Программа "Юные Финансисты"
рабочая программа (подготовительная группа)

Павленко Наталья Викторовна

Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания позволит создать фундамент, на который дети будут опираться всю свою жизнь, а значит – смогут избежать проблем, возникающих у многих современных взрослых, которые в детстве не уяснили азы финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_finansisty_6-7.docx63.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;

телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001 

 

Принято

Протокол заседания

педагогического совета

№_      от ____________

Утверждаю

Заведующий ___________

Приказ №___

Дата утверждения _________

 

2023

                                 

                           

      СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

Страница

1.

Целевой раздел

3-6

1.1

Пояснительная записка

3-4

1.2

Цель и задачи программы

4-5

1.3

Целевые ориентиры Программы

5

1.4

Принципы реализации программы

5-6

2

Содержательный раздел

7-13

2.1

Учебный план

7

2.2

Перспективное планирование работы с детьми

7-13

2.3

Взаимодействие с родителями

13

3

Организационный раздел

14

3.1

Описание образовательной деятельности Программы

14

3.2

Методы и приемы реализации Программы

14-15

3.3

Структура занятий

15

3.4

Материально-техническое обеспечение Программы

15-16

3.5

Способы контроля усвоения Программы

16

4

Список литературы

17

                                                                         

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Наличие необходимости принимать в повседневной жизни те или иные финансовые решения, а также затруднений, возникающих входе применения современных финансовых инструментов, определяют целесообразность приобретения каждым членом общества ряда знаний и навыков в области экономики.

Наблюдая за воспитанниками, мы замечаем, что дети не знают цену деньгам, небрежно относятся к вещам, игрушкам, не уважают труд других людей. Причина по большей части скрывается в семье. Обладая недостаточным уровнем финансовой грамотности, современные родители, не могут привить своим детям систему позитивных установок, необходимые навыки управления собственными финансами, сформировать у них полезные бытовые привычки, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения.

Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания позволит создать фундамент, на который дети будут опираться всю свою жизнь, а значит – смогут избежать проблем, возникающих у многих современных взрослых, которые в детстве не уяснили азы финансовой грамотности.

Направленность

Настоящая программа имеет экономическую направленность. В ее основу заложена идея о том, что человек, обладающий рациональным отношением к деньгам, выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

Новизна

Новизна программы заключается в ее комплексности. Интегрируя разные виды деятельности, мы рассматриваем проблемы экономики с разных сторон. А выбирая разные формы организации занятий, мы повышаем познавательный интерес детей, формируя активную, инициативную личность, а не пассивного слушателя.

Отличительная особенность

Отличительной особенностью настоящей Программы является присутствие на каждом занятии интерактивного персонажа – Монетки, выступающего для детей экскурсоводом в мир финансовой грамотности.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель: формирование у старших дошкольников предпосылок финансовой грамотности.

Задачи: 

Образовательные:

  • формировать элементарные экономические представления;
  • познакомить с основными экономическими понятиями;
  • формировать у детей представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
  • продемонстрировать способы финансового планирования;
  • дать представление о формировании стоимости товаров;
  • формировать навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
  • обогатить представления о труде, познакомить с экономическими профессиями;
  • познакомить с основами финансовой безопасности.

Развивающие:

  • способствовать развитию экономического мышления;
  • развивать психические процессы;
  • развивать наблюдательность;
  • содействовать развитию инициативы и самостоятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать полезные бытовые привычки;
  • воспитывать бережливость, трудолюбие, ответственность;
  • воспитывать ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.

1.3 Целевые ориентиры Программы

                   Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-7 лет.

Изучив курса Программы, мы сможем добиться следующих результатов:

  • у детей сформируются элементарные экономические представления;
  • дети познакомятся с основными экономическими понятиями, станут употреблять их в нужном контексте;
  • у детей сформируется представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
  • дети овладеют навыками финансового планирования;
  • у детей сформируется представление о стоимости товаров;
  • у детей сформируется навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
  • у детей расширятся представления о труде, об экономических профессиях;
  • дети овладеют основами финансовой безопасности.
  • удастся заложить основы экономического мышления;
  • дети станут чаще проявлять инициативу и самостоятельность;
  • дети овладеют полезными бытовыми навыками;
  • дети станут проявлять бережливость, трудолюбие, ответственность;
  • удастся сформировать у детей ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.

1.4 Принципы реализации Программы

  • Принцип гуманизма.

Учитывается право каждого ребенка на признание его в обществе как личности, как наивысшей̆ ценности. Проявление уважения к его персоне, достоинству. Защита его прав на свободу и развитие.

  • Принцип интеграции.

Комплексность и системность содержания курса. Реализация идеи развития базиса личностной культуры, духовного развития дошкольников во всех сферах и видах деятельности.

  • Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.

Реализация индивидуального подхода к детям, учет их интересов, возможностей̆, индивидуальных особенностей.

В основе дифференцированного подхода лежит учетом семейных, национальных традиций и т.п.

  • Принцип учета возрастных особенностей̆.

Содержание программного курса отвечает возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста.

