«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
консультация

Мальченко Александра Сергеевна
  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.» 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»

В.М. Сухомлинский

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деятельности, представления о семейном укладе и родном крае. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история… Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.

Разумеется, есть много социальных институтов для формирования патриотического воспитания (детский сад, школа), но основной, главный это семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Каждая семья имеет определенные роли, которые она выполняет:
Во-первых, именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Во – вторых, важная функция семьи убеждать, увлекать детей полезными делами. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность.
В – третьих, воспитание возрастёт в результате помощи со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.
В – четвертых, это помощь ребёнку со стороны родителей постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств.

Но, к сожалению, в наше время в  патриотическом   воспитании  детей в условиях  семьи   невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления  патриотического   воспитания  детей различных возрастов;
2) незнание специфических для  семьи  средств и форм  патриотического   воспитания  детей;
3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, воинам-интернационалистам, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;
4) снижение роли отдельных  семей  в политической, морально-психологической и  патриотической  подготовке сыновей для службы в армии;
5) отсутствие у определенной категории  семей  положительного примера в  патриотическом   воспитании.

Как же заложить основы патриотизма в наших маленьких дошколят?

Все очень легко. Ведь если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь.

Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. 

Родители должны формировать у своих детей опыт «решения конфликтов»: уступать, уметь договориться, прийти к соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать, заботиться о близких.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.
Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.
Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Родители, должны быть искренне с детьми. Показывать  им на примере,  что значит «любить свою Родину». Не ругать при детях ни страну, ни правительство.
Отказаться от негативных высказываний о труде и зарплате. Рассказывать о своём детстве, своей семье. О профессиях, которые познали предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком. Расскажите детям о вашем городе. О том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли.

Позитив, друзья, больше позитива. Восхищаться вместе с ребенком каждому изменению в природе.
Показать, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой головке образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли.
Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине.

Поделитесь любовью с детьми.
Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

В консультации показаны основные приёмы развития патриотизма у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Консультация для родителей:«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»....

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

материал  для родителей по гражданско-патриотическом воспитанию...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Семья - основной институт для формирования патриотических чувств и создание будущего гражданина....

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...