать большое количество фигур: мебель (шкаф, стол, стул, пуфик, кровать, дерево, башню, скворечник, крепость, клумбу, корону, забор, скамейку, различные виды домиков, дорожки из квадратов и треугольников, шары и др.

9. Арифметика - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия.

10. Грамматика - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

11. «Эрудит» состоит из 312 квадратов, позволяет детям старшего возраста составлять кроссворды, пополняя словарный запас и тренируя правильность написания слов.

12. Английский язык Набор состоит из квадратов с изображенными на них заглавными и строчными буквами английского алфавита. Помогает изучать английский алфавит, составлять английские слова, накапливать словарный запас, превращая изучение…

Этапы работы с ТИКО – конструктором :

Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.

С чего мы начали работу с детьми по ТИКО моделированию:

Для начала приобрели два вида конструктора ТИКО – это «Фантазер» и «Учимся считать», стали знакомиться с ним, приступили к изучению составляющих геометрических фигур конструктора. Для этого проводили игры на сравнительный анализ свойств, на классификацию фигур (например «Чудесный мешочек»).

 Далее отрабатывали навыки соединения и разборки деталей. Когда дети уже изучили все фигуры и освоили способы соединения деталей между собой мы перешли к моделированию плоскостных конструкций используя следующие формы работы:

- по образцу;
- по  схеме;

         Предлагали детям продолжить узор или сконструировать свой красивый узор; выполнить задание на замещение фигур и т.д.

Играя с конструктором ТИКО, дети, запомнив плоскостные фигуры  (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб),  легко перешли к моделированию объемных тел (куб, призма, пирамида). Используя те же классические формы работы.

Применяя игры «На что похоже», «Измени…», «Добавь деталь…» способствовало развитию – оригинальности и гибкости мышления, наблюдательности, любознательность, внимания, памяти. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Процесс конструирования обязательно сопровождается диалогами, проговариванием алгоритма действий тем самым активизируется словарный запас, словообразование. У детей вырабатывается умение договариваться друг с другом.

 Модели, собранные из ТИКО конструктора очень многогранны в использовании:

- игр;

- декорации и персонажи для сказок;

- атрибуты для проведения спортивных игр и соревнований;

- мебель для кукол и др. в общем, все, на что хватает фантазии.

- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.

Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д. Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.

- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.

- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.

- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.

- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.

- Соединять детали надо под углом.

Обращаю внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов

по отношению друг к другу.

Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором (показ папок) :

- конструирование по полной схеме

- конструирование по контурной схеме

- конструирование с помощью слухового диктанта

- конструирование по образцу

- конструирование по собственному представлению

Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.

Детям подготовительной группы можно предложить

Задания на замещение геометрических фигур

1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.

2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.

3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

17 слайд

Конструктор ТИКО можно использовать на занятиях по математике, развитие речи, при сенсорном развитии а также в игровой форме.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО - изобретения дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО - элементы в дидактических играх.

Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает.

Посмотрите, как конструктор можно использовать в театрализованной деятельности.

Я с уверенностью могу сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»...