  • Принцип совместной̆ деятельности ребенка и взрослого.

Учитывается значение совместной̆ деятельности взрослого и детей на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

  • Принципы безопасной̆ жизнедеятельности.

Программой курса предусмотрена защита интересов дошкольников от внутренних и внешних угроз.

  • Принципы инклюзивного образования.

В общую систему образования включены все воспитанники, независимо от особенностей̆ их развития.

  • Принцип связи с жизнью.

В ходе изучения курса педагог вместе с детьми устанавливает взаимосвязи процессов, находит аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; формирует у детей умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

Введение в курс.

1

1

0

2

Основы экономики.

31

16

15

Участие в конкурсах на уровне ДОО и города.

3

Практикумы.

3

0

3

4

Итоговое занятие. Викторина.

1

0

1

Итого:

36

17

19

2.2 Перспективное планирование работы с детьми

№ п/п

Месяц

Тема

Программное содержание

1

сентябрь

Введение в курс. «Монетка рассказывает о труде»

Познакомить с содержанием курса, главным героем.

Формировать представления о значении труда в жизни современного человека.

2

«Монетка знакомит с профессиями»

Обобщить представления о профессиях. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности взрослых.

3

«Путешествие в прошлое с Монеткой»

Пробудить интерес к истории, формировать представления о профессиях, популярных в прошлом.

4

«Монетка делится секретами: как зарабатывать деньги»

Дать представление о процессе труда. Уточнить, что человек зарабатывает деньги, выполняя определенные трудовые обязанности.

5

октябрь

«Монетка делится секретами: как трудиться во благо»

Пополнить знания детей о многообразии профессий, их нравственной составляющей. Воспитывать уважение к человеческому труду.

6

«Монетка делится секретами: кто придумал деньги?»

Формировать представление об истории происхождения денег. Познакомить с понятием «денежная единица».

7

«Какими бывают деньги?»

Познакомить детей с деньгами как универсальным средством обмена. Дать представление о денежными единицах разного номинала.

8

«Монетка знакомит с семьей. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Продолжить знакомить детей с видами денежных средств. Дать представление о пластиковой карте, ее назначении, способах применения.

9

ноябрь

«Монетка рассказывает о достоинстве монет и купюр»

Дать представления о понятиях: «деньги», «купюры», «монеты», «номинал». Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством купюр и монет.

10

«Монетка рассказывает о дальних родственниках: валюта»

Ввести в словарь детей понятие «валюта», познакомить с денежными знаками стран мира. Упражнять в умении идентифицировать деньги России и валюту.

11

«Как деньги попадают к нам в дом»

Закрепить представление о труде как способе зарабатывания денег. Формировать понятие «заработная плата».

12

«Монетка планирует семейный бюджет»

Формировать элементарное представление о бюджете семьи. Дать представление о том, что можно и что нельзя купить за деньги.

декабрь

«Для чего нам нужны деньги?»

Заложить культуру обращения с деньгами. Учить рационально их использовать.

«За покупками с Монеткой, или какие бывают магазины»

Дать представление о разных категориях магазинов. Упражнять в распределении предметов для продажи в специализированных магазинах.

«Цена. Товар»

Ввести в словарь детей понятия: «цена», «товар», «качество товара». Формировать умение соотносить цену и качество товара.

«Монетка делится секретами: как цена зависит от качества товара»

Дать представление о принципах формирования стоимости на товары. Ввести в словарь детей понятия «спрос», «предложение». дать представление о том, что на товары одного вида, но разного качества, цена устанавливается разная.

январь

«Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»

Ввести в словарь детей понятия «сдача», «стоимость». Познакомить с алгоритмом действий по приобретению товаров. Формировать умение устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей.

«Как разменивать деньги?»

Ввести в словарь детей понятие «размен». Упражнять в размене денег различного номинала.

«Монетка учит бережному отношению к вещам»

Воспитывать бережное отношение не только к собственным вещам, но и к общественным. Учить детей приводить в порядок испорченные вещи.

«Монетка знакомит с правилами поведения в магазине»

Повторить названия видов магазинов. Уточнить правила поведения в магазине. В игровой форме отработать навык совершения покупки.

февраль

«Монетка рассказывает о доходах и расходах семьи»

Ввести в словарь детей понятия «доход», «расход». Познакомить с вариантами распространенных видах доходов («заработная плата», «стипендия», «пенсия») и расходах (квартплата, покупка продуктов итд). Формировать представление о зависимости между доходом и расходом семьи.

Командная игра «Доходы»

Обобщить имеющиеся представления о видах доходов. Формировать представление о том, чтобы получить доход - необходимо потрудиться.

«Монетка делится секретами: как тратить деньги с пользой»

Расширить представление о разных видах расходов: обязательные и непредвиденные. Формировать навык траты собственных денег с пользой в игровой ситуации.

«Монетка делиться секретами: полезные экономических привычки в быту»

Формировать навык ориентировки в вопросах элементарной семейной экономики.

март

«Монетка рассказывает о сбережениях (накоплениях)»

Познакомить с процессом сбережения (накопления). Учить решать противоречия, распространенные проблемные ситуации в игровой форме.

«Дом, где живут деньги»

Познакомить с принципом работы банка. Познакомить с банковскими профессиями.

«Монетка рассказывает о рекламе»

Дать представление о рекламе, ее назначении. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

«Путешествие с Монеткой в страну Финансовой грамотности»

Формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

апрель

Чтение экономических сказок

Обобщить основные экономические представления. Способствовать повышению интереса к экономике через чтение художественной литературы.

май

Практическая работа «Мини-банк»

Познакомить с принципами финансового планирования, познакомить с постулатом «сначала зарабать - потом потратить».

Станционная игра «Удачная покупка»

Закрепить экономические понятия: «труд», «профессия», «экономия», «товар», «услуга», «семейный бюджет». Повысить уровень мотивации к получению знаний в области экономику через игру.

Викторина «Мы – юные финансисты»

Обобщит имеющиеся представления. Развивать экономическое мышление.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Активизировать полученные в ходе усвоения Программы знания. Создать условия для применения их на практике.

2.3 Взаимодействие с родителями

Помимо организации системы работы с детьми, Программой рекомендовано сотрудничество с их родителями.

Перспективное планирование по работе с родителями

Содержание деятельности

Срок

Тест «Ваша финансовая грамотность»

Сентябрь

Оформление информационного стенда «Стоит ли посвящать ребенка в финансовую жизнь семьи?»

Октябрь

Памятка «Что значит быть финансово грамотным человеком?»

Ноябрь

Оформление информационного стенда «Развиваем экономическое мышление!»

Декабрь

Оформление информационного стенда «Как научить ребенка различать «хочу» и «надо»?»

Январь

Буклет «5 игр по финансовой грамотности для детей»

Февраль

Оформление информационного стенда «Поговорим о карманных расходах»

Март

Конкурс «Моя копилка»

Апрель

Рекомендации «Сказки в помощь!» (перечень произведений, способствующий формированию предпосылок финансовой грамотности у детей)

Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание образовательной деятельности Программы

Для эффективного усвоения Программы курса предусмотрено проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Рекомендуемая продолжительность организованной образовательной деятельности –30 мин, что соответствует требованиям, установленным ФГОС ДО для детей 6-7 лет.  В учебном году предусмотрено проведение 36 занятий в год.

Планируя работу объединения, необходимо учесть ряд условий:

-  создание положительной мотивации на предстоящую деятельность;

-  реализация индивидуального подхода к каждому воспитаннику;

- подача материала в игровой форме;

- интегративное сочетание разных видов деятельности.

Рекомендуемая форма организации занятий – подгрупповая (не более 10 человек). Учитывая возрастные особенности детей, предусмотрено широкое применение игровых образовательных технологий. Кроме того, содержанием курса предусмотрено внедрение и других инновационных технологий, способных повысить качество воспитательно – образовательного процесса.

3.2 Методы и приемы реализации Программы

Программой предусмотрено использование разнообразных форм работы:

  • беседы;
  • тематические занятия;
  • практикумы;
  • игры;
  • экскурсии.

Методы для проведения занятий:

Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация слайд – шоу, просмотр познавательных видео.

Словесные: беседы, рассказы, чтение художественных произведений, решение вопросов проблемного характера.

Практические: трудовые поручения, практические задания.

Игровые: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации.

3.3 Структура занятий

Каждое занятие в рамках изучения курса построено по структуре, установленной ФГОС ДО и содержит:

I. Организационный момент (используются приёмы активизации интереса воспитанников).

II. Основная часть:

  1. Мотивация на предстоящую деятельность.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Ознакомление с новой темой.
  4. Выполнение практических заданий.

III. Заключительная часть (проводится анализ деятельности детей, рефлексия, поощрение).

3.4 Материально-техническое обеспечение Программы

Программой предусмотрено определенная организация предметно – пространственной развивающей среды в помещении, создающей дополнительную возможность для успешного овладения комплексом знаний и умений в рамках изучения курса.

Материально-технические условия реализации Программы:

  • соответствуют требованиям, установленным ФГОС (полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
  • соответствуют правилам и нормам СанПин 2.1.3684−21;
  • соответствуют правилам пожарной безопасности;
  • соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
  • соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей.

Наполнение РППС:

Техническое оснащение:

- мультимедийный проектор;

- экран для проецирования изображений;

- персональный компьютер;

- музыкальный центр;

Методическое наполнение:

- каталоги игр по формированию основ финансовой грамотности;

- набор предметных и сюжетных картинок;

- наглядный материал: банкноты, монеты.

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Банк», «Магазин».

3.5 Способы контроля усвоения Программы

Реализация Программы предполагает проведение оценки знаний детей посредством организации педагогической диагностики, сформированной на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Мониторинг проводится 2 раза в год:

- сентябрь: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на начало освоения курса.  

- май: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на конец освоения курса.  

Критерии освоения Программы:

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  2. Смирнова Т. «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
  3. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
  5. Шатова А.Т. Деньги. - М.: «Ювента», 2003.
  6. Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...