Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности Тема: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!» с использованием ИКТ по познавательно-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа)

Савина Наталья Анатольевна

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!» с использованием ИКТ по познавательно-речевому развитию

для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-ЮГРЫ

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!»
с использованием ИКТ

по познавательно-речевому развитию
для детей младшего дошкольного возраста

                                                                                               Пояснительная записка

Данное мероприятие разработано в соответствии с годовыми задачами рабочей программы группы, составленной на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного учреждения «Урайский специализированный Дом ребенка» и примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Непосредственно-образовательная деятельность была разработана для детей младшего дошкольного возраста. Количественный состав участников: 6 детей, из них 3 девочки и 3 мальчика. Возраст воспитанников от 3 до 4 лет, с задержкой речевого развития. Все дети проживают в Доме ребенка, и имеют статус «оставшиеся без попечения родителей». Взаимоотношение между воспитанниками доброжелательные, легко идут на контакт, как с педагогами, так и с детьми.

Актуальность темы НОД:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель - научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач - воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей младшего дошкольного возраста - это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.

Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными

Актуальность данной проблемы обусловила организацию и проведение данной непосредственной образовательной деятельности.

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности

Тема:: «В зимний лес пойдем, Снеговика найдем!»

Форма НОД: групповая

Описание: В данном образовательном мероприятии единым сюжетом объединены образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Были использованы ИКТ, двигательные, познавательно-исследовательские, коммуникативные, игровые технологии, интерактивное пособие картина - пазл «Зимний лес», нетрадиционное рисование на снегу.

Непосредственно-образовательная деятельность соответствует возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей. Все используемые формы, методы и приемы соответствуют поставленным целям и задачам образовательной деятельности. Сочетание и динамичная смена разных видов деятельности, а также индивидуального уровня сложности заданий, позволяют удерживать интерес детей на протяжении всего образовательного мероприятия, что обеспечивает положительный результат образовательной работы.

Форма организации: образовательное событие организовано в форме игровой деятельности. Основывается на возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Учебно-методический комплекс: рабочие программы по индивидуальному развитию воспитанников группы; адаптированная основная общеобразовательная программа Казенного учреждения «Урайский специализированный Дом ребенка»; образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Живая экология. Программа экологического образования дошкольников» Иванова А.И.; «Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ» Иванова А.И.; «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада» Соломенникова О. А.; «Малыш в мире природы:» Коробова М. В., Белоусова Р. Ю.; «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.; «Занятия по развитию речи в детском саду» Гербова В. В.

Направления НОД:

Познавательное развитие направлено: на развитие познавательных интересов детей; развитие воображения и творческой активности; на формирование элементарных экологических представлений.

Социально-коммуникативное развитие направлено: на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и детьми; развитие игровой деятельности.

Речевое развитие включает в себя: владение речью как средство общения; пополнения словаря у детей; развитие связанной, диалогической и монологической сторон речи.

Художественно-эстетическое развитие направлено: на приобщение детей к творческой активности; развитие зрительного, слухового, музыкального восприятия у детей.

Физическое развитие направлено: на развитие двигательной активности; на развитие всех физических качеств.

Методы и приемы:

  1. Практические (игры, игровые ситуации).
  2. Наглядные (рассматривание, показ способов действий, ИКТ).
  3. Словесные (рассказ педагога, беседы, вопросы-ответы, художественное слово, загадки, объяснения).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по лексическим темам: «Зима», «Дикие животные», «Зимующих птицы»; чтение художественной литературы; разучивание стихов, загадывание загадок; знакомство со свойствами снега и льда; рисование Снеговика- круглых форм разной величины.

Цель: Закрепление знаний детей полученных в течении первого полугодия при реализации рабочих программ согласно ФГОС ДО.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • закрепить знания о зимних явлениях природы;
  • закреплять знания детей о диких животных, зимующих птиц;
  • Закреплять знания о свойствах льда и снега (холодный, гладкий, прозрачный, белый);
  • Закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Речевое развитие:

  • упражнять детей в словообразовании существительных (хвост, хвостик, хвостище), прилагательных (лисий, заячий, медвежий, волчий);
  • обогащать словарный запас детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы»;

Художественно-эстетическое развитие:

  • закрепить умение рисовать кисточкой большой круг;
  • развивать эстетическое восприятие музыки;
  • развивать творческую активность у детей;

Физическое развитие:

  • совершенствование двигательных навыков у детей;
  • формирование общей и мелкой моторики рук у детей;

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать доброжелательное отношение к сверстникам, коммуникативные навыки;
  • воспитывать любовь к живой и не живой природе;

Словарная работа:

Существительные: дупло, нора, логово, берлога, хвост, хвостик, хвостище, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сорока, ворона, дятел, сова, воробей, заяц, волк, лиса, медведь, белка, снег, лед.

Прилагательные: лисий, волчий, медвежий, заячий, холодный, гладкий, прозрачный, белый.

Глаголы: каркает, стучит, чирикает, ухает, стрекочет.

Материалы и оборудование: ТВ, компьютер, презентация «В зимнем лесу», муляжи зимнего леса: елки, деревья, сугробы; письмо; волшебный снежок; 4 фото: заяц, лиса, медведь, волк, выполненные из геометрических фигур; хвосты: лисы, волка, зайца, медведя; картина- пазл «Зимний лес» размером 60 см х 75 см, состоящая из 9 пазлов размером 20см х 25 см ; фигуры диких животных и зимующих птиц; аудиозапись скрип снега, голосов птиц: воробей, ворона, сорока, дятел, сова; музыка для имитационных движений: медведь, лиса, волк, заяц; замороженная емкость с водой: песок, камни, ракушки, рыбки, лягушка, травка; шарики Су-Джок по количеству детей; планшеты с утрамбованным снегом и нарисованным Снеговиком из двух кругов; кисточки, тарелочки с синей гуашью, салфетки; подарки для детей.

Прогнозируемый результат: дети проявляют устойчивый интерес к различным видам деятельности; совершенствуют речевой аппарат и активизируют словарь; закрепляют знания о зимних явлениях природы, диких животных и зимующих птиц, местах их обитания; свойствах льда и снега; узнают и называют геометрические фигуры в изображении диких животных; рисуют кисточкой круг на снежном планшете; умеют оказывать взаимопомощь, сопереживать друг другу;

Вывод: Сформированность элементарных экологических представлений и познавательной активности соответствует уровню развития детей. Воспитанники испытывают положительные эмоции от правильно решенных, поставленных задач. Соблюдают элементарные правила поведения.

Технологическая карта непосредственно-обра зов ател ь и рй де я те ль нос т и

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы

Результат

I этап - Вводно-организационный этап (1 мин)                        

Психологически й настрой детей на

В. - Ребята, на гостей все посмотрите. Здравствуйте вы им скажите

Г ости очень хороши,

Дети здороваются с гостями

Форма организации детей: групповая Метод: словесный

Психологическа я готовность к предстоящей


непосредственно

образовательну ю деятельность

улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь И ко мне все повернитесь. Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные и необычные задания Присаживайтесь на стульчики.

Прием: беседа

деятельности. Развитие произвольного внимания.

II этап Мотивоционно-побудительный этап (3 мин)                         

Проблемная мотивация        и

принятие детьми цели занятия

В: Ребята, сейчас я вам покажу очень интересную историю.

-Жила - была Сорока -Белобока, жила она в лесу. И вот однажды        

ИКТ. Презентация «В зимнем лесу».

  1. слайд. Сорока сообщает, что со Снеговиком случилась беда.
  2. слайд. Видео-фрагмент из мультфильма «Снеговик - почтовик» по сказке В. Сутеева, Снеговик упал и рассыпался, (длительность 3 секунды).
  3. слайд. Сорока просит найти Снеговика, а помогут найти его друзья, ждите письма.

В группу влетает письмо, в нем 4 фото: заяц, лиса, медведь, волк, выполненные из геометрических фигур)

Д/и «Угадай, кто это?»

-Отгадайте загадку ребята, кто зто?

-Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Дети с интересом восприняли проблемную ситуацию по поиску Снеговика и с желанием приступили к выполнению заданий.

Дети отгадывают загадки

Форма организации детей: групповая Технология ИКТ Метод: словесный Наглядный, практический

Прием:        беседа,

загадки.

Дети отгадывают загадки. Обобщают понятие дикие животные Узнают        и

называют геометрические фигуры        на

изображениях диких


Как зверек зовется? (Заяц)

- Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса) -Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосет он лапу? (Медведь)

-На собаку он похож.

Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.(Волк) - Молодцы ребята, отгадали всех животных. А как назовем одним словом, какие это животные Расскажи, какие геометрические фигуры вы увидели на портретах животных?

Дети: Дикие

Дети:        (Круг,        квадрат,

треугольник, прямоугольник, овал)

животных

III эта п -осн овна я часть (20мин)                

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, начало выполнения действий        по

задачам НОД

- Ты снежочек наш катись, нам дорожку укажи!

- Друг за другом мы шагаем Ноги выше поднимаем Под ногами снег скрепит (слышится скрип снега) Скрип, скрип, скрип.

- Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!

Чтение стихотворения.

-Маша расскажи стихотворение.

Д/и «Чей хвост?» (В сугробе находят хвосты лисы, волка, зайца, медведя)

Дети отправляются в путь

Подходят к муляжам зимнего леса: елки, деревья, сугробы. Ребенок        рассказывает

стихотворение И. Суриков. Зима.

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Дети        рассматривают,

ощупывают хвосты, отвечают

Форма организации детей:        групповая,

индивидуальная Метод:        словесный,

наглядный, практический.

Прием:        беседа,

вопросы.

Дети выполняют практические задания по поиску Снеговика

Применение на практике ранее полученных знаний.

Самостоятельн ое, уверенное


- Ребята, посмотрите, что я нашла в сугробе. Что это? (хвост) Какой хвост? ( рыжий, серый, белый, коричневый, пушистый, длинный, короткий) Кто хвост потерял? (лиса, волк, заяц, медведь) Чей хвост? (лисий, волчий, заячий, медвежий) Как можно хвост по другому назвать? (хвост, хвостик, хвостище) Какие животные потеряли свои хвосты? (дикие) Положите хвостики в сугроб, чтобы их забрали животные.

- Ребята, здесь есть Снеговик?

Собери картину-пазл «Зимний лес».

- Ребята, посмотрите это же пазлы. Давайте вместе их соберем и посмотрим, что получилось.

(Педагог ставит собранную картину на мольберт)

-Посмотрите, что изображено на картине? (Зимний лес, елка, дерево, пенек в снегу, кустик)

Д/и «Кто, где живет»

- Чьи домики мы видим на картине? (Вот берлога, нора, логово, дупло на дерево)

-Ребята, а вот и животные. (Показывает детям животных: медведь, лиса, волк, заяц, белка).

-Возьми животного, расскажи, кто это, где живет и размести его на картине. - А где же Снеговик?

на        вопросы        педагога,

образовывают новые слова: хвост, хвостик, хвостище; Делают вывод: хвосты потеряли дикие животные, дети кладут хвосты в сугроб.

Дети: Снеговика нет.

Ребята в сугробе находят белый мешок с пазлами, собирают их вместе на полу, помогая друг другу.

Дети садятся на ковер, на подушки,        внимательно

рассматривают получившуюся картину «Зимний лес».

1 ребенок составляет рассказ по картине.

Дети по очереди берут животного и рассказывают о нем: Это медведь, живет в берлоге. (Аналогично со всеми животными, помещают в доми)

Делают вывод: Снеговика нет.

использование приемов сравнения. Сформированн ость:

- умения взаимодействов ать и сотрудничать со сверстниками и взрослым;

- умения везти монолог, отвечать на вопросы воспитателя.

Сформированн ость понятия «Дикие животные»


Д/и «Кто как кричит?»

- Ребята, послушайте и скажите, кто так кричит? Слушайте внимательно. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».

- Молодцы ребята, всех птиц узнали!

-А сейчас нам снежок предлагает выполнить движения под музыку, узнайте и покажите, кто так ходит!

Физминутка. «Кто как ходит?» Исследовательская деятельность. Свойства льда.

- Покатился снежок дальше. Куда мы подошли? Это озеро. Вся вода замерла, превратилась в лед. Потрогайте, какой лед? (холодный, гладкий, прозрачный) Может быть, тут Снеговик? Чтобы лучше нам рассмотреть, возьмем лупы. Что мы видим в озере? - Ребята, а тут есть Снеговик? (Нет, Снеговика тут нет) Положите лупы, идем дальше.

-Ты снежок дружок катись, а Снеговичок нам покажись!

Дети узнают и называют птиц по голосам: ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

Дети слушают музыку, которая характеризует дикого животного, узнают его и выполняют        характерные

движения для животного.

Дети подходят к столу, на котором размещена емкость с со льдом, в котором заморожены        песочек,

камушки, рыбки,        травка.

Исследуют лед с помощью лупы, описывают, какой он: холодный,        гладкий,

прозрачный. Отвечают на наводящие вопросы педагога.

Делают вывод: Снеговика здесь нет.

Дети кладут лупы, двигаются дальше, снежок показывает дорогу.

Сформированн ость понятия «Зимующие птицы»

Под музыкальное сопровождение , дети узнают, называют        и

показывают движения животного) -Медведь; Заяц; Лиса; Волк; Сформированн ость умения на слух узнавать и выполнять имитационные движения дикого животного.

Выделяют характерные признаки льда.

Самостоятельно е применение нового на

Продуктивная деятельность.

-Посмотрите, вот у нас снежные планшеты, потрогайте, какой он, из

Дети подходят к столу, на котором лежит снежный планшет (поднос, на котором

Форма организации детей:        групповая,

индивидуальная

Сформированн ость

умения


практике, актуализация уже имеющихся знаний

чего он сделан? (холодный, белый, из снега) А на планшете Снеговик, но он сломался, нужно его дорисовать. Что есть у Снеговика? (Голова, туловище) Какой формы? (Круглой) Голова - маленький круг, туловище побольше круг. Чего не хватает? (Не хватает ножек у Снеговика). А ножки - это самый большой круг. Сейчас мы его нарисуем, но сначала разомнем наши пальчики

Пальчиковая        гимнастика        с

шариками Су- Джок.

ИЗО на снегу. «Снеговик»

-Возьмем кисточку в правую руку, тремя пальчиками у железного наконечника, нарисуем в воздухе большой круг. А теперь кисточку обмакнем в синюю краску и по снегу нарисуем большой круг.

-Какие красивые Снеговички у нас получились! Снежок, посмотри, как детки нарисовали • Снеговичков, покажем Сороке!

утрамбованный снег,        с

нарисованным Снеговиком) трогают,        рассматривают

снежный планшет.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику с шариками Су- Джок. «Мячик» С. Ерошкина

Мячик мой не отдыхает По ладошке он гуляет Вперед - назад его качу Вправо- влево, как хочу. По ладошке я катаю Каждый пальчик развиваю.

Ребята садятся за столы, берут кисточку в правую руку, обмакивают в синюю гуашь и рисуют        большой        круг.

Получился Снеговик!

Метод:        наглядный,

словесный, практический.

Прием: выполнение практического задания, Активизация логического мышления.

выделять характерные свойства снега.

Умение правильно действовать с шариками Су- Джок.

Формируется умение держать правильно кисточку        в

правой руке и рисовать круг большой.

IV этап- заключительная часть (3 мин)                

Систематизация знаний

Рефлексия. ИКТ.

Презентация «В зимнем лесу».

4 слайд. Сорока.

— Молодцы ребята, много заданий выполнили и Снеговика нашли! Кого вы встретили в лесу? Кому помогли? -Теперь у меня будет не один друг

Дети эмоционально откликаются на поставленные вопросы, проявляется стабильное положительное эмоциональное состояние.

Форма организации- групповая, индивидуальная.

Метод: словесный Прием: диалог, обсуждение

Формируется умение делится своими впечатлениями с детьми и взрослыми; испытывать

Снеговик - а много друзей Снеговичков, мне будет весело в лесу! Спасибо вам ребята! Посылаю вам угощение -сладкие снежки!

чувство радости, удовлетворения от результата проведенной работы.

Итог образовательного события: У детей присутствовал интерес и желание принимать участие в образовательной деятельности. На протяжении всего занятия дети выполняли различные виды заданий. В процессе образовательной деятельности прослеживалась работа по активизации словаря, связной речи, совершенствовались психологические процессы мышления, внимания, воображения. Поддерживался положительный эмоциональный интерес на протяжении всего занятия на основе использования словесных, наглядных, практических методов работы с учебным материалом. В результате продуктивной деятельности дети работали аккуратно, с удовольствием демонстрировали гостям свои произведения искусства. Сформированность элементарных экологических представлений и познавательной активности соответствует уровню развития детей.

Воспитатель:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Цель: показать значение  игр по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха и мелкой моторики на развитие речи детей.Предварительная работа:оформление приглашений ...

"Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываютс...

СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)

Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...