Консультация для педагогов « Роль национальных подвижных игр в улучшении и укрепление здоровья дошкольников».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гаужаева Эльмира Зарамуковна

 

 

 

 

« Человек начинается с детства».

Народные подвижные игры являются одним из средств, для установления более тесных контактов между воспитателями и детьми. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка.

 

 

Физическое воспитание у адыгов включало заботу о разрешении четырёх задач:

  1. развитие физических сил и способностей для оборонительной деятельности;
  2. воспитание нравственно - волевых качеств;
  3. укрепление здоровья и сохранение высокой трудоспособности;
  4. продление жизни.

Применение игр, соответствующих возрасту, обычаям, климатическим условиям, повышает двигательную активность детей, и способствует улучшению и укреплению здоровья.

Адыгский народ всегда прославлял силу, смелость, мужество, героизм, самообладание.

 

 

Физическую красоту кабардинцы связывали со здоровьем, эстетикой. Но, в то же время народная педагогика исключала суждение о человеке только по его физическим качествам и красоте. Так, в народной пословице говорится: «Жэщым и дахэр мазэгъуэщ, цIыхум и дахэр акъылщ»

(Из ночей красива лунная, из людей умный).

 

Применение игр, соответствующих возрасту, обычаям, климатическим условиям, повышает двигательную активность детей, и способствует улучшению и укреплению здоровья.

Адыгский народ всегда прославлял силу, смелость, мужество, героизм, самообладание.

Физическую красоту кабардинцы связывали со здоровьем, эстетикой. Но, в то же время народная педагогика исключала суждение о человеке только по его физическим качествам и красоте. Так, в народной пословице говорится: «Жэщым и дахэр мазэгъуэщ, цIыхум и дахэр акъылщ»

(Из ночей красива лунная, из людей умный).

В этих словах заключён глубокий смысл: много значат физические качества, но только по одним этим качествам нельзя судить о человеке. В понятие красивого человека включали и внутреннее содержание человека, его ум и моральный облик.

Адыгские народные игры многообразны: детские, взрослые, животноводческие, земледельческие, свадебные, обрядовые, целенаправленные, развлекательные и т.д.

Ни один народный праздник, ни одна свадьба не проходили без спортивных состязаний, без танцев и игр. Поэтому молодое поколение с раннего возраста готовилось к ним тщательно.

Физическая сила и ловкость у кабардинцев вырабатывались не сразу.

С малых лет физическому воспитанию детей уделялось много внимания. Об этом свидетельствуют следующие изречения:

«Къарум хуэкъулейр- Iуэхуми хуэкъулейщ» (Богат физической силой - богат и делом),

«Къарум лэжьыгъэ ет, къарууншэм зэман ет»

(Сильному работа впрок, а слабому дай срок). Эти пословицы

 

говорят о необходимости учёта физических возможностей каждого из детей при распределении разных видов физического труда между ними. Пословица «Iейщ къару уиIэу акъыл уимыIэныр, фIыкъым акъыл уиIэрэ къару уимыIэжми» (Плохо, когда сила живёт без ума, да не хорошо, когда ум без силы) говорит о взаимосвязи между физической силой и умом человека, а также физические силы без умственных качеств не могут принести много пользы. Только их сочетание может сделать деятельность человека продуктивной, а его жизнь более полноценной и счастливой.

Важным средством физического развития и укрепления здоровья – источником физических сил человека являлся труд. Интересны в этом отношении высказывания: «Лэжьыгъэрщ къару къызыхэкIыр» (В труде источник силы), «Мылажьэр къарууншэ мэхъу» (Не работающий становится бессильным), «ФIыуэ лажьэр фIыуэ машхэ» (Кто хорошо работает, тот хорошо ест), «ФIыуэ улажьэмэ чыржын къудейри IэфIщ» (Хорошо потрудиться – и один чурек кажется вкусным). В них содержится открытое указание на то, что физический труд на свежем воздухе улучшает аппетит, развивает силу, общий жизненный тонус человеческого организма.

Без продуманно составленной системы физического воспитания детей с раннего возраста физического развития и укрепление здоровья добиться невозможно.

