ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
проект (подготовительная группа) на тему

Шилкина Наталья Николаевна

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:

По продолжительности – краткосрочный;
По составу участников проекта – индивидуальный;
По направленности деятельности участников проекта :
познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: с 12.09.2016  г. по 20.09.2016 г.
Участники проекта: ребенок подготовительной группы  его родители, воспитатель.
Возраст ребенка: 6 лет.

 

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе. Приобщение детей к народной культуренародному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

Почему русская матрешка является символом России?

Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.

 

Цель.

Познакомить ребенка с историй появления Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского края. Воспитание интереса детей к истории России, народному промыслу на примере русской национальной игрушки.

Раскрытие совместного творчества ребенка и родителей.

 

 

 

Задачи проектной деятельности:

         Образовательные:

Познакомить с историей возникновения Семеновской матрешки особенностями росписи.

Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.

Формировать творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России, чувства гордости за родной край. 

Развивающие:

 Развивать познавательный интерес к истории и культуре России,  народным промыслам родного края .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

Механизм реализации проекта:

Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

                                 

Этапы реализации проекта.

                          

                                    Этап№1 Подготовительный

Подготовка материалов:

• Составление перспективного плана, разработка конспектов.

• Подбор наглядных и дидактических материалов  (тематические картинки,

плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

 

Система педагогического взаимодействия:

 

Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность

детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого слепить и расписать узором матрешку, рисовать элементы декоративного узора. 
 

Работа с родителями.

Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору

предметов народных промыслов для мини-музея; изготовить матрешку из «папье-маше» и расписать её.

                                          

                                  Этап №2 Основной

Речевое развитие

НОД  Тема « Умельцы Нижегородской области»

(Совершенствовать монологическую речь, умение составлять рассказ на заданную тему, рассматривание иллюстраций)

 

Беседа.

"Как появилась Семеновская  матрешка".      

Познакомить с историей возникновения Матрешки.         Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор  в группе.

Просмотр презентации

 «Народные промыслы Нижегородской области».  (Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского края.)

Познавательное развитие «Матрешка –символ России» (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (       Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)     

Рисование  « Раскрасим Матрешку» (Учить  разукрашивать раскраски по образцу ) 

Игры пальчиковые:

1. Мы – матрешки.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка… (Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.)

Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )

Чтение художественной литературы

Стихотворение« Матрешка» А. Гришина      

Посещение семьей Чубаревых  библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления матрешки)

     9) Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем( закрепить знания о народных промыслах , традициях и обрядах Нижегородского края.)

 

                             Заключительный этап

 

Создание Мини- музея « Матрешка» (совместно с родителями)       

Оформление выставки «Красавицы- подружки»

                             Погружение в проект.

  Однажды одна из наших мам принесла в группу матрёшку и сказала, что её ребенок не играет в неё. При наличии у детей большого количества современных игрушек, которые летают, стреляют, разговаривают , им совершенно не интересна матрёшка. Я показала её детям и спросила, что это. Все ответили, что это матрёшка, но не смогли дать ответ на вопросы:   «Из чего она сделана?»«Почему названа  Матрёшкой«Какие виды матрёшек бывают. « Где их изготавливают?»

Ответы на эти вопросы мы решили найти в процессе реализации проекта «Матрёшка» совместно с семьей Чубаревых и их дочерью Ксюшей.

 

Чтобы заинтересовать Ксюшу подготовила и собрала много интересного материала о народных умельцах и матрешке. Зная что девочка любит  рисовать ,вырезала заготовки матрешек из бумаги  для индивидуального раскрашивания. 

 

Беседа.

"Как появилась Семеновская  матрешка".      

(Познакомить с историей возникновения Матрешки.)     

Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор  в группе.

 

Просмотр презентации

 «Народные промыслы Нижегородской области».  (Расширить знания детей о  художественных промыслах  Нижегородского края.)

 

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим

 «Матрешка –символ России». (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)

Художественно-эстетическое развитие

 

Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (       Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)     

Рисование  « Раскрасим Матрешку» (Учить  разукрашивать раскраски по образцу ) 

 

Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры )

Дидактические игры: «Собери матрешку» , «Найди различия»

Чтение художественной литературы

Стихотворение« Матрешка» А. Гришина      

Посещение семьей Чубаревых  библиотеки ( для более глубокого изучения истории появления Семеновской матрешки)

Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем ( закрепить знания о народных промыслах , традициях, обрядах и костюмах Нижегородского края.)

 

 «Ах, эти наряды"

 

 Заключительный этап

Изготовление поделки из «папье-маше» Семеновская матрешка.

Роспись матрешки вручную.

 

 Мини- музей « Красавицы подружки» (создан совместно с родителями)

Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать,  рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным.

Результат проекта:
Ребенку была интересна и близка тематика проекта, поэтому он с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях; слушал рассказы и легенды в исполнении мамы и бабушки; с удовольствием рассматривал иллюстрации в книгах, альбомах.  В самостоятельной игровой деятельности разыгрывал знакомые сказки с помощью игрушки- матрешки. 
Родители с удовольствием проявили инициативу в совместном творчестве, что способствовало сближению с ребенком.  Совместное изготовление  матрешки из «папье- маше»  и  её роспись  сделалось праздником для всей семьи, когда все участники  делятся своими впечатлениями. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии ребенка.