Цикл бесед о Великой Отечественной войне.
картотека (подготовительная группа)

Федоровская Светлана Александровна

Цикл бесед о Великой Отечественной войне" Никто не забыт, ничто не забыто"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл бесед о Великой Отечественной войне

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель :Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны;

2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Беседа «Великая Отечественная война»

Цель: Формирование нравственных ценностей.

Задачи:

Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.

Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.

Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Ход беседы

Дети рассматривают иллюстрации о Вов.

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас, с вами будем беседовать?

- А вы знаете, что такое война?

Педагог: Да, ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем, какой была война.

Великая Отечественная война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Педагог: Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники окончили школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

Педагог: Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу, 22 июня 1941 года, в 4.00 утра. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила, огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Педагог: 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн. солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн. человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила, не только Европу, но и весь мир.

- Кто из вас помнит, какого числа наша страна отмечает день победы?

Правильно, 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Какого числа началась война?

5. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

6. Кто встал на защиту Отечества?

«Беседа о героизме».

Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину

Задачи:

Формировать у детей понятие о том, что такое героизм.

Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества, на основе художественной литературы.

Воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину.

Словарная работа: героизм, отвага.

Материал: иллюстрации о Великой Отечественной войне, фотография стелы, ширма «Наши ветераны», песня «Вставай страна огромная».

Ход беседы

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о героизме.

- Что такое героизм?

Педагог: Героизм – это когда человек совершает поступок во имя благородной цели, например, если человек рискуя своей жизнью, спасает людей.

- Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать дорогу перед машиной, это героизм?

Педагог: Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться. Сегодня мы будем говорить о настоящих героях. Каждый год наша страна отмечает праздник «День победы».

- Кто знает, что это за праздник? Чему он посвящён?

Педагог: Это было давно, когда ваши дедушки и бабушки были молодыми, на нашу страну напали враги, они хотели отнять нашу землю, а людей, которые жили – уничтожить, забрать себе в рабство, чтобы они на них работали. Все люди встали на защиту своей Родины.

Песня «Вставай страна огромная».

Педагог: Это была страшная и жестокая война, взрывались бомбы, разрушались дома, погибали люди. Много героических поступков было совершено во время этой войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети. Они, как и взрослые делали для победы всё, что могли, работали днём и ночью на заводах, делали снаряды для бойцов.

- Какие произведения вы знаете, где описываются героические поступки во время Великой Отечественной войны? («Сестра», «Орлович – Воронович»).

- О ком говорится в рассказе «Орлович-Воронович?»

- Что с ним произошло?

- Можно ли назвать его поступок героическим?

- Почему?

- Ещё вы назвали рассказ «Сестра».

- Как вы думаете это героический поступок выносить раненых с поля боя?

- Почему?

- Так, что же такое героизм? (поступок во имя благородной цели).

Физминутка:

                                                      На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

                                                      Ногу правую к груди

                                                      Да смотри не упади.

                                                      А теперь постой на левой

                                                      Если ты солдатик смелый

                                                      Раз-два дружно в ногу

                                                      Три-четыре шире шаг.

Гимнастика для глаз.

Педагог: В нашей группе есть дети, у которых дедушки и прадедушки воевали в те страшные годы. О наших защитниках создана книга, где мы можем узнать всё о наших героях. Мы гордимся ими. Этих всех людей можно назвать героями?

- Почему?

Педагог: Много людей погибло во время войны, как вы думаете зачем люди, воевали не жалея своей жизни? Эти люди воевали за наше счастливое, мирное время. Чтобы нам жилось спокойно, чтобы мы не слышали выстрелов и взрывов. Чтобы дети могли ходить в детский сад и школу, чтобы наши мамы и папы были рядом. Люди помнят героев и называют в честь их города, улицы, возводят памятники.

- Как вы думаете, в нашем городе есть памятник героям?

Педагог: Да есть стела, открытая в честь наших героев. И всегда на праздники «День Победы» или «День защитника Отечества» люди приходят и возлагают цветы. Так они выражают своё признание тем, кто погиб за хорошее дело.

Много в России героев, с такими людьми наша страна обязательно должна была победить.

- О чём мы сегодня говорили?

- Так что же такое героизм?

Педагог: Я думаю, что, когда вы вырастите большими, вы будете хорошими защитниками нашей Родины.

Беседа «Блокада Ленинграда 1941 – 1943 годы»

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОв

Задачи:
1. Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
2. Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;
3. Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

4.Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Ход беседы

Педагог: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Педагог: Немецкое командование планировало захватить не только Москву, но и Ленинград. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!»  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Педагог: Но столкнувшись с героизмом наших солдат, фашистским захватчикам не удалось захватить город, и тогда они взяли его в огненное кольцо. Были перекрыты все пути к городу Ленинграду. Оставался один путь – это узкий коридор через озеро Ладога.