В народной системе физического воспитания учитывались и половозрастные (т.е. гендерные) особенности. Впервые годы мальчики и девочки играли вместе в разные подвижные игры. С возрастом игры девочек и мальчиков резко дифференцировались. Девочки играли в основном в сюжетные игры с хозяйственно – бытовым содержанием. Большое место занимают в играх девочек упражнения, небольшого физического напряжения, но развивающие ловкость, сноровку, быстроту реакции, координацию движений. Игры мальчиков отличались тем, что требовали большого напряжения физических сил, мужества, высоких волевых качеств.

Народная педагогика использует в качестве основных средств

 

воспитания все компоненты народной культуры. Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Ведущим компонентом народной культуры является фольклор. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой заботой о будущем.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять что хорошо, а что плохо. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, жеребьёвки. Жеребьевки или сговоры определяют деление играющих на две команды, устанавливает порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение и вопрос, в котором предлагается выбор.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих.

Заклички и поговорки связаны с календарными обрядами взрослых.

Все эти игры в разных вариантах распространились во всём мире.

У адыгских детей с 4-5 лет были распространены прыжки и бег, с 6 лет и старше для мальчиков – борьба, игры в мяч, метание копья на расстояние и в цель и другие виды физических упражнений и спорта.

Особенно широко были распространены среди детей состязание в беге (хэт темыжрэ) и в прыжках в высоту и длину (хэт нэхъыфIу мылъэрэ). Эти виды физических упражнений развивали физическую силу всех органов тела.

Были в почёте игры, требующие больше движений, физической нагрузки: гъуэрыгъуапщкIуэ (жмурки), топ (игра в мяч), кIэн (игра в кости), чын (волчок), кIапсэ зэпекъу (перетягивание каната). Много подобных игр у адыгского народа, которые развивали у детей физическую силу. Игры в

 

жмурки, в мяч развивали большей частью мышцы ног, перетягивание каната, игра в волчок, в альчики – мышцы рук, т.е. каждая игра, предназначалась для развития определенных групп мышц.

Хотела бы остановиться на играх для малышей. Это игры малой подвижности и словестные игры: «Iэбэдзыуэ», «Адэ- мыдэ узогъаплъэ», «УпщIэ пыIэ», «Си хьэм бажэ къеубыдрэ», «Жьынду»,ДэНэ», ,«Мэл-щохъурэ»,

«Су-су баринэ».

Детям старшей и подготовительной возрастных групп можно предложить следующие национальные подвижные игры:

«Бжьэдыгъу» - «Пчелокрад»

«ПыIэ хуэжэ» - «Беги к шапке»

«ЩIакIуэкъуэплъ» - «Под буркой»

«Шыхъуэ щIакъуэ»- «Хромой конюх»

«ПыIэ зэIэпых» - «Передай шапку»

«ПыIэ къуэдзэ» - «Подбрось шапку»

«ПIащIэкъэуIэ» «Медведь – волк»

«Зэкъуэт» - «Сплочённые»

«Дэ къегъэжэх» - «Скатывание ореха»

«Дэ еуэ» - «Сбивание ореха»

«Гъуэтет» - «Повелитель  лунки»

«Къру-къру» - «Журавли-журавли

Итак, важнейшими средствами физического воспитания служат подвижные игры, спортивные игры и физический труд. Они способствуют улучшению и укреплению здоровья детей. Выработке у них двигательных навыков, ловкости, выносливости, большой физической силы, а также умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию подрастающего поколения.

Бжьэдыгъу» - «Пчелокрад».

Выбирают пчелокракрада, пчеловода, собаку- охранника. Остальные дети – ульи.

Ульи высаживаются на площадке, недалеко друг от друга и жужжат как пчёлы. Собака охраняет ульи.

Пока пчеловод спит, пчелокрад подбегает к ульям. Пчеловод напускает на него собаку. Если собака поймает

 

его, то выбирают другого пчелокрада. Но если его не поймали, а он уже дотронулся до ульев, то эти ульи его, и они убегают, к нему если собака не сможет поймать пчелокрада 3-4 раза, то меняют собаку. Собака ловит только пчелокрада, а не ульи.

Игра «ПыIэ хуэжэ» - «Беги к шапке»

Участники, какой команды начинают игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак. Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь.

Отошедший, по команде: «Едзых!» - опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку.

Играющие делятся на 2 команды. Выбирают ведущего. Ведущий, с шапкой, становиться посреди площадки. Каждая команда от ведущего отсчитывает 20 шагов в противоположную сторону и отмечает границу. Игроки становятся возле своей границы. С каждой команды, по одному участнику подходят к границе и внимательно смотрят на ведущего.

Как только ведущий подбрасывает шапку, они бегут к ней.

Тот, кто первым добежит и поймает шапку, выигрывает в этом забеге. Таким образом, соревнуются между собой.

Выигрывает та команда, участники которой чаще первыми добегали до шапки.

Игра «Шыхъуэ щIакъуэ»- «Хромой конюх»

 

Выбирают конюха. Играют на площадке примерно 10 детей. Все играющие находятся в этом кругу. Хромой конюх, может бегать только на одной ноге. А кони передвигаются на 2 ногах, но обязательно ноги должны быть вместе.

Кони не выскакивают из отмеченной площадки. Тех, до кого дотронулся конюх, тоже становится хромым конюхом.

Игра продолжается до тех пор, пока не осалят всех играющих.

 

Игра «Гъуэтет» - «Повелитель  лунки»

Цель игры: развитие быстроты двигательных реакций, внимания.

Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры).

«Повелитель лунки» громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется

«повелителем лунки».

Правила игры:

  1. Засчитывается только прямое попадание мяча.
  2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.
  3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_nrk_v_dou.docx413.71 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль национальных подвижных игр в улучшении и укрепление  здоровья  дошкольников».

« Человек начинается с детства».

Народные подвижные игры являются одним из средств, для установления более тесных контактов между воспитателями и детьми. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка.

Физическое воспитание у адыгов включало заботу о разрешении четырёх задач:

  1. развитие физических сил и способностей для оборонительной деятельности;
  2. воспитание нравственно - волевых качеств;
  3. укрепление здоровья и сохранение высокой трудоспособности;
  4. продление жизни.

Применение игр, соответствующих возрасту, обычаям, климатическим условиям, повышает двигательную активность детей, и способствует улучшению и укреплению здоровья.

Адыгский народ всегда прославлял силу, смелость, мужество, героизм, самообладание.

Физическую красоту кабардинцы связывали со здоровьем, эстетикой. Но, в то же время народная педагогика исключала суждение о человеке только по его физическим качествам и красоте. Так, в народной пословице говорится: «Жэщым и дахэр мазэгъуэщ, цIыхум и дахэр акъылщ»

(Из ночей красива лунная, из людей – умный).

Применение игр, соответствующих возрасту, обычаям, климатическим условиям, повышает двигательную активность детей, и способствует улучшению и укреплению здоровья.

Адыгский народ всегда прославлял силу, смелость, мужество, героизм, самообладание.

Физическую красоту кабардинцы связывали со здоровьем, эстетикой. Но, в то же время народная педагогика исключала суждение о человеке только по его физическим качествам и красоте. Так, в народной пословице говорится: «Жэщым и дахэр мазэгъуэщ, цIыхум и дахэр акъылщ»

(Из ночей красива лунная, из людей – умный).

В этих словах заключён глубокий смысл: много значат физические качества, но только по одним этим качествам нельзя судить о человеке. В понятие красивого человека включали и внутреннее содержание человека, его ум и моральный облик.

Адыгские народные игры многообразны: детские, взрослые, животноводческие, земледельческие, свадебные, обрядовые, целенаправленные, развлекательные и т.д.

Ни один народный праздник, ни одна свадьба не проходили без спортивных состязаний, без танцев и игр. Поэтому молодое поколение с раннего возраста готовилось к ним тщательно.

Физическая сила и ловкость у кабардинцев вырабатывались не сразу.

С малых лет физическому воспитанию детей уделялось много внимания. Об этом свидетельствуют следующие изречения:

«Къарум хуэкъулейр- Iуэхуми хуэкъулейщ» (Богат физической силой - богат и делом),

«Къарум лэжьыгъэ ет, къарууншэм зэман ет»

(Сильному работа впрок, а слабому дай срок). Эти пословицы

говорят о необходимости учёта физических возможностей каждого из детей при распределении разных видов физического труда между ними. Пословица «Iейщ къару уиIэу акъыл уимыIэныр, фIыкъым акъыл уиIэрэ къару уимыIэжми» (Плохо, когда сила живёт без ума, да не хорошо, когда ум без силы) говорит о взаимосвязи между физической силой и умом человека, а также физические силы без умственных качеств не могут принести много пользы. Только их сочетание может сделать деятельность человека продуктивной, а его жизнь более полноценной и счастливой.

Важным средством физического развития и укрепления здоровья – источником физических сил человека являлся труд. Интересны в этом отношении высказывания: «Лэжьыгъэрщ къару къызыхэкIыр» (В труде источник силы), «Мылажьэр къарууншэ мэхъу» (Не работающий становится бессильным), «ФIыуэ лажьэр фIыуэ машхэ» (Кто хорошо работает, тот хорошо ест), «ФIыуэ улажьэмэ чыржын къудейри IэфIщ» (Хорошо потрудиться – и один чурек кажется вкусным). В них содержится открытое указание на то, что физический труд на свежем воздухе улучшает аппетит, развивает силу, общий жизненный тонус человеческого организма.

Без продуманно составленной системы физического воспитания детей с раннего возраста физического развития и укрепление здоровья добиться невозможно.

В народной системе физического воспитания учитывались и половозрастные (т.е. гендерные) особенности. Впервые годы мальчики и девочки играли вместе в разные подвижные игры. С возрастом игры девочек и мальчиков резко дифференцировались. Девочки играли в основном в сюжетные игры с хозяйственно – бытовым содержанием. Большое место занимают в играх девочек упражнения, небольшого физического напряжения, но развивающие ловкость, сноровку, быстроту реакции, координацию движений. Игры мальчиков отличались тем, что требовали большого напряжения физических сил, мужества, высоких волевых качеств.

Народная педагогика использует в качестве основных средств

воспитания все компоненты народной культуры. Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Ведущим компонентом народной культуры является фольклор. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой заботой о будущем.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять что хорошо, а что плохо. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, жеребьёвки. Жеребьевки или сговоры определяют деление играющих на две команды, устанавливает порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение и вопрос, в котором предлагается выбор.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих.

Заклички и поговорки связаны с календарными обрядами взрослых.

Все эти игры в разных вариантах распространились во всём мире.

У адыгских детей с 4-5 лет были распространены прыжки и бег, с 6 лет и старше для мальчиков – борьба, игры в мяч, метание копья на расстояние и в цель и другие виды физических упражнений и спорта.

Особенно широко были распространены среди детей состязание в беге (хэт темыжрэ) и в прыжках в высоту и длину (хэт нэхъыфIу мылъэрэ). Эти виды физических упражнений развивали физическую силу всех органов тела.

Были в почёте игры, требующие больше движений, физической нагрузки: гъуэрыгъуапщкIуэ (жмурки), топ (игра в мяч), кIэн (игра в кости), чын (волчок), кIапсэ зэпекъу (перетягивание каната). Много подобных игр у адыгского народа, которые развивали у детей физическую силу. Игры в

жмурки, в мяч развивали большей частью мышцы ног, перетягивание каната, игра в волчок, в альчики – мышцы рук, т.е. каждая игра, предназначалась для развития определенных групп мышц.

Хотела бы остановиться на играх для малышей. Это игры малой подвижности и словестные игры: «Iэбэдзыуэ», «Адэ- мыдэ узогъаплъэ», «УпщIэ пыIэ», «Си хьэм бажэ къеубыдрэ», «Жьынду»,ДэНэ», ,«Мэл-щохъурэ»,

«Су-су баринэ».

Детям старшей и подготовительной возрастных групп можно предложить следующие национальные подвижные игры:

«Бжьэдыгъу» - «Пчелокрад»

«ПыIэ хуэжэ» - «Беги к шапке»

«ЩIакIуэкъуэплъ» - «Под буркой»

«Шыхъуэ щIакъуэ»- «Хромой конюх»

«ПыIэ зэIэпых» - «Передай шапку»

«ПыIэ къуэдзэ» - «Подбрось шапку»

«ПIащIэкъэуIэ» «Медведь – волк»

«Зэкъуэт» - «Сплочённые»

«Дэ къегъэжэх» - «Скатывание ореха»

«Дэ еуэ» - «Сбивание ореха»

«Гъуэтет» - «Повелитель  лунки»

«Къру-къру» - «Журавли-журавли

Итак, важнейшими средствами физического воспитания служат подвижные игры, спортивные игры и физический труд. Они способствуют улучшению и укреплению здоровья детей. Выработке у них двигательных навыков, ловкости, выносливости, большой физической силы, а также умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию подрастающего поколения.

Бжьэдыгъу» - «Пчелокрад».

Выбирают пчелокракрада, пчеловода, собаку- охранника. Остальные дети – ульи.

Ульи высаживаются на площадке, недалеко друг от друга и жужжат как пчёлы. Собака охраняет ульи.

Пока пчеловод спит, пчелокрад подбегает к ульям. Пчеловод напускает на него собаку. Если собака поймает

его, то выбирают другого пчелокрада. Но если его не поймали, а он уже дотронулся до ульев, то эти ульи его, и они убегают, к нему если собака не сможет поймать пчелокрада 3-4 раза, то меняют собаку. Собака ловит только пчелокрада, а не ульи.

Игра «ПыIэ хуэжэ» - «Беги к шапке»

Участники, какой команды начинают игру, решает жребий: один из играющих отходит на 7-8 м и поднимает вверх обе руки, одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак. Один вожак выбирает кулак, другой - ладонь.

Отошедший, по команде: «Едзых!» - опускает одну руку. Игру начинает команда вожака, который перед этим выбрал именно эту руку.

Играющие делятся на 2 команды. Выбирают ведущего. Ведущий, с шапкой, становиться посреди площадки. Каждая команда от ведущего отсчитывает 20 шагов в противоположную сторону и отмечает границу. Игроки становятся возле своей границы. С каждой команды, по одному участнику подходят к границе и внимательно смотрят на ведущего.

Как только ведущий подбрасывает шапку, они бегут к ней.

Тот, кто первым добежит и поймает шапку, выигрывает в этом забеге. Таким образом, соревнуются между собой.

Выигрывает та команда, участники которой чаще первыми добегали до шапки.

Игра «Шыхъуэ щIакъуэ»- «Хромой конюх»

Выбирают конюха. Играют на площадке примерно 10 детей. Все играющие находятся в этом кругу. Хромой конюх, может бегать только на одной ноге. А кони передвигаются на 2 ногах, но обязательно ноги должны быть вместе.

Кони не выскакивают из отмеченной площадки. Тех, до кого дотронулся конюх, тоже становится хромым конюхом.

Игра продолжается до тех пор, пока не осалят всех играющих.

Игра «Гъуэтет» - «Повелитель  лунки»

Цель игры: развитие быстроты двигательных реакций, внимания.

Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры).

«Повелитель лунки» громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется

«повелителем лунки».

Правила игры:

  1. Засчитывается только прямое попадание мяча.
  2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.
  3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль подвижные игры в физическом развитии детей с амблиопией и косоглазием».

Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контр...

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.Нравственно-патриотическое воспитание....

Консультация для педагогов. Роль подвижной игры в формировании здорового образа жизни детей

Проблема воспитания здорового ребенка была и остается одной из самых значимых в дошкольном учреждении....

Консультация для педагогов" Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре".

Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре.           Идеальное воспитание это разностороннее воспитание детей, которое осуществляе...

Консультация для педагогов"Роль подвижной игры в физическом развитии детей с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Роль подвижной игры в физическом развитии  детей с ОВЗ"...