Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»
консультация (младшая группа)

Звягина Ольга Николаевна

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

         

         Игры - наблюдения доставляют детям много радости  и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

          В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

            С помощью игр - наблюдений мы решаем несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

Наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его. Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.

 

Игра – наблюдение «Листопад, листопад листья жёлтые летят»

Задачи: познакомить детей с осенним явлением – листопад, учить определять признаки осени, различать листья по цвету (красные, зелёные, жёлтые), развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Познакомить детей с понятиями «большой – маленький», «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет».                            Листопад, листопад листья жёлтые летят!                                                          Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад!

Игра - наблюдение «Снег, снег кружится»

Задачи: формировать представление о зиме, вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустит). Учить определять следы на снегу: детские, взрослые, следы животных.

Снег, снег кружится

Белая вся улица!

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок!

 

Игра – наблюдение «Поможем зелёному другу»

Задачи: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» –

«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т.п.)

                                                                                                                   

Игра – наблюдение  «Расти, расти лучок»

Задачи: Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Игра “Расти, расти лучок”

Дети, вы сегодня станете маленькими луковичками, встаньте все в круг. А я буду сажать лук (воспитатель подходит к каждому ребенку и кладет руку на голову, ребенок присаживается). Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Вот лук растёт и дети поднимаются вверх. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш лучок!

Игра – наблюдение  «Подуй на одуванчик»

Задачи: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.

Как воздушный шар на ножке

Одуванчик у дорожки

Одуванчик шарик белый

Дунул я и полетел он. 

 

Стихотворение Екатерины Серовой «Одуванчик» для заучивания:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

 

 Игра – наблюдение «Божья коровка»

 Задачи: познакомить ребенка с божьей коровкой, ее внешним видом, воспитывать бережное отношение к живой природе. Создавать условия для радостного настроения.

Загадка

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

(Божья коровка)

Игра «Божья коровка»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие (бег на месте)

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)

Устали ноги от ходьбы (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладим животик)

Домой скорее полетим («летим» на свои места)

     

      По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию процессов познания у детей раннего возраста через увлекательные игры – наблюдения способствуют не только развитию воображения и фантазии, но и формирует познавательный интерес и активность малышей.

       Наблюдения за детьми показали, что дети учатся наблюдать за окружающим миром, любоваться красотой природы во все времена года и бережно к ней относиться. Таким образом, системное использование игр – наблюдений в группах раннего возраста является эффективным средством формирования познания у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию  детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.      

                                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_igry_nablyudeniya_aprel.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка  - детский сад №33 «Радуга»                                города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

Воспитатель                                                                                                      Звягина Ольга Николаевна

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

         

         Игры - наблюдения доставляют детям много радости  и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

          В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

            С помощью игр - наблюдений мы решаем несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

Наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его. Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.

Игра – наблюдение «Листопад, листопад листья жёлтые летят»

Задачи: познакомить детей с осенним явлением – листопад, учить определять признаки осени, различать листья по цвету (красные, зелёные, жёлтые), развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Познакомить детей с понятиями «большой – маленький», «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет».                            Листопад, листопад листья жёлтые летят!                                                          Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад!

Игра - наблюдение «Снег, снег кружится»

Задачи: формировать представление о зиме, вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустит). Учить определять следы на снегу: детские, взрослые, следы животных.

Снег, снег кружится

Белая вся улица!

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок!

Игра – наблюдение «Поможем зелёному другу»

Задачи: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» –

«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т.п.)

                                                                                                                   

Игра – наблюдение  «Расти, расти лучок»

Задачи: Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Игра “Расти, расти лучок”

Дети, вы сегодня станете маленькими луковичками, встаньте все в круг. А я буду сажать лук (воспитатель подходит к каждому ребенку и кладет руку на голову, ребенок присаживается). Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Вот лук растёт и дети поднимаются вверх. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш лучок!

Игра – наблюдение  «Подуй на одуванчик»

Задачи: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.

Как воздушный шар на ножке

Одуванчик у дорожки

Одуванчик шарик белый

Дунул я и полетел он. 

Стихотворение Екатерины Серовой «Одуванчик» для заучивания:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
 

 Игра – наблюдение «Божья коровка»

 Задачи: познакомить ребенка с божьей коровкой, ее внешним видом, воспитывать бережное отношение к живой природе. Создавать условия для радостного настроения.

Загадка

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

(Божья коровка)

Игра «Божья коровка»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие (бег на месте)

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)

Устали ноги от ходьбы (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладим животик)

Домой скорее полетим («летим» на свои места)

     

      По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию процессов познания у детей раннего возраста через увлекательные игры – наблюдения способствуют не только развитию воображения и фантазии, но и формирует познавательный интерес и активность малышей.

       Наблюдения за детьми показали, что дети учатся наблюдать за окружающим миром, любоваться красотой природы во все времена года и бережно к ней относиться. Таким образом, системное использование игр – наблюдений в группах раннего возраста является эффективным средством формирования познания у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию  детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.      

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игр на липучках.

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Полученные знания и ощущения малыши сохраняют надолго. Также, дети раннего возраста активно стремятся ...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...