Образовательная программа дополнительного образования «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
учебно-методический материал

Лисиенкова Галина Ивановна

Образовательная   программа дополнительного образования «Истоки»

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_istoki.docx78.64 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

решением педагогического совета  

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

31.08.2020 г

Протокол №1

Утверждена

Приказом

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 31.08.2020

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная   программа дополнительного образования «Истоки»

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

МБДОУ д/с №10 г. Вязьмы Смоленской области

2020-2021 учебный год

Автор-составитель: Лисиенкова Галина Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Вязьма, Смоленская область

№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Направленность и уровень программы

1.2

Актуальность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы и подходы программы

1.5

Особенности духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастом детей

1.6

Модель образовательного процесса

1.7

Планируемые результаты

2.

Содержание программы

2.1

Учебный план

Перспективное планирование:

Образовательная деятельность с детьми 3-4 года

Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет

Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет

Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

3.

Формы аттестации и оценочные материалы

3.1

Подведение итогов реализации программы

3.2

Диагностика освоения воспитанниками программы «Истоки»

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Литература

РАЗДЕЛ 1. 

Пояснительная записка образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста

  1. Направленность и уровень программы

Направленность – социально-педагогическая

Уровень программы – ознакомительный

  1. Актуальность  

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Значение духовно-нравственного воспитания в современных реалиях трудно переоценить. Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Программа «Истоки»  представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 10 г.Вязьмы Смоленской области. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» материалами духовно-нравственного воспитания; способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную  информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию  учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.

1.3 Цели и задачи реализации дополнительной  программы дошкольного образования

Цель программы:  формирование у детей начальных представлений о нормах морали, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
  • познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками);
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
  • первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
  • формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Христа).

Воспитательные:

  • воспитание в душе каждого ребенка духовного начала;
  • помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
  • способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям;
  • воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье;
  • воспитание у дошкольников бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господа.

Развивающие:

  • содействие общему развитию ребенка;
  • помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  • содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
  • развивать творческие способности детей.

Оздоровительные:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения духовно-нравственных понятий;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями     воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется  через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;
  • принцип непрерывности и системности образования;
  • Культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной конфессиональной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
  • Исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
  • Личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
  • приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в     воспитательно-образовательном процессе;
  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.

1.5 Особенности духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастом детей

Духовно-нравственное воспитание детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст - один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослыми. Все это явилось базой для осознания ребенком собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют "кризисом трех лет", когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении цели.

Ребенок и его окружение

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.

Бог - Творец мира

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы и сказки на духовные темы.

Первые представления о Священной Истории

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

Знакомство с Божиими Заповедями

Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери.

Церковные праздники

Для детей отмечаются такие праздники, как Рождество и Пасха. Продолжительность праздника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник чаепитием с приглашением родителей.

Жития святых

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов, с помощью показа соответствующих рисунков, слайдов, мультфильмов.

Дни Ангела детей

День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместное чаепитие.

Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

Ребенок и его окружение

У детей расширяются представления о семье и близких, их непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна и др.)

Бог - Творец мира

Детей знакомят с основными положениями Ветхого Завета, рассказывая о сотворении мира, жизни первого человека в раю, любви Бога к людям.

Церковь - дом Божий

Дети знакомятся с храмом, его устройством, убранством, церковной утварью, иконами, фресками. Посещают дети церковь как вне службы, так и во время богослужения.

Священная История Ветхого Завета

С детьми начинается постепенное изучение основных историй Ветхого Завета, рассказывается о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев Ковчег, Освобождение израильтян от рабства).

Божии Заповеди

Детям даются представления о главных Заповедях Божиих, особенно пятой ("Почитай отца своего и матерь свою..."), шестой ("Не убивай") и восьмой ("Не кради").

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детям дают представление о земной жизни Иисуса Христа (Рождество, Крещение, любовь к детям, исцеление больных и др.).

Церковные праздники

С детьми отмечаются такие праздники как Рождество, Пасха, Троица.

Жития святых

Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.)

Дни Ангела детей

Для каждого ребенка организуется праздник в честь его Ангела-хранителя. Дети готовят для него подарки. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничное чаепитие.

Духовно-нравственное воспитание детей 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня

физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже

способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Ребенок и его окружение

Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, своих предках, родной природе, Родине, ее прошлом и настоящем.

Бог - Творец мира

С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.

Церковь - дом Божий

Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах.

Священная история Ветхого Завета

Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и невидимом, Потопе, ветхозаветных пророках и др.

Божии Заповеди

Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях.

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом, Нагорной Проповеди, Его учениках, создании Евангелия.

Церковные праздники

С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.

Жития святых

Детей более широко знакомят с житиями святых - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, князей Бориса и Глеба и других.

Дни Ангела детей

Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместное чаепитие. 

 

1.6 Модель образовательного процесса.

Режим дня

Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам в 15.30 часов.

Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.      

Занятия по программе «Истоки» проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч. 

Регламентирование образовательного процесса на неделю

Возрастная группа

Количество

ООД

в неделю

Продолжительность

ООД

Учебная

нагрузка в год

Младшая группа

1

15 мин

36

Средняя группа

1

20 мин

36

Старшая группа

1

25 мин

36

Подготовительная к школе группа

1

30 мин

36

Длительность занятия  в младшей группе 15 мин, в средней группе - 20 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30-35 мин.

Форма организации занятий – подгрупповая.

Образование детей происходит как в организованных формах, так и в процессе непосредственного взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, в свободной деятельности.

Для реализации программы используются следующие методы:

наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод  используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;  
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. 
  • Совместное участие в Богослужении.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд – фильмов, мультфильмов, православных видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.

Особое  внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

•        родительские собрания на духовно-нравственные темы;

•        лекторий для родителей;

•        открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

•        вечера вопросов и ответов;

•        проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

•        наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

•        экскурсии;

•        совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

•        совместное посещение богослужений.

  1.  Планируемые результаты освоения программы

В результате работы по программе духовно-нравственного воспитания дошкольников «Истоки» у детей сформирован навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками. Наблюдается потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, сочувствие, помогать сверстникам. У воспитанников отмечается усвоение христианских добродетелей (сострадание, милосердие, доброта и др.), направленность и открытость к добру, сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. У детей появляются такие личностные качества, как ответственность за свои дела и поступки, добросовестность, отзывчивость, забота, чуткость, доброжелательность, честность, бережное отношение к природе, уважение к Родине и её ценностям.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

          В соответствии с поставленными целями и задачами после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты.

Дошкольник будет знать:

  • важнейшие названия, связанные с малой родиной, Россией, Москвой, использует их в своей речи;
  • ребёнок знает и понимает слова религиозного значения: крест, икона, Христос, Господь, Богородица, Ангелы, святые;
  • слова, обозначающие предметы духовного назначения и использовать в своей речи;
  • о кресте, как о символе православной веры, понимает его назначение - спасение, защита от зла;
  • где размещаются иконы в помещении, что такое «красный угол»;
  • о главных православных праздниках – Рождество Христово, Пасха, Троица, ребенок имеет общее представление о том, с чем эти праздники связаны;
  • о народных и семейных традициях празднования главных православных праздников;
  • особенности иконописного изображения Рождества Христова и Воскресения Христова, называет и показывает Иисуса Христа, Богородицу;
  • смысл украшения Рождественской ёлки;
  • традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича;
  • о назначении храма, монастыря;
  • что такое колокол, колокольный звон;
  • что священник служит Богу в храме.

Воспитанник будет уметь:        

  • различать и называть религиозные предметы и их качества;
  • называть сходные по назначению предметы (крест, икона, свеча) и постройки церковного назначения (храм, колокольня), понимает обобщающие слова, пользуется ими (святыни);
  • может отличить икону от картины;
  • изображать восьмиконечный крест;
  • правильно вести себя в храме.

Реальные достижения детей могут оцениваться по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребёнком педагогами и родителями в естественных ситуациях. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

РАЗДЕЛ 2. Содержание программы

2.1 Учебный план и его содержание

Комплексно – тематическое планирование  воспитательно – образовательного процесса

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

Тематическое планирование  с детьми 3- 4 лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными религиозными понятиями.
  2. Вызвать интерес к «Библии» - как к духовному наследию нашего народа, познакомить с элементарными сведениями из Священной истории.
  3. Дать первоначальные представления о Заповедях Божиих, как основы нравственной жизни человека.
  4. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  5. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  6. Воспитывать такие добродетели, как: милосердие, сострадание,
    умение прощать обиды,
    желание помогать нуждающимся. Учить любить друг друга, избегать зла, просить прощение, поступать честно, уважать родителей.
  7. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  8. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1.Наш дом. Все создано Богом.

2.Плоды приносит осень.

3.Там, где дружат-живут не тужат (по сказке «Репка»).

4.Божий дом. В храме.

Октябрь

1.Родина.

2.Имя.

3.Моя семья.

4.Кто такие Ангелы. Мой Ангел-хранитель.

Ноябрь

1.Благодарность.

2.Ложь.

3.Друг познается в беде (по сказке «Кот и Петух»).

4.Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за туч».

Декабрь

1.Добро и зло.

2.Торжество справедливости в русских народных сказках.

3.Рождество младенца – Иисуса Христа.

4.Рождественский праздник.

Январь

1.Крещение. Нательный крестик.

2.Иисус Христос и дети.

3.Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка».

4.Икона. Кого рисуют на иконах.

Февраль

1.Прощение.

2.Масленица.

3.Добрые дети.

4.Птички Божии.

Март

1.Матерь Божия. Мама – слово дорогое.
2.Христово Воскресение. Пасха красная – чудо дивное.

3.Учится творить добро. Дорогою добра.

Апрель

1..Взаимопомощь. Золотое правило жизни.

2.Только трудом дом держится

3.О терпении.

4.Злое дело всегда наказано, а доброе – вознаграждено.

Май

1.С чего начинается родина. Русские богатыри.

2.О чём поют колокола.
3.Хоровод берёзок.

Тематическое планирование  с детьми 4-5лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными религиозными понятиями.
  2. Вызвать интерес к «Библии» - как к духовному наследию нашего народа, познакомить с элементарными сведениями из Священной истории.
  3. Дать первоначальные представления о Заповедях Божиих, как основы нравственной жизни человека.
  4. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  5. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  6. Воспитывать такие добродетели, как: милосердие, сострадание,
    умение прощать обиды,
    желание помогать нуждающимся. Учить любить друг друга, избегать зла, просить прощение, поступать честно, уважать родителей.
  7. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  8. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.
  9. Развивать чувство ответственности за порученное дело. Продолжать развивать религиозные чувства, любовь к Богу.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

  1. Мир Божий вокруг нас.
  2. Плоды приносит осень.
  3. Какого цвета доброта.
  4. Журавлики летят.

Октябрь

1.С  чего начинается родина.

2.Моя семья. Наш общий дом.

3.Храм – дом Божий.

4.Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Ноябрь

1.Имя.

2.Кто такие Ангелы. День Ангела.

3.Первый снег. Ангел белую крупу сыпет из-за тучек.

Декабрь

1.Послушание – дело Божие.

2.Что хорошо и что плохо.

3.Николай Чудотворец.

4.Рождество младенца Иисуса Христа.

Январь

1.Рождественский праздник.

2.Крещение. Нательный крестик.

3.Иисус Христос и дети.

4.Чему учил Иисус Христос. Заповеди.

Февраль

1.О милосердии, любви, заботе.

2. Прощение.

3. Масленица.

Март

1.Папа, мама, ты и я – вместе дружная семья.

2.Богородица. Матерь Божия.

3.Пасха красная – чудо дивное.

Апрель

1.Необыкновенная дружба святых людей и зверей.

2.Не спорь! Прости!

3.Какого цвета доброта.

Май

1.Защитники Отечества.

2.Троица.

Тематическое планирование  с детьми 5-6 лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными религиозными понятиями.
  2. Вызвать интерес к «Библии» - как к духовному наследию нашего народа, познакомить с элементарными сведениями из Священной истории.
  3. Дать первоначальные представления о Заповедях Божиих, как основы нравственной жизни человека.
  4. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  5. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  6. Воспитывать такие добродетели: милосердие, сострадание,
    умение прощать обиды,
    желание помогать нуждающимся. Учить любить друг друга, избегать зла, просить прощение, поступать честно, уважать родителей.
  7. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  8. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.
  9. Развивать чувство ответственности за порученное дело. Продолжать развивать религиозные чувства, любовь к Богу.
  10. Продолжать формировать религиозные чувства на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1.Добрый мир, дни творения.

2.Мир видимый и невидимый. Небесные покровители.

3.Наш дом. Моя Россия.

4.Плоды приносят осень.

Октябрь

1.Преподобный Герасим Болдинский

2.Моя семья. Без семьи нет счастья.

