Проект социально-творческий "Давай дружить" для детей от 4 до 5 лет
проект (средняя группа)

Светлана Владимировна Сандуца

Проект социально-творческий "Давай дружить" для детей от 4 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_davay_druzhit_dlya_detey_ot_4_do_5_let_pochemuchki.docx588.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка»

Сроки реализации проекта: с по #1075;

Социально - творческий проект

«Давай дружить!»

для детей от 4 до 5 лет

ФИО, должность авторов

воспитатели: Сандуца С.В. Смирнова Л.В

Мегион 2022г

Содержание

  1. Информационная карта проекта………………………………………3
  2. Введение………………………………………………………………..4
  3. Актуальность проекта……………………………………..……….....5
  4. Проблема………………………………………………………………6
  5. Новизна и педагогическая целесообразность проекта……………..6
  6. Цели, задачи, предполагаемые результаты…………………………7
  7. Основные принципы работы в рамках проекта…………………….7
  8. Педагогические технологии………………………………………….8
  9. Условия реализации проекта…………………………………………9
  10. Этапы реализации проекта…………………………………………..10
  11. Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников (целевые ориентиры)……………………………….11
  12. План реализации проекта……………………………………………12
  13. Виды совместной деятельности…………………………………….13
  14. Вывод…………………………………………………………………14
  15. Литература……………………………………………………………15
  16. Приложение №1 «Консультации для родителей»…………………15

Приложение №2 Беседа «Что такое дружба»

Приложение №3 Дидактические, словесные и подвижные игры

Приложение №4 Мирилки

Приложение №5 Пальчиковая гимнастика

Приложение №6 Конспекты ООД

Информационная карта проекта

Название проекта

«Давай дружить!»

Тип проекта

Социально-творческий

Вид проекта

Краткосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН )

Федеральный закон РФ от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цель

Формирование у детей представления о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Научить быть сдержанными, уметь взаимодействовать в коллективе

Задачи

  • Для детей: обеспечить узнавание понятия дружба, дружелюбие, способствовать формированию у детей первоначального опыта поведения в ситуации ссоры, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств; способствовать развитию эмоциональной стороны детской личности; способствовать развитию у детей способа проявления гуманного отношения к окружающим; побудить детей к отзывчивому отношению: сочувствию, сопереживанию в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.
  • Для родителей: заинтересовать родителей темой проекта, развивать желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.
  • Для педагогов: расширять представления о налаживании дружеских отношений между детьми, приобщать родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.

Структура и срок реализации проекта

Подготовительный этап.

#1055;одбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме.

#1057;оставление перспективного плана

#1055;ривлечение родителей к совместной деятельности.

Введение

Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности».

В. А. Сухомлинский

День ребенка в детском саду наполнен различными делами и событиями, однако многие из них проходят мимо сердца ребенка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости.

Именно общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребёнка, т.е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому ребенку, ценность совместной деятельности.

В этом возрасте ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба - дело непростое. Задача не из легких научить карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком.

Новые проблемы намного сложнее - как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба - это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще - вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

В соответствии с ФГОС ДО проект «Давай дружить» реализовывается в ходе интеграции следующих образовательных областей:

  • образовательная область «Познавательное развитие»
  • образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • образовательная область «Речевое развитие»
  • образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

образовательная область «Физическое развитие»

Актуальность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечается также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Дошкольное детство – важнейший период нравственном становлении личности.

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности; имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения. Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

#1044;ошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным взаимодействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент:

чувства и отношения, мотивы, навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

#1054;собенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность ,что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля, в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

#1055;ривычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

Проблема

Работая с детьми 4-5 лет, мы обратили внимание, что детям этого возраста свойственны попытки получить все с помощью бурных слез. Иногда ребенок бросается на пол, кричит, отбирает силой желаемое, ломает постройки детей, дерется, кусается. Многие дети, особенно впервые пришедшие в группу, боятся и сторонятся сверстников, предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа нацелена не только на формирование умения общаться, поддерживать дружеские отношения, но и на гармонизацию детско-родительских отношений через привлечение родителей к участию в проекте и желанию оказывать помощь в его реализации. Вовлечение членов семьи в совместную деятельность ДОУ позволит педагогам быть уверенными, что родители больше внимания будут уделять тесному общению с ребёнком. Для реализации проекта «Давай дружить» была поставлена цель.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Научить быть сдержанными, уметь взаимодействовать в коллективе.

