«Волшебная юбка»
Название «Волшебная юбка»
Ф.И.О. автора Иванова Ирина Сергеевна, воспитатель
ДОУ МАДОУ Д/С 11
Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие»
Возрастная категория младший дошкольный возраст
Дидактическое пособие «Волшебная юбка», создано для детей 2-3 лѐт для работы в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный, новый для них предмет, который можно потрогать, изучить, найти внутри много интересного, они отвлекаются от своих переживаний и с удовольствием включаются в игру. «Волшебная юбка» включает в себя дидактические игры разной направленности, которые развивают и обучают малыша. Действуя с предметами, нашитыми на юбку, ребѐнок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определѐнного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Юбка помогает собрать вокруг воспитателя детей и увлечь их интересной игрой. Любопытство заставляет манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, дети вынуждены обратиться к воспитателю. Между взрослым и ребѐнком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания тѐплых и доверительных отношений.
Пособие универсально и может меняться и дополняться, по мере привыкания детей к прежним деталями. На помощь при изготовлении новых деталей можно призвать родителей.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие мелкой моторики.
Пособие «Волшебная юбка» учит: различать понятия «много» и «один», сравнивать предметы по форме, различать и называть цвета;
развивает: мелкую моторику рук, сенсорные навыки, представление о геометрических фигурах, память, внимание, логическое мышление;
воспитывают: эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, тѐплые и доверительные отношения педагога и ребѐнка.
В соответствии с ФГОС ДО пособие доступно, безопасно для детей, соответствует необходимым гигиеническим требованиям.
«Волшебную юбку» можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и
групповой работе. Пособие легко переносить, следовательно, использовать в группе, на игровой площадке и дома.
Для изготовления пособия «Волшебная юбка» понадобятся следующие материалы: ткань четырѐх цветов: красный, жѐлтый, синий, зелѐный; клей – пистолет (для наклеивания деталей), различные отделочные детали.
На юбку нашиваются: карманы и пуговицы (разных цветов и размеров); разноцветные атласные ленты (разной длины и ширины); липучки тканевые, бусинки, металлические заклѐпки, аппликации из фетра.
Формы работы с пособием:
- дидактические игры;
- сюжетно-дидактические игры;
- игры – путешествия;
- игровые проблемные ситуации;
- игры-исследования.
Варианты игр с пособием «Волшебная юбка»
«Дифференциация по цвету». Ребѐнку предлагается разложить разноцветные геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зелѐный кармашек – зеленые предметы, в жѐлтый – жѐлтые, в красный – красные, в синие - синие.
«Дифференциация по размеру». Ребѐнку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман - большие , а маленькие –в маленький.
«Что в кармашках?». Необходимо наполните карманы ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.
«Угадай на ощупь». Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, «кирпичик»). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудите, что из них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы.
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек верѐвки, большие и маленькие палочки, клеѐнка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.).
«Какой овощ, фрукт…». Наполните кармашки юбки муляжами овощей (фруктов), фигурками животных, маленькими игрушками и т. д. Предложите детям их обследовать, а затем угадать, кто или что спряталось в кармашке. После этого вместе с детьми сочинить историю, где главным героем будет угаданный предмет.
«Заплети косички». Предложите малышу заплести косичку из лент.
«Разноцветные прищепки». Предложите ребѐнку тремя пальцами прицепить прищепки на ленту. Прицепить правой рукой, а отцепить левой. Прицепляя прищепки чередовать по цвету.
«Катушка». Ребѐнок на катушку может наматывать верѐвочку.
«Шнуровка и Молния». Предложите ребѐнку поиграть в различные виды шнуровок, и молний.
«Разложи фигуры». Предложите детям разложить набор фигур в карманы по заданному образцу.
«Большие и маленькие». Дети поочередно нанизываются на ленту бусины - большие и маленькие.
«Ветер». Малышу предлагается дунуть на ленточки.
«Заплатки». Воспитатель создаѐт игровую ситуацию: «У юбки порвались карманы», показывает детям карманы с дырочками и призывает к помощи. Дети соглашаются помочь - сделать на карманы заплатки. Все вместе рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг, крест, сердечко). Затем воспитатель раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат подбора: «синяя треугольная заплатка», «жѐлтая круглая», «красная квадратная».
Можно, как вариант игрового упражнения, создать ситуацию, когда заплатки «пришиты» неправильно: «Помоги исправить ошибки». В этом случае фигурки можно разложить на карманах без соответствия по цвету. Дети, путѐм подбора, изменяют неправильное решение и накладывают правильную заплатку.