Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Иртаева Махаббат Ириковна

Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_o_voyne_s_detmi.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл бесед о великой отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью

Отечества. Эти сложные чувства формируются с малых лет и проявляются в любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Очень важно, чтобы патриотическое воспитание осуществлялось на основе отечественных традиций, современного опыта.

Мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.  

Великая Отечественная война для наших детей – далекая история, которую

необходимо помочь детям знать. Познакомить детей с событиями того сурового

времени, показать героизм, проявленный нашими воинами в борьбе с фашистскими захватчиками, показать на примере семьи, что память об этих событиях бессмертна, а подвиг не забыт – задача большой важности. 

Именно поэтому я сочла необходимым создