ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Нетрадиционные и эффективные формы взаимодействия с с
консультация

Махова Елена Александровна

 

 

 

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

 развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Нетрадиционные и эффективные формы взаимодействия

 с семьями воспитанников».

 

 

Воспитание детей надо начинать 

с воспитания родителей.

Именно родители должны стать

нашими помощниками, союзниками участниками

единого педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.

В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между
семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с
родителями по этой причине.

  Семья и детский сад – два воспитательных феномена,  каждый из которых

по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают

оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

  В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС
ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»,
а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
(ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не

только равноправными, но и равно ответственными  участниками образовательного процесса.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО  являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

 Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Задачи: 

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.  

  Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

  К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • наблюдение, как индивидуальный метод изучения семьи;
  • анкетирование;
  • сайт МБДОУ;
  • почта доверия.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся:

  • Дни открытых дверей.
  • праздники;
  • развлечения;
  • спортивные досуги;
  • КВН, викторины;
  • кружки;
  • семейные конкурсы;
  • благотворительные акции;
  • оформление группы;
  • благоустройство ДОУ и территории.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

К ним относятся:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • круглый стол;
  • тематические консультации;
  • открытые занятия для родителей;
  • выставки, вернисажи  детских работ;
  • совместные экскурсии;
  • совместные проекты;
  • мастер -классы;
  • семинары-практикумы;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы.

Наглядно-информационные формы

включает в себя:

  • родительские уголки;
  • папки-передвижки;
  • доска объявлений;
  • семейный и групповые альбомы;
  • памятки для родителей;
  • фотомонтажи;
  • фотовыставки.

  Итак, отношение дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

   Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

     Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей и детей.

 

 

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

 развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Нетрадиционные и эффективные формы взаимодействия

 с семьями воспитанников».

Воспитание детей надо начинать  

с воспитания родителей.

Именно родители должны стать

нашими помощниками, союзниками участниками

единого педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.

В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между
семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с
родителями по этой причине.

  Семья и детский сад – два воспитательных феномена,  каждый из которых

по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают

оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

  В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС
ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»,
а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
(ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не

только равноправными, но и равно ответственными  участниками образовательного процесса.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО  являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

 Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Задачи: 

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.  

  Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

  К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • наблюдение, как индивидуальный метод изучения семьи;
  • анкетирование;
  • сайт МБДОУ;
  • почта доверия.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся:

  • Дни открытых дверей.
  • праздники;
  • развлечения;
  • спортивные досуги;
  • КВН, викторины;
  • кружки;
  • семейные конкурсы;
  • благотворительные акции;
  • оформление группы;
  • благоустройство ДОУ и территории.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

К ним относятся:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • круглый стол;
  • тематические консультации;
  • открытые занятия для родителей;
  • выставки, вернисажи  детских работ;
  • совместные экскурсии;
  • совместные проекты;
  • мастер -классы;
  • семинары-практикумы;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы.

Наглядно-информационные формы 

включает в себя:

  • родительские уголки;
  • папки-передвижки;
  • доска объявлений;
  • семейный и групповые альбомы;
  • памятки для родителей;
  • фотомонтажи;
  • фотовыставки.

  Итак, отношение дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

   Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

     Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей и детей.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Опыт на тему "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...

Доклад - презентация на тему: «Обеспечение методической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в ДОУ. Работа консультативных пунктов»

Расмотрены основные проблемы   взаимодействия ДОУ с родителями и их причины. Освещена такая форма работы, как консультативный пункт....

«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».

Cовместная работа образовательного учреж­дения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобще­нию его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, опреде­ляющих е...

«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...