3.Введение Богородицы во храм.

4.Заповеди Божии. Поведение человека.

Ноябрь

1.Божий дом. Первые храмы.

2.Икона. Кто изображается на иконах.

3.День ангела. Мы святой покровитель.

4.«Кукла-закрутка» и колыбельная.

Декабрь

1.Добро и зло. Сказка «Цветик-семицветик»

2.Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

3.Знакомство с иконой Николая Чудотворца.

4.Зимняя птица, розовый снегирь. Наши меньшие друзья.

Январь

1.Праздник Рождество Христова.

2. Детство Иисуса Христа.

3.Чему учил Иисус Христос.

4.Чудеса Иисуса Христа.

Февраль

1.Моя родина. Святые земли Вяземской.

2.Праздник Сретения Господня.

3.Иисус Христос и дети.

4.Без труда нет плода. Сказка «Морозко»

Март

1.Что такое Пост.

2.Масленица. Прощеное Воскресение.

3.Вербное Воскресение.

4.Праздник Воскресения Христова.

Апрель

1.Красное яичко.

2.Символика церкви: крест, свеча.

3.Храм и его устройство.

4.Церковное пение.

Май

1.О чём поют колокола.

2.День Победы. Георгий Победоносец.

3.День славянской письменности.

4.Праздник Святой Троицы.

Тематическое планирование  с детьми 6-7 лет

Задачи.

  1. Формировать у детей первоначальные представления о духовной жизни, знакомить с основными религиозными понятиями.
  2. Вызвать интерес к «Библии» - как к духовному наследию нашего народа, познакомить с элементарными сведениями из Священной истории.
  3. Дать первоначальные представления о Заповедях Божиих, как основы нравственной жизни человека.
  4. Познакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий.
  5. Учить бережному отношению к окружающему миру – как творению Бога.
  6. Воспитывать такие добродетели, как: милосердие, сострадание,
    умение прощать обиды,
    желание помогать нуждающимся. Учить любить друг друга, избегать зла, просить прощение, поступать честно, уважать родителей.
  7. Формировать речевые навыки, обогащать словарь.
  8. Совершенствовать художественный вкус, развивать ручные умения, навыки усидчивости и аккуратности.
  9. Развивать чувство ответственности за порученное дело. Продолжать развивать религиозные чувства, любовь к Богу.

Продолжать формировать религиозные чувства на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1.Добрый мир, дни творения.

2.Мир видимый и невидимый. Небесные покровители.

3.Наш дом. Моя Россия.

4.Плоды приносят осень.

Октябрь

1.Моя семья. Без семьи нет счастья.

2.Введение Богородицы во храм.

3.Заповеди Божии. Поведение человека.

4.Божий дом. Первые храмы. О детской молитве.

Ноябрь

1.Икона. Кто изображается на иконах.

2.День ангела. Мой святой покровитель.

3.Казанская икона Божией Матери. День народного единства.

4.Наш удивительный мир, Бог в окружающем мире.

Декабрь

1.Придет беда – не купишь ума. Сказка «Гуси-лебеди».

2.Знакомство с иконой Николая Чудотворца. Жизнь и чудеса.

3.Зимняя птица, розовый снегирь. Наши меньшие друзья.

4.Праздник Рождества Христова.

Январь

1.Сретение Господне. Детство Иисуса Христа.

2.Чему учил Иисус Христос.

3.Чудеса Иисуса Христа.

4.Преподобный Серафим Саровский. «Блаженно сердце, способное миловать»

Февраль

1.Моя Родина и её защитники.

2.Священная история Ветхого завета.

3.Божии заповеди.

4.Доброму – Бог помогает. Сказка «Двенадцать месяцев».

Март

1.Что такое Пост.

2.Масленица. Прощеное Воскресение.

3.Вербное Воскресение.

4.Праздник Воскресения Христова – Пасха.

Апрель

1.Красное яичко.

2.Символика церкви: крест, свеча.

3.Храм и его устройство.

4.Жития святых. Вяземские святые.

Май

1.О чём поют колокола. Церковное пение.

2.Неделя жен-мироносиц. «Какие женщины у христиан».

3.День славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий.

4.Праздник Святой Троицы.

