Доклад на тему " Формирование представлений о рациональном питании как элементе зож"
материал

Елена Борисовна Фролова

Доклад на тему " Формирование представлений о рациональном питании как элементе зож"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_pitanii.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Доклад по теме:

«Формирование представлений о рациональном питании как элементе зож»

Подготовила: Е.Б.Фролова

р.п.Мучкапский 2024год

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья. Поэтому, для того чтобы дети были здоровыми, следует научить их правильно питаться.

Особое внимание должно уделяться правильному питанию, ведь именно оно — одна из главных составляющих физического развития ребенка.
Дошкольный возраст — самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения. Формирование основ правильного питания ребенка — это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни. Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно в дошкольном возрасте мы должны заложить у детей понятия «правильное питание», «здоровое питание», «полезное питание», чтоб оградить наших детей от часто рекламируемых чипсов, шоколадок, гамбургеров и газировки.

Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия

Проблема заключается в том, что дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья

Необходимо расширять знания детей о продуктах, о здоровом и нездоровом питании, установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);

 Уточнить и обогатить знание детей о пользе овощей, фруктов, формировать первоначальные представления о витаминах, о том, как витамины влияют на организм человека;

Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правильного, рационального и здорового питания в семье;

 Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья;

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о:

  • значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
  • роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
  • полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований


При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах.

Главным компонентом правильного питания является завтрак.

   Завтрак – это первый прием пищи за день, самый важный и основной. За день ребенок тратит много энергии, поэтому ему нужно зарядиться с самого утра, сформировать у детей представление о продукте питания каше как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака. Именно каши лежат в основании пирамиды здорового питания. Все каши богаты сложными углеводами, которые нормализуют перистальтику кишечника. Сложные углеводы медленно расщепляются в кишечнике, и в результате они долго поддерживают норм уровень сахара и чувство сытости. Если ребенок с утра съест кашу, его мозг будет обеспечен энергией и глюкозой. На формирование представлений о завтраке как обязательном элемента режима дня оказывают влияние педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении: компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество.

      Чтобы дети любили,  есть на завтрак кашу, нужно, чтобы ее ели и любили родители.  Если родители на завтрак пьют только кофе, а ребенка заставляют, есть кашу, то всем понятно, что у ребенка не сформируются правильное пищевое предпочтение.

      Для достижения формирования представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходимо,  решить следующие задачи:

Ø  Создание предметно-развивающей среды:

Дидактические  игры: «Вкусная каша»», «Почему заболели ребята», «Что сначала, что потом»;

Диски с  мультфильмами «Богатырская каша», «Горшочек каши»;

Ø  Пополнение среды настольно-печатными играми, развивающими книгами, иллюстрациями: «Как вырасти здоровым», «Узнай и назови крупу», «Что перепутал художник», «Кашевар»;

Ø  Исследовательская деятельность: эксперименты «Как получить кашу?», «Из какой крупы какая каша», «Угадай на вкус»

Ø  Непосредственно-образовательная деятельность;

Ø  Художественное творчество:  выставки рисунков «Моя любимая каша», «Где каша, там и наши», изобразительная деятельность «Тарелка каши»

Ø  Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры: подвижным  играм  - «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «А ну  - ка скорее на месте замри»

Ø  Создание картотеки; оформление рецептов здорового питания, создание коллажа, стенгазет: макетов «Как подготовиться к завтраку», модель завтрака  в картинках; алгоритм «В помощь дежурному»

Ø Привлечение родителей к совместной деятельности: рекомендации для домашнего чтения – Анжела Берлова «Каша для Феди»,Братья Гримм «Горшок каши»,Лоскутные сказки «Сладкая каша»; Кейс – папки – «Правильный завтрак выходного дня»,  «Как сделать кашу привлекательной для ребенка».      

Формы реализации деятельности в данном направлении:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Беседы;
  • Физкультминутки;
  • Проблемные ситуации;
  • Просмотр мультфильмов и презентаций по теме;
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и интерактивные игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Выставки;

Широко использовала презентации, просмотр мультфильмов: «Пчелка Умняша: полезные и вредные продукты», «Смешарики. Азбука здоровья», «Фикси советы. Как правильно питаться». Это позволило мне в доступном для понимания ребенка виде рассказать о правильных продуктах, правилах поведения за столом.

У нас в группе есть уголок дежурных. Во время проведения специально-организованной деятельности на темы воспитания культуры питания ребята учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Во время приема пищи обращаю внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, какую пользу приносит человеку, делаю акцент на разницу в сервировке стола на завтрак, обед, полдник.

 В группе дети выращивают лук,  содержащий множество витаминов и микроэлементов. Я рассказала, что употребление зеленого лука в пищу помогает предотвратить многие простудные заболевания,

Для более прочного и успешного освоения знаний постоянно обращалась к художественной литературе: пословицы и поговорки о пользе здорового питания, стихи, загадки об овощах и фруктах. В период подготовки к завтраку, обеду и ужину использую небольшие четверостишия, потешки, считалки, пальчиковые игры о продуктах питания, о разных блюдах. Большим подспорьем для меня стали сказки. систематически проводятся с детьми занятия и беседы о культуре питания.

      Дети, у которых сформирована культура питания, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита, что  позволит успешно решать задачи их всестороннего развития.

 

 Для более успешной работы по закреплению навыков и правил поведения за столом, его сервировки, в составлении своего дневного рациона использовала сюжетно-ролевые игры, различные специально созданные ситуации. В этих играх дети отражали свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питания.

Пословицы и поговорки о еде и питании
 

Чем больше ешь, тем больше хочется.

• Есть калачи — не сидеть на печи.

• Ел бы пирог, да в печи сжег.

• Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что дают.

• Мельница сильна водой, а человек работой и едой.

• Ешь, пока хлеб свеж.

• За общим столом еда вкусней.

• Щи да каша — пища наша.

• Кашу маслом не испортишь.

• Хороша кашка, да мала чашка.

• Хлебушко — батюшка, картошка — матушка.

• Ложку мимо рта не пронесешь.

• Какой едок, такой и работник.

 Много есть — не велика честь.
• Добрая весть, коли говорят: «Пора есть».
• Сладкая еда не всегда полезна.

Сказки о правильном питании

«Ай, да кашка!»

Жили — были два неуклюжих человечка – Толстячок и Хилячок. Один с утра до вечера что-то ел, перекусывал, жевал, заедал. Другой вздыхал, стонал, капризничал и от любой еды отворачивался.

Однажды сидели они на скамеечке, смотрели по сторонам, скучали. Вдруг видят, идет озорной мальчишка – Здоровячок. Песенки напевает, бодрым шагом шагает, мяч покидывает, сам подпрыгивает. Завидно стало Толстячку и Хилячку, что так весело живется Здоровячку. Стали расспрашивать, в чем секрет его силушки, ловкости да хорошего настроения.

Рассказал Здоровячок о необыкновенно вкусной и полезной гречневой каше и чудодейственной силе физкультуры. Стали Толстячок и Хилячок каждое утро делать зарядку, купаться в речке, бегать, прыгать, кувыркаться. Стали есть гречневую кашу да нахваливать: «Ай, да каша, сила наша!».

Так два неуклюжих человечка превратились в веселых, озорных мальчишек.

«Заяц — сладкоежка»

В одном лесу жил необыкновенный заяц. Необыкновенный, потому что все зайцы любили грызть капустные кочерыжки, а этот заяц питался исключительно сладостями. Прибежит в деревню, встанет посреди улицы на задние ноги, начнет кувыркаться, кружиться, забавно подпрыгивать. Артист, да и только!

Ребятне и взрослым очень нравился этот заяц. Угощали его конфетами, печеньем, даже варенье наливали в капустный листочек. А он все съест и в лес ускачет.

Так и питался зайка. Стал толстый, неуклюжий, ленивый. Потом и другая беда стала донимать. Заболели у зайца зубы, да так сильно, что не спал он три дня и три ночи, стонал, слезы лил. Пожалели его другие зайцы, принесли ему много моркови, репы да капусты: «Ешь, зайка, овощи. Они очень вкусные и полезные, потому что в них много витаминов. И помни, не заячье это дело — конфеты грызть».

Послушался друзей заяц. Стал водичку пить ключевую, есть овес и морковочку, свеклу и капусточку. Больше о больных зубах и не вспоминал!

«Как помирились Морковочка и Кабачок»

Жила — была на одном огороде девица-краса зеленая коса Морковочка. Рядом с ней на парниковой куче рос и толстел Кабачок-боровичок. Оба овоща очень любили, когда хозяйка поливала их из лейки, радовались летнему солнышку, росли и набирались сил. Одно плохо – часто ссорились. Все спорили – кто из них вкусней, нужней да полезней для здоровья.

Морковочка хвасталась: «Я лучше тебя! Я оранжевая, хрустящая, сочная. А сколько во мне витаминов-каротинов! У всех, кто со мной дружит зубки крепкие, здоровые, а зрение распрекрасное. Вот какая я!».

Кабачок ей не уступал. Он громко и важно доказывал своей соседке, что есть блюда из кабачков всем очень полезно и необходимо, ведь кабачок овощ диетический.

Так и спорили они все лето. Пришла осень, стала хозяйка собирать урожай, делать вкусные заготовки на зиму из моркови, кабачков и других овощей. Все ели, радовались, хвалили вкусные овощи и умелые руки хозяйки.

С тех пор Кабачок и Морковочка стали дружить и больше никогда не ссорились, потому что оба они вкусные и полезные!

«Сказочка о доброй капусте»

В давние давние времена белокочанная капуста была совсем не похожа на нынешнюю. Листочков у нее тогда было мало, росла она как цветок полевой и ничем от других растений не отличалась. Однако среди людей и зверей давно шел слух, что кто ест капусту, тот редко болеет, никогда не толстеет, день ото дня веселеет и что витаминов в ней превеликое множество. Говорили также, что блюда, приготовленные из капусты такие вкусные, что ни в сказке сказать, ни пером описать, только ложку облизать да добавки попросить!

Заторопились все к капусте.

Просят зайцы: «Дай, пожалуйста, листочков капустных!».

Прибежали козочки: «Угости нас, капусточка!». А следом за ними кролики, коровушки, барашки и всякая другая травоядная живность. Пожаловали к капусте за хрустящими кочерыжками деревенские ребятишки. Всем хотела помочь добрая капуста, всех хотела угостить, порадовать. И стали у нее быстро расти капустные листья, да так много, что стала капуста большая, круглая, хрустящая и сочная.

Все полюбили белокочанную капусту и стали уважительно называть ее Капуста Витаминовна. С тех пор капуста во всех огородах на самом почетном месте растет. Кормит, лечит, угощает да приговаривает: «Приятного вам аппетита!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...

Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...

Использование сюжетно-ролевых игр в формирование у детей здорового образа жизни, через представление о рациональном питании дошкольника. «Каша-пища наша»

Использование сюжетно-ролевых игр в формирование у детей здорового образа жизни, через представление о рациональном питании дошкольника. «Каша-пища наша»...

Доклад на тему: «Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»

Как известно, интерес к труду, необходимые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостней войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе ко...

Доклад на тему: «Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»

Как известно, интерес к труду, необходимые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостней войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе ко...

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...