Задачи:

Для детей: обеспечить узнавание понятия дружба, дружелюбие, способствовать формированию у детей первоначального опыта поведения в ситуации ссоры, способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств; способствовать развитию эмоциональной стороны детской личности; способствовать развитию у детей способа проявления гуманного отношения к окружающим; побудить детей к отзывчивому отношению: сочувствию, сопереживанию в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.

Для родителей: заинтересовать родителей темой проекта, развивать желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.

Для педагогов: расширять представления о налаживании дружеских отношений между детьми, приобщать родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей по теме «Дружба»;
  • Познакомятся с правилами дружеских отношений; научатся бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание;
  • Повысится интерес к художественной литературе;
  • Научатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
  • Научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Основные принципы работы в рамках проекта

Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

-принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

-принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

-принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

-принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

-принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

-принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

-принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая игровая ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

-принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

-принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

-принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий: личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье); технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребёнка в сфере духовно-нравственного и социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- интерактивная доска,

- центры детской активности группы,

Развивающая предметно – пространственная среда

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль «Игровая»:

-пальчиковый театр

-уголок ряжения

-кукольные театры русских народных сказок

-настольные театры

Функциональный модуль «Физкультура»:

-картотека подвижных игр по сказкам

-атрибуты для подвижных игр,

- маски сказочных героев

Функциональный модуль «Музыка»:

- аудио - сказки

-видео – сказки

-платочки

Функциональный модуль «Творчество»:

- мольберт двухсторонний;

- разрезные сюжетные картинки;

- картинки по теме проекта,

Функциональный модуль «Ребята-сенсорята»:

- блоки дьенеша;

- набор пальчиковых кукол по сказкам;

- интерактивные коммуникативные игры;

- палочки кьюзнера

-игры вставыши

Ресурсное обеспечение проекта

  1. информационное:- библиотечный фонд.
  2. Научно – методические:

- консультативная работа с родителями;

  1. Дидактическое обеспечение;

- подбор произведений о Новогоднем празднике;

- подбор открыток, фотографий про Новый год;

- подбор тематических дидактических игр.

  1. Кадровые:

- воспитатели группы; Сандуца Светлана Владимировна, Смирнова Людмила Валентиновна.

Этапы реализации проекта

В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А. Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.

#1069;тап

Подготовительный

Составление списка необходимого материала

-Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта

Составление плана мероприятий по реализации проекта

-Информирование родителей о проекте

Подбор методической литературы по данной теме.

Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, мирилки, сказки, загадки, пословицы).

Подбор дидактических, речевых, пальчиковых, подвижных игр, пособий.

Подбор песен, аудиозаписей, по данной теме.

#1069;тап Основной

Создание альбома «Хорошо - Плохо»

- Уголок настроения, коробка примирения

-Книги о дружбе, «Уроки вежливости»

-Коллекция аудио и видео материала,

-Игрушки и атрибуты для театрализованных игр

- Д\и «Хорошо – плохо»

Просмотр видео материала,

-Чтение художественной литературы (сказок, мирилок, стихотворений),

-Творческие мастерские,

-Игры-драматизации,

-Заучивание стихов,

-Слушание музыкальных произведений,

-Отгадывание вежливых загадок

-Драматизация сказки «Репка».

Привлечь родителей к пополнению книжного уголка

#1069;тап

Обобщающий

Анализ работы по проекту,

-Коллективная работа «Дерево дружбы»

-Фотоотчёт о проекте в родительском уголке

Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников (целевые ориентиры)

  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Ребёнок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.

План реализации проекта

Мероприятия

Результат

Подготовительный этап

1

Информирование родителей о проекте

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»

Консультация «Давайте жить дружно»

Приложение 1

Готовность родителей оказать помощь в проекте.

2

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта.

План-сетка мероприятий.

Основной этап

3

Создание развивающей среды в группе.

- книги «Уроки вежливости»

- альбом с картинками «Хорошо – плохо»

- Д\и «Хорошо – плохо»

- Уголок настроения, коробка примирения

Обогащённая среда.

4

«С песней весело шагать!» - слушание и обсуждение песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Мы все делим пополам», «Ничего на свете лучше нету», «Улыбка», слушание песен группы «Лелик и Барбарики» «Что такое доброта», «Есть друзья», «День рождения»

Разучивание песен: Н.Мурычева «Детский сад», В.Герчик «Песенка друзей», "Есть у солнышка друзья".

умение слушать песни аудио, понимать текст песен. Вызывать радостные эмоции, продолжать формировать представление детей о дружбе.

5

Чтение художественной литературы:

Л. Костинский «Тигренок, который говорил: «Р-р-р» и его друзья, В. Степанов «Настоящие друзья», А. Кузнецова «Подружки», В. Сутеев «Яблоко», Э. Мошковская «Жадных нет», Е. Благина «Подарок», Я. Дубенская «Мы разные», Ю. Энтин «Про дружбу», Т. Маршалова «Лиса, заяц и ёж», А. Барто «Двояшки», «Мой друг», С. Волков «В детском садике детишки...», С. Михалков «Кто в дружбу верит горячо», Ю. Белоусова «Дружба – это дар»

умение слушать, формировать навыки выразительного чтения стихов.

6

Рассматривание сюжетных картинок «Что такое хорошо и что такое плохо»

Умение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым, умение оценивать поступки, различать добро и зло.

7

Беседы «В мире вежливых слов»,

«Секрет вежливых слов», «Уступать друг другу надо», «Умейте дружбой дорожить», «Что такое дружба?», «С чего начинается дружба?»

Занятие «Уроки вежливости в школе Игрушек» Приложение 2

потребность в дружбе, желание делать добро и дружить друг с другом.

8

Творческая мастерская:

-коллективная работа «Дерево дружбы»

-лепка «Подарок другу»

- аппликация «Воздушный шарик»

Развитие художественно-творческих способностей

9

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «День рождения», «В гости к другу»

Развитие речевых и творческих способностей детей, потребность в дружбе, желание делать добро и дружить друг с другом.

10

Игры – драматизации:

- «Два жадных медвежонка»

-инсценировки сказок «Репка», «Заюшкина избушка»

Развитие артистических навыков, умение оценивать поступки, различать добро и зло

11

Дидактические и словесные игры:

-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

- «Волшебный цветок»,

-«Давайте говорить друг другу комплименты»

-«Я начну, а вы закончите»

- «Доскажи словечко»

- «Назови ласково»,

- «Назови волшебное слово»

- «Да – нет»

- «Передай своё настроение», «Угадай

настроение» Приложение 3

Знание основных правил общения друг с другом, дружеских форм взаимодействия. Активный словарный запас для выражения дружеских чувств

12

Разучивание мирилок, пальчиковых игр «Дружба», «Пальчики подружились», «Дружные ребята», «Теремок»

Приложение 4

сплочение детей, формирование умения уступать другим.

13

Подвижные игры « Паровозик Дружбы», «Кто позвал!», «Пожалуйста», «Помоги другу»

Развитие двигательной активности, взаимопомощь, умение договариваться

14

Игры со строительным материалом: «Построим дом для друга»

15

Совместная уборка групповой комнаты

взаимопомощь, умение договариваться

16

оформление мини-музея «Мои любимые игрушки-друзья»

Итоговое занятие «К Зайке в гости» Приложение 5

17

Создание фотоотчета о реализованном проекте

Приложение 6

презентация о проекте

Вывод

Проект «Давайте жить дружно» дал возможность проявить способности каждому ребенку. Проведение проекта способствовало созданию в группе психологически комфортной обстановки, совершенствованию игровых навыков детей, их умению чувствовать настроение друг друга, сопереживать друг другу, уважительно относиться к окружающим.

По итогам работы по проекту можно сделать следующие выводы, что у детей стали формироваться доброжелательные взаимоотношения друг к другу в группе; узнали слово дружба, уяснили, кто такие друзья, могут назвать друзей по имени и описать внешность (цвет глаз, волос, рост, назвать любимую игрушку или мультфильм). Заметили, что, участвуя в коллективных постройках из строительного материала "Теремок", "Кораблик" дети общаются спокойно, без криков, помогают друг другу. Небольшими группами могут рассматривать картинки, иллюстрации в книгах. Больше играют вместе дружно и делятся игрушками.

Знают вежливые слова: здороваются при встрече - прощаются, уходя домой, проявляют заботливое отношение друг к другу (если кто-то заболел, если упал - то пожалеют). В результате реализации проекта так же пополнилась развивающая среда дидактическими играми, демонстрационным материалом, появилась в группе картотека стишков-мирилок, картотека «Давайте жить дружно!» (игры на создание бесконфликтных ситуаций), коробка примирения.

Литература

- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

-

- Урайнений.HTML

- В. Белобородова, Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?

- Шевченко В. Игра – детская школа нравственности / В, Шевченко // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1. – С. 29

Приложения

Приложение 1

Консультация для родителей

«Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться. Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя». Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,— говорят иные родители.— Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками. Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера. Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае — своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок».

Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Давайте жить дружно!

Аннотация: статья посвящена детской агрессии. В настоящее время эта тема является очень актуальной. Проблемы в семье и ссоры родителей часто приводят к детской агрессии. Авторы задумались о том, что сделать, чтобы ребёнок не захотел быть агрессивным? Чтобы добиться результата, мы попытались понять причины детской агрессии.

Очень часто детская агрессия является следствием воспитания и поведения окружающих его взрослых. Нередко родители, разговаривая между собой и обсуждая различные вопросы, даже не замечают, что рядом находятся дети, которые с большим интересом все это слушают. Особенно плохо, когда в присутствии детей происходят ссоры. Ведь ребенок, подражая родителям, может сам попробовать подобный тип поведения. Когда малышу захочется выплеснуть свои эмоции, то он, в качестве объекта, может выбрать либо игрушку, либо ребенка слабее его. Нужно помнить, что хорошие качества в ребенке развить совсем непросто, а вот плохие приживаются легко и быстро. Поэтому, если ваш ребенок растет в атмосфере любви и уважения, то и он будет доброжелателен к окружающим. Но, если в семье родители недостаточно уделяют внимание ребенку, редко общаются с ним, часто выясняют свои отношения между собой, то у ребенка возникает недостаток в любви. Вследствие этого, ребенок начинает неосознанно мстить окружающим.

Нужно помнить, что для любого ребенка очень важно найти свое место в кругу сверстников и друзей, знать, что он нужен. А если это не происходит, ребенок замыкается в себе и теряет контакт с родителями, что приводит к скрытой форме агрессии. Существует множество причин для появления агрессии. Это и усталость, и страх ребенка, и реакция на запрет чего-либо, и дефицит внимания, и требование границ, и пример взрослых, и жажда власти, и неудовлетворенная потребность в любви. Но нужно помнить, что самой главной причиной агрессии ребенка является недостаточное внимание со стороны родителей.

Любой ребенок нуждается в физической любви. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, говорить ему о своей любви, хвалить, поощрять ребенка, уважительно относиться к его мнению. Самое главное избегать крайности – излишней опеки и полного равнодушия, так как это может привести к агрессии, как ответной реакции.

Необходимо научить своего ребенка с благодарностью принимать знаки внимания, которые им оказывают окружающие. Не менее важно, чтобы ребенок и сам научился проявлять свои чувства по отношению к людям, животным и игрушкам.

Нужно научить ребенка отвечать за свои поступки, жалеть, извиняться, если обидел кого-то и не стесняться этого.

Что же делать, чтобы ребенку не захотелось быть агрессивным? Самое главное направить всю энергию ребенка в мирное русло. Ведь случается, что агрессия – это еще и способ занять себя, поэтому нужно научить ребенка находить более полезные способы времяпровождения – занятия спортом, музыкой, рисованием. Игра делает ребенка более активным, развивает его умственные и физические возможности.

Часто дети ссорятся, потому что не хотят что-то уступать друг другу. Поэтому задача родителей показать ребенку, как приятно делиться радостью с другими. Пусть дает детям поиграть своими игрушками, угостит их сладостями. Забота о ком то отличный способ научить ребенка любить. Поэтому чаще хвалите ребенка, если он пожалел упавшую игрушку или покормил домашнего питомца, чтобы тот не умер от голода.

Родители! Всегда помните, что вы и только вы в ответе за своего ребенка. Ведь ребенок действует неосознанно, не понимая причин своего поведения. Поэтому ваша задача - понять те обстоятельства, которые вынудили вашего ребенка проявить агрессию и помочь ему их преодолеть.

Список литературы:

Банщикова Т. Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников.

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль.

Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии.

Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка.

Приложение 2

Конспект занятия «Уроки вежливости в школе Игрушек»

Цель: помочь дошкольникам овладеть культурой общения.

Задачи:

формировать преднамеренность и произвольность в поведении детей;

развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам;

воспитывать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Планируемые результаты:

умеет высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

Используемый материал:

- игрушки (на каждого ребёнка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стены;

- большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в коробке (за ширмой);

- жираф.

Методы и приёмы:

- сюрпризный момент;

- игровой;

- сравнения;

- «эмоциональные установки»;

- юмор и шутка;

- повторение, вопросы.

Предварительная работа:

- продумывание вариантов решения проблемных ситуаций;

- чтение притч «Жадная собака», «Черепаха и заяц».

Словарная работа: жадность, хвастовство.

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.

Воспитатель предлагает пройти детям в группу, а сам в это время берёт любую игрушку в руки и от её имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста!», «Располагайтесь как вам удобно!», «Чувствуйте себя как дома!».

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около неё и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на вопросы.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Утро в школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова.

Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому-нибудь с просьбой?

Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?

Лисичка, как ты похвалишь своего друга за помощь?

Воспитатель обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает присесть на стульчики.

Воспитатель: - Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек даётся нелегко.

Приносит из-за ширмы коробку, достает медведя, говорит за него.

Медведь.

Я всё могу – могу плясать, и рисовать, и петь,

Могу стоять на голове, до Марса долететь

Могу допрыгнуть до Луны, могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны, не закрывая глаз…

Могу я целый день не врать. Могу…, но не хочу!

Воспитатель: - Вам понравился рассказ медведя, ребята? Почему? (Ответы детей.) Действительно, слушать хвастунов неприятно. Скромные не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!» Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение о нём:

Мишка злым сегодня был. Оттолкнул братишку

И сестрёнке нагрубил, и уткнулся в книжку.

(Мишка «отворачивается», «закрывает» мордочку книгой.) Как можно назвать такого мишку? (Ответы детей.) По – моему, Мишка не только хвастун, но и грубиян.

Медведь: - Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, нужно откликнуться на просьбу Мишки? Ведь он просит нас о помощи. (Ответы детей.)

Давайте приведём в пример солнышко, которое заботится обо всём живом.

Физкультурная пауза «Заботливое солнышко».

Утром солнышко восходит высоко, Поднимаем руки вверх, с раскрытыми

ладонями от себя, разводим в стороны.

Вечером заходит глубоко. Опускаем руки вниз, чуть наклонившись

Днём гуляет по небу оно, Руки вверху, будто «держим» шар,

проводим его слева направо.

Согревая всех, лучи раскинув Руки в стороны.

широко.

Гладит ласково листочки и цветы, Поглаживаем себя по голове, по руке.

Людям золотит и щёки, и носы. Поглаживаем щёки и нос.

День прошёл, и с неба на покой Руки поднимаем вверх, «делаем» шар,

Солнца шар садится за горой. «Опускаем» его вниз.

Воспитатель: - Теперь, ребята, давайте расскажем Медведю, что должен делать каждый ребёнок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым. (Рассуждения детей.) Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребёнок, если обидел случайно, просит прощения.

Медведь: - Я понял, это очень плохо – быть хвастливым и грубым.

Воспитатель: - Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, Мишка, подумаешь и ответишь, как называют тех, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на её месте.

Принесла сегодня Маша длинношеего жирафа.

Целый день с жирафом этим поиграть хотели дети:

Но взяла в охапку Маша длинношеего жирафа,

Утащила в уголок, чтоб никто отнять не смог.

Медведь: - Вот так Маша! Вот так жадная! Никогда я так делать не буду. Я бы на её месте предложил детям поиграть вместе всем, даже поделился бы своими игрушками.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э.Мошковской «Жадных нет».)

Жадные! Поднимите руки, жадные, жадины и жадюги.

Нету рук… Вдруг жадных не стало. Как не бывало.

Ну, хоть было мало! Две-три штуки!..

Поднимите руки, жадные девочки, жадные мальчики…

Поднимите хотя бы пальчики! Сколько жадных?

Надо же знать! Пять? Двадцать пять?

Сколько жадных? Смотрим тщательно.

Жадных нет?! Замечательно!

Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек.

Медведь: - Ребята, разрешите мне остаться на уроке вежливости в этой школе. Мне ещё многому нужно научиться.

Дети желают ему быть вежливым, добрым, скромным, возвращаются в «детский сад».

Беседа «Что такое дружба»

Цель: Формирование умений детей доброжелательно относиться к детям и взрослым, умение оценивать поступки сказочных героев, представлений детей о дружбе.

Материал: песня о дружбе, плоскостные фигурки и картинки из сказки «Кот, петух и лиса».

Ход беседы:

- Ребята, я сегодня принесла для вас необыкновенную песенку. Послушайте её.

- О чём эта песенка? (о дружбе)

- Подумайте и скажите, что значит жить дружно, дружить?

- А кому нужно уступать игрушки? (друзьям)

- А у вас есть друзья? (воспитатель просить детей рассказать о друзьях)

- Так ребята, кто такие друзья?(воспитатель обобщает ответы детей)

- Ребята, сколько друзей можно иметь?

- А что лучше, когда один друг или много?

- А можно, чтобы все дети в группе были друзьями? (воспитатель обобщает ответы детей)

- Ребята, для чего мы ходим в детский сад (встречаться с друзьями, играть и т. д.)

- А взрослые и дети могут быть друзьями? (я играю с вами, даю игрушки, гуляю, занимаюсь с вами, значит я ваш друг)

Раз я ваш друг, то хочу с вами поиграть.

Игра «Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

- Посмотрите ,ребята, кто это к нам пришёл?

- Скажите, из какой сказки эти герои?

- Назовите их.

- Кто спасал петуха от лисы?

- Так кого из этих героев можно назвать друзьями?

- А петуха и лису можно назвать друзьями?

- Почему?

- Как ты думаешь?

- А ты как думаешь? (правильно ребята, лиса всё время пыталась обмануть петуха, унести к себе в нору. А так друзья не поступают.)

Вот даже среди животных есть друзья.

Послушайте, какая в народе есть пословица «Друзья познаются в беде».

- Что значит эта пословица? (воспитатель объясняет)

- Вы хотели бы иметь таких друзей, как лиса?

- Почему?

- А таких как кот?

- Почему?

- Так вот, ребята, будьте такими же хорошими и верными друзьями, как кот!

Беседа «Секрет вежливых слов»

Задачи:

• формировать у детей представлений о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях;

• развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями;

• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: - воздушный шар

Ход занятия:

- Дети, здравствуйте! Подойдите все ко мне, сделайте круг и возьмитесь за руки.

Добрый день, ребята,
Милые дошколята!
Вы друг другу улыбнулись,
Поздоровались со всеми?
- Давайте друг другу скажем “Добрый день!”. Молодцы!

В: - Каждый наш день должен начинаться со слов: "Доброе утро! ", произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Ребята, если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно всё равно говорить: "Доброе утро! " – и сразу станет теплее, радостнее.

- Ребята, а как надо произносить эти слова?

- Можно ли говорить "Доброе утро! ", нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (ответы детей) .

- Ребята, есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово "Здравствуйте! "

- А зачем мы его произносим?

- Ребята, все эти слова – и "доброе утро! ", и "здравствуйте! ", и "добрый день", и "спокойной ночи! "- хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: "Спасибо! ", "Благодарю вас! "

- Ребята, вежливое слово: "Пожалуйста! " мы произносим в ответ на "Спасибо! " и тогда, когда просим о чём-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, на улице, но и дома.

- Ребята, слова извинения: "извините! ", "простите! "(к ним добавляют слово "пожалуйста") - это тоже слова вежливые, волшебные.

- С кем можно здороваться, а с кем - нет: дома, на улице?

-В каких случаях мы говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить?

- Вспомните, пожалуйста, когда вам помогли волшебные слова.

- Объясните значение фразы: «Не хвали себя сам, пусть другие похвалят». Почему мы так говорим? ( Некрасиво самому хвалить, другие люди должны заметить твои добрые поступки. Человек должен всегда поступать по-доброму, по совести и не ждать похвалы.) Если случилось, что вы поступили очень плохо, что нужно сделать? (Извиниться, попросить прощения.)

– Как будет вести себя по-настоящему вежливы, воспитанный, приветливый человек?

В:– Мы с вами в школе учим правила вежливости. Сейчас мы в игре «Вежливо – невежливо» проверим наши знания. Если я называю действие вежливое – вы хлопаете в ладоши; если поступок невежливый – вы топаете ногами.

поздороваться при встрече

толкнуть и не извиниться

помочь подняться

поднять вещь

сказать «спасибо» и «пожалуйста»

нагрубить товарищу

сказать ласковое слово

пожелать счастливого пути

Физминутка.

Мы часто обращаемся друг к другу по имени. Как ласково звучит ваше имя? (Дети называют свои имена и прохлопывают ладошками: Та-ня – Та-неч-ка, Са-ша – Са-шень-ка и т.д.)

В: – Каждый вежливый поступок сопровождаем вежливыми словами. Мы часто используем эти слова в своей жизни. Давайте их вспомним в игре «Подбери слово». Я буду зачитывать четверостишия, а вы дополняйте слово, которого не хватает.

• К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла.

А во вторник на прошанье

Ей сказала … (до свиданья)

• Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он (извини).

• Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала (спасибо).

• Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем (будь здорова)

• Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: (прошу прощенья).

• Говорит лиса Матрена:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала»

Ты лиса не жалуйся,

А скажи (пожалуйста).

• Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит … (благодарю).

В: – Молодцы! С заданием справились отлично

Приложение 3

Дидактические и словесные игры

«Игры на формирование дружеских отношений»

Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;

Развитие дружеских отношений;

Формирование бережного и позитивного отношения к друг другу;

Повышение самооценки детей.

«Волшебные очки»

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Ход игры: Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

«Волшебный стул»

Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

«Я хочу с тобой подружиться»

Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Назови друга ласково»

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

"ПАРОВОЗИК ДРУЖБЫ"

Воспитатель предлагает детям отправиться к кому-нибудь в гости на паровозике дружбы и приглашает каждого занять своё место, подчёркивая некоторые отличительные особенности детей, например: - Девочка, которая пришла в зелёной кофточке, пройдёт в первый вагончик. И т. д. Движение паровозика можно сопровождать следующей песенкой:

Поезд мчится и грохочет- Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Машинист вовсю хлопочет- Чух-чух-чух, чух-чух-чух…

Поезд мчится под горой- Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй- Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей- Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей- Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

"КТО ПОЗВАЛ"

Никому ты не груби,

Всех по имени зови.

Выбираем водящего ребенка. Он встает в центр круга. Все остальные – вокруг него. Затем все идут по кругу, приговаривая:

Вот играли мы, играли,

А теперь в кружочек встали.

«имя ребенка», глазки закрывай,

Кто позвал тебя – узнай!

Если ребенок узнал, кто его позвал, то они меняются местами, а если не узнал, то игра повторяется еще раз….

"ПОЖАЛУЙСТА"

Правило: Будем мы учиться слушать, Когда кто-то говорит. Говорить ты будешь только, Когда друг твой замолчит. Слушайте вы взрослого очень все внимательно, И получится у вас всё просто замечательно. Что это значит? Воспитателя нужно внимательно слушать, не перебивать, тогда всё вы сделаете правильно. Когда другой человек говорит, перебивать его некрасиво, надо подождать, пока он закончит говорить, и тогда сказать самому. А наши ребята очень воспитанные и знают Волшебные вежливые слова. Ребята, давайте их вспомним. (Вспоминаем и называем.) Молодцы! Ребята, я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только если я скажу «пожалуйста». Если я не скажу этого волшебного слова, вы будете стоять на месте. - Поднимите правую руку, пожалуйста, и т. д. - Присядьте. - Встаньте. - Попрыгайте. - Улыбнитесь. - Покружитесь. - Похлопайте в ладоши. - Поднимите левую руку. - Встаньте на одну ногу. - Разведите руки в стороны

Приложение 4

Мирилки

Всем известно, что игра детей без ссор не обходится. Дети часто ругаются, дерутся и кусаются, а потом мирятся. Умение мириться - очень важный навык. Родители и воспитатели должны научить ребенка прощать, это поможет в жизни. Мирилки и были придуманы на этот случай.