Педагог: С первых дней блокады, своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни – пульс блокадного Ленинграда. 20 ноября на лед Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лед был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вез только 2-3 мешка с продовольствием, лед ломался, грузовики тонули. Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.   Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.

Педагог: Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой кусочек в день. 125 граммов хлеба выдавали каждому неработающему жителю на сутки, а работающему 400 граммов

И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Педагог: Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способныдойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Педагог: С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паек и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней.

Педагог: 872 дня беспримерного героизма покрыли этот город вечной славой. Город жил, защищался и наносил ответные удары. Дорога жизни, соединявшая блокадный город с материком для многих становилась последней. Не было ни одного человека, кто бы отказался, кто бы струсил и не повез по этой ледовой ленточке продовольствие и боеприпасы ленинградцам. Ежедневно смерть уносила тысячи жизней, но голодный, без воды и света, мужественный город - герой сопротивлялся. В 1943г. советские войска перешли в наступление, стали освобождать города, населённые пункты.

Педагог: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4, 5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Педагог: Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.

- Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?

Ребята, давайте вспомним о том, что нового вы узнали? 

- О каком городе я вам рассказывала? 

- Как вы поняли значение слова «блокада»? 

- Как называлась дорога, по которой привозили продукты в Ленинград?  

Беседа «Город-герой Брест»

Цель: Познакомить детей с городом-героем, Брестской крепостью.

Задачи:

1. Формировать интерес к героическому прошлому своего народа.

2. Расширить понятие «Родина», «страна», «столица».

3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.

Словарная работа: пополнить словарный запас словами: оборона, городиться, сражаться, фашисты, окопы, траншеи, орден, героическая народная война, главнокомандующий.

Ход беседы

Педагог: Сегодня мы с вами продолжим говорить о Великой Отечественной войне и познакомиться с городами-героями.

- Как вы думаете, могут города быть героями? (ответы детей).

- Что значит город-герой? (ответы детей).

Педагог: В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой.

- Какие города-герои вы знаете? (ответы).

- Сегодня о некоторых великих городах – героях наш рассказ.

- Скажите, за что воевали ваши прадеды и другие воины? (ответы детей). - Верно, они сражались за Родину.

- А что такое Родина? (ответы детей).

- Верно, Родина – это наш город Березники, наша страна Россия.

- Это то место, где нам все родное и близкое, где люди говорят на родном нам русском языке.

- Что такое война? (ответы детей).

Педагог: Правильно, летом 22 июня, в 4 часа утра фашистские войска внезапно напали на нашу страну. Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе. Прочитайте, что там написано?

- Верно, «Родина – мать зовет!». Как вы думаете, к чему она всех призывает? - Да, защищать родину. Эта женщина – мать зовет своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, быть честными, храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу.

Педагог: Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны.

Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Ему удалось овладеть мостами через реку Буг, ворваться в город Брест и вплотную подойти к стенам крепости. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника.

В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление пехоты и танков позволили фашистам захватить значительную территорию крепости и уничтожить большую часть оборонявшихся.

В это время сопротивление врагу оказывали отдельные группы бойцов, еще удержавших некоторые сооружения крепости, ее глубокие подземелья и переходы. Последние очаги обороны находились в Цитадели и на Кобринском укреплении. Именно здесь были найдены надписи, оставленные защитниками крепости, и свидетельствующие об их героизме и самоотверженной борьбе.

- Как вы думаете, почему им это не удалось?

Педагог: Верно, защитники крепости не сдавались, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери.

Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбежки крепости продолжались днем и ночью, от огня плавился кирпич. Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена.

Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина! 20 VII 1941 г.».

В ознаменование 20-летия Победы Брестской крепости было присвоено звание «Крепость - герой».

На месте Брестской крепости-героя построен большой мемориал (показ иллюстраций).

Здесь можно увидеть руины крепости и огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам.

Беседа «Дети войны»
Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма.

Задачи:
Рассказать дошкольникам о детях войны, как они помогали взрослым приближать час победы.
Обогащение лексического запаса детей словами разных частей речи. 

Совершенствование диалогической речи.
Закрепление умения отвечать на вопросы.

Активизация словаря: Отечество, вероломно, военная техника: воздушная - самолёты, водная - корабли, наземная - танки, обстрелы, оккупация, щели, капитуляция, победа.

Ход беседы

Педагог: Ребята! Давайте послушаем тишину. Что вы слышите? (детский смех, гул проезжающей машины, пение птиц за окном).

Какие это звуки? (мирные звуки).

Педагог: Правильно, ребята, мы слышим мирные звуки. Не слышно звука выстрела, рева танка, но не всегда так было мирно (звучит музыка А. Александрова «Священная война»).

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле – Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны – день 9 Мая.

- А с кем была война? И что хотел Гитлер?

- Скажите, а почему война – это плохо, это очень страшно? (Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют)

Педагог: Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Всем, кто видел эту войну… всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!

Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»

Педагог: Наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.

Педагог: Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на захваченной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Педагог: Много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе с взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.

Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.

Педагог: Другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым – под диктовку писали письма, ухаживали за раненными, устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.

В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.

Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.

«Мальчик из села Поповки» Самуил Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Педагог: Тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом, враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов. «Голод» - это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети.

Педагог: Но, несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне с взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.

И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. В 1942 году, несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки, некоторые – в бомбоубежищах.

Во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.

Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.

Педагог: Маленькие герои большой войны. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Эти ребята, еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Война – сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе с взрослыми помочь Родине.

К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.

Педагог: Пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.

Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)

Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней.

Педагог:Ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны войны... Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.

Педагог: Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить. И ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Беседа о праздновании Дня Победы в детском саду
«Что бы знали, что бы помнили».

Цель: Дать детям знания о героических днях войны, рассказать о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Объяснить детям такие понятия, как «Вечный огонь», «Могила Неизвестного героя», маршал Г.К. Жуков. Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, желание помочь им, сделать что-то полезное и приятное. 
Материал: Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, портрет К. Г. Жукова, иллюстрации с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которыми развевается знамя нашей страны; фотографии встреч ветеранов войны. 
Предварительная работа: чтение произведений Л. Кассиля из книг «Твои защитники», «Главное войско», рассматривание иллюстрации и чтение энциклопедии для дошкольников «История».

Ход беседы
Педагог: 9 мая наш народ отмечает один из самых важных и любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы) 
- А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над германскими войсками, над немцами, над фашистами) 
Педагог:Да, это была очень страшная и долгая война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ и народы других стран в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ и мужчины и женщины, и дети, и старики поднялись на борьбу: уходили на фронт, работали на заводах, партизанили. Много погибло в той войне, многие имена неизвестны. Во многих городах есть памятники «Неизвестному солдату» 
- А кто знает, что означает «Неизвестного»? (Ответы детей) 
Педагог:Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их имя, фамилию. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть они и в нашем городе. В знак вечной памяти о погибших в больших городах нашей страны возле памятника горит Вечный огонь: и днем и ночью, и в снег и в дождь, напоминая живущим, что никто не забыт, ни что не забыто. Возле памятника лежат живые цветы и венки. 
Педагог:Наша армия победила фашистов. Во главе армии всегда стоят главные командиры – Главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время Великой Отечественной войны одним из самых талантливых командиров был Георгий Константинович Жуков (показать портрет). Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. 
Педагог:В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве, к самому сердцу нашей Родины. Тогда назначили командовать нашими войсками Георгия Константиновича Жукова, и фашисты отступили. 
Педагог:Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (показать иллюстрацию). Солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши. И наши победили! А руководил нашей армией вместе с другими генералами Георгий Константинович Жуков. 
Педагог:Очень тяжелое танковое сражение было под городом Курском. Это сражение снова выиграли наши войска, руководил - Жуков. 
Педагог:И самый последний бой с фашистами за город Берлин, столицу Германии, тоже возглавлял Жуков.
Педагог:Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом!
(Показать иллюстрацию) 
Педагог:Народ помнит героя - К. Г. Жукова.

(Показать иллюстрацию Памятник маршалу Г. К. Жукову)
Педагог:Как вы думаете, почему Жуков на коне? Ведь в Великой Отечественной войне были танки, артиллерия, авиация. (Предположения детей) 
Педагог:Жуков на Красной площади принимал Парад Победы на коне. И скульптор решил изобразить его на коне, как победителя. 
Педагог:Вот такая тяжелая война была для нашего народа много лет назад. Сейчас очень мало осталось тех, кто воевал в той страшной войне. Они уже очень старенькие, многие из них больные, им очень трудно ходить. Их называют Ветеранами. (Показать иллюстрацию). В день Победы они надевают ордена, военные награды и отправляются на Парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями. 
Педагог:У многих из вас прабабушки и прадедушки то же воевали. Если 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Уступайте место в транспорте, пожилым людям и ветеранам, пусть Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь, спустится с подножки троллейбуса. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним о той трудной Победе, благодаря которой, мы сейчас счастливо живем под мирным небом в нашей стране.
Педагог: Идут годы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите, что вы запомнили о маршале Г.К. Жукове.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы о Великой Отечественной войне

В статье подобраны беседы на темы: "Родина - мать зовёт", "Великие битвы", "Дети войны", "Музыка войны", "Мы прошагали пол-Земли"...

Конспект занятия с детьми старшей группы "Беседа о Великой Отечественной войне"

Конспект занятия с детьми старшей группы "Беседа о Великой Отечественной войне"...

Цикл бесед о Великой Отечественной Войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на дан...

Цикл бесед о Великой Отечественной Войне

Дошкольникам о войнеВеликая Отечественная Война...

Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста

Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста...