Главные вкладки

    ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
    проект (подготовительная группа) на тему

    Шилкина Наталья Николаевна

    https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:

    По продолжительности – краткосрочный;
    По составу участников проекта – индивидуальный;
    По направленности деятельности участников проекта :
    познавательно – творческий.
    Сроки реализации проекта: с 12.09.2016  г. по 20.09.2016 г.
    Участники проекта: ребенок подготовительной группы  его родители, воспитатель.
    Возраст ребенка: 6 лет.

     

    Актуальность темы:

    В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.

    Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе. Приобщение детей к народной культуренародному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

    Почему русская матрешка является символом России?

    Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

    У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.

     

    Цель.

    Познакомить ребенка с историй появления Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского края. Воспитание интереса детей к истории России, народному промыслу на примере русской национальной игрушки.

    Раскрытие совместного творчества ребенка и родителей.

     

     

     

    Задачи проектной деятельности:

             Образовательные:

    Познакомить с историей возникновения Семеновской матрешки особенностями росписи.

    Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.

    Формировать творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России, чувства гордости за родной край. 

    Развивающие:

     Развивать познавательный интерес к истории и культуре России,  народным промыслам родного края .

    Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

     

    Механизм реализации проекта:

    Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

                                     

    Этапы реализации проекта.

                              

                                        Этап№1 Подготовительный

    Подготовка материалов:

    • Составление перспективного плана, разработка конспектов.

    • Подбор наглядных и дидактических материалов  (тематические картинки,

    плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).

    • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

    • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

    • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

     

    Система педагогического взаимодействия:

     

    Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность

    детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого слепить и расписать узором матрешку, рисовать элементы декоративного узора. 
     

    Работа с родителями.

    Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору

    предметов народных промыслов для мини-музея; изготовить матрешку из «папье-маше» и расписать её.

                                              

                                      Этап №2 Основной

    Речевое развитие

    НОД  Тема « Умельцы Нижегородской области»

    (Совершенствовать монологическую речь, умение составлять рассказ на заданную тему, рассматривание иллюстраций)

     

    Беседа.

    "Как появилась Семеновская  матрешка".      

    Познакомить с историей возникновения Матрешки.         Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор  в группе.

    Просмотр презентации

     «Народные промыслы Нижегородской области».  (Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского края.)

    Познавательное развитие «Матрешка –символ России» (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)

    Художественно-эстетическое развитие

    Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (       Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)     

    Рисование  « Раскрасим Матрешку» (Учить  разукрашивать раскраски по образцу ) 

    Игры пальчиковые:

    1. Мы – матрешки.

    2. Мы – веселые матрешки

    3. Раз – матрешка, два – матрешка… (Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.)

    Игры хороводные:

    1. «Матрешечка - матрешка»

    2. «Мы – веселые матрешки»

    3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )

    Чтение художественной литературы

    Стихотворение« Матрешка» А. Гришина      

    Посещение семьей Чубаревых  библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления матрешки)

         9) Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем( закрепить знания о народных промыслах , традициях и обрядах Нижегородского края.)

     

                                 Заключительный этап

     

    Создание Мини- музея « Матрешка» (совместно с родителями)       

    Оформление выставки «Красавицы- подружки»

                                 Погружение в проект.

      Однажды одна из наших мам принесла в группу матрёшку и сказала, что её ребенок не играет в неё. При наличии у детей большого количества современных игрушек, которые летают, стреляют, разговаривают , им совершенно не интересна матрёшка. Я показала её детям и спросила, что это. Все ответили, что это матрёшка, но не смогли дать ответ на вопросы:   «Из чего она сделана?»«Почему названа  Матрёшкой«Какие виды матрёшек бывают. « Где их изготавливают?»

    Ответы на эти вопросы мы решили найти в процессе реализации проекта «Матрёшка» совместно с семьей Чубаревых и их дочерью Ксюшей.

     

    Чтобы заинтересовать Ксюшу подготовила и собрала много интересного материала о народных умельцах и матрешке. Зная что девочка любит  рисовать ,вырезала заготовки матрешек из бумаги  для индивидуального раскрашивания. 

     

    Беседа.

    "Как появилась Семеновская  матрешка".      

    (Познакомить с историей возникновения Матрешки.)     

    Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор  в группе.

     

    Просмотр презентации

     «Народные промыслы Нижегородской области».  (Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского края.)

     

    Познавательное развитие

    Ознакомление с окружающим

     «Матрешка –символ России». (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)

    Художественно-эстетическое развитие

     

    Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (       Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)     

    Рисование  « Раскрасим Матрешку» (Учить  разукрашивать раскраски по образцу ) 

     

    Игры хороводные:

    1. «Матрешечка - матрешка»

    2. «Мы – веселые матрешки»

    3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )

    Дидактические игры: «Собери матрешку» , «Найди различия»

    Чтение художественной литературы

    Стихотворение« Матрешка» А. Гришина      

    Посещение семьей Чубаревых  библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления Семеновской матрешки)

    Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем ( закрепить знания о народных промыслах , традициях, обрядах и костюмах Нижегородского края.)

     

     «Ах, эти наряды"

     

     Заключительный этап

    Изготовление поделки из «папье-маше» Семеновская матрешка.

    Роспись матрешки вручную.

     

     Мини- музей « Красавицы подружки» (создан совместно с родителями)

    Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать,  рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным.

    Результат проекта:
    Ребенку была интересна и близка тематика проекта, поэтому он с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях; слушал рассказы и легенды в исполнении мамы и бабушки; с удовольствием рассматривал иллюстрации в книгах, альбомах.  В самостоятельной игровой деятельности разыгрывал знакомые сказки с помощью игрушки- матрешки. 
    Родители с удовольствием проявили инициативу в совместном творчестве, что способствовало сближению с ребенком.  Совместное изготовление  матрешки из «папье- маше»  и  её роспись  сделалось праздником для всей семьи, когда все участники  делятся своими впечатлениями. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

    Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

    Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

    Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

    "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"

    Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

    Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

    Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

    ПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста

    Спиридонова МарияПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возрастаПодготовили : Попова Олеся Юрьевна; Спиридонова Мария Викторовна....

    Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

    Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...