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

2. Пальчик за пальчик

Мы крепко возьмём,

Раньше мы дрались,

Теперь нипочём!

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

5. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

Кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

6. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

7. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя

8. Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

9. Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

10. Давайте не ссориться подружки,

Нам ведь так грустно друг без дружки!

11. К нам с тобой подкралась ссора.

Надо нам ее прогнать.

Мы за пальчики возьмёмся

Раз, два, три, четыре, пять,

Подружились мы опять.

12. Беда случилась с нами

Поссорились слегка.

Без друга просто скука

Мириться нам пора!

Мирись, мирись, мирись

Друг другу улыбнись!

13. Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

14. Давайте все мириться

Давайте все мириться

Игрушками делиться.

А кто не станет мириться-

С тем не будем водиться!

Пальчиковая гимнастика "Дружные пальчики"

Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.

Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их)
Девочки и мальчики
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков)
Начинай скорей считать
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Мы закончили считать.

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Утреннее приветствие

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

Приложение 5

«К зайке в гости»

Демонстрационный материалы: паровоз, сундучок, рукавички

Задачи:

1. Формировать дружеские отношения в коллективе.

#1057;пособствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия:

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг.

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А может мы свое настроение кому-нибудь

подарить? (да).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь в вагончик.

Песня «Паровоз».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой, Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет?

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы думаете? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Какая лиса?

Давайте у него спросим?

Зайка, что же она сделала (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

«Давайте будем дружить друг с другом»

Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)
Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)
Как травы с лугом, (присесть на корточки)
Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)
Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)
Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Игра «Хорошо - плохо».

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками – хорошо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (Можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем,

посмотрим, куда же она нас приведет?

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

- Простите меня, друзья, я больше никогда не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы будем их мирить?

Словесная игра «Да-да-да» — «Нет-нет-нет».

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Чай с друзьями будем пить?

Будем крепко мы дружить?

Игра «Лиса и зайцы»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями )

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Конспект занятия «Дружба крепкая»

Цель: Развитие элементарных представлений о дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а мы моих кукол подружек не видели? Ой, а что это случилось с куколками? (они поссорились, отвернулись, поругались)

Воспитатель: А вот я спрошу вот у этой куколки, что же случись, а куколка говорит:

Я поссорилась с подружкой,
Мы с ней больше не играем,
И друг с другом не болтаем,
Мы с ней больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Каждый со своей обидой -
Без умолку говорит.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба? (когда не ссорятся, играют вместе).

Воспитатель: Дружба - какое чудесное слово! Дружба - это когда люди хотят быть вместе, рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба - это улыбки друзей. А давайте мы с вами поиграем и куколкам покажем, какие мы дружные ребята.

Музыкальная подвижная игра "Поссорились, помирились"

Воспитатель:

Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.
Мы на стульчики пойдем,
И немного отдохнем (
дети садятся на стулья полукругом)

Воспитатель: Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра "Дружные пальчики"

Воспитатель: А вы знаете, ребята, у меня есть «дерево дружбы» и вот такие ладошки, давайте мы свами вместе украсим это дерево вашими ладошками и подарим нашим куколкам, чтобы они не ссорились.

Практическая работа. (Звучит тихая музыка).

Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки держатся за ручки и улыбаются друг другу, они рады. Давайте посадим наших куколок на «лавочку примирения» и научим их мириться с помощью мирилки (вместе с детьми):

Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

Итог занятия.

-Так что такое дружба? (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе).

- А как можно показать, что мы дружные ребята? (обнять, взяться за руки, улыбнуться).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы

Познавательно - исследовательский проект,  с целью развивития  познавательного  интереса к живой природе, воспитания  любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет

Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»

Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...