РАЗДЕЛ 3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Подведение итогов реализации программы

 Младшая группа (3-4 года):

Ноябрь: вечер развлечений «Плоды приносит осень»

Март: творческая мастерская «Я с родителями иду в храм»

                    (совместная деятельность с воспитателем и родителями)

Май: кукольный спектакль «Пасхальный колобок»

Средняя группа (4-5 лет):

Ноябрь: открытая форма ООД «Мама – слово дорогое. Матерь Божия».

Февраль: игротека «Православная радуга»

Апрель: выставка сотворчества взрослых и детей «Пасхальная радость»

Старшая группа (5-6 лет):

Декабрь: семейная мастерская «Поделись своим теплом на Рождество»         (изготовление подарков «Рождественский Ангел»).

Февраль: открытая форма ООД «Духовный смысл притчи. Муха и пчела»

Апрель: интегрированная форма ООД «Ознакомление с иконой  

        Благовещение Пресвятой Богородицы»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

        Ноябрь: открытая форма ООД «Русские богатыри – защитники Отечества»

Январь: православная гостиная «Чудо Рождества»

Май: музыкально-театрализованное представление

        «Пасха красная – чудо дивное»

3.2 Диагностика освоения воспитанниками программы приобщения детей к основам православной культуры «Истоки»

        Возраст

Показатели

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Чтение православной художественной литературы

Творческое самовыражение и коммуникация в православной культуре

Формирование поведенческих стереотипов православного поведения

Знакомство с житием святых

Формирование элементарных представлений о православной символике

Формирование представлений о праздничном цикле православного календаря

Условные обозначения:        «в» - высокий уровень, «с» - средний уровень,

«н» - низкий уровень.

Мониторинг по данному направлению проводится со старшего дошкольного возраста.

Результаты ежегодной диагностики показывают, что уровень знаний, умений и навыков детей постоянно повышается. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

РАЗДЕЛ 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1 Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Групповое помещение с соответствующим оборудованием для проведения занятий.
  2. Музыкальный зал.
  3. Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, мультимедийный проектор.
  4. Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, мультимедийные DVD-пособия.
  5. Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
  6. Набор наглядных материалов и игрушек, настольных и дидактических игр, необходимых для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию.
  7. Материалы для изобразительной деятельности.

4.2 Используемая литература (информационно – методическое обеспечение образовательного процесса)

Автор

Наименование издания

Издательство

Год издания

Алексеенко В., Лощинина Я.  

Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника

М.: РИПОЛ КЛАССИК

2008

Балакшин Р.

Жития святых для детей

Сретенский монастырь

2015

Ветрова О. П.

Методические рекомендации к организации кружка православного воспитания в детском саду

2010

Гладких Л.П., Меньшиков В.М.

Мир – прекрасное творение

Курск, издательство Курского госуниверситета

2008

Детская библия. Библейские рассказы в картинках

М.: Российское Библейское Общество

1992

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста

Москва, Педагогическое общество России

2005

Микляева Н.В., Микляева Ю.В.

Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет

Москва, Творческий центр Сфера

2009

Основы православной культуры для детей дошкольного возраста/ сост. О.Харитонова, под ред. прот. В.Дорофеева

Издательский дом «Покров»

2002

Панкеев И.А.

Пасха. Воскресение Христово

М.: ООО Изд-во Яуза

2003

Православное воспитание детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург, САТИСЪ-ДЕРЖАВА

2007

Православный женский журнал

«Славянка»

Москва, ООО Издательский Дом Славянка

Выпуски

2008-2014 гг.

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дошкольное воспитание № 5

2004

Соколов А.В.

Сценарии православных праздников

Москва, Школьная пресса

2003

Феоктистова Т. Г, Шитякова Н. П.

Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»

2015

Фесюкова Л.Б.

Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет

Творческий центр Сфера

2010

Худошин А.

Евангелие для детей

К.: Св.-Троицкий Ионинский монастырь

2015

Шорохова О.А.

Играем в сказку

Москва, Творческий центр Сфера

2008

Шорыгина Т.А.

Православные праздники для детей

Москва, Творческий центр

2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)

        Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...

"Английский для дошкольников" Волкова А.А. Образовательная программа дополнительного образования детей

Основной целью данной программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, интеграция изучения английского языка с другими знаниями, умениями и навыками, приобретенны...

Программа дополнительного образования "Истоки"

Целью данной программы является:ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.Задачи:·...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...

Образовательная программа дополнительного образования детей по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе

Нравственные ценности, такие как, способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание раскрывают для ребенка – дошкольника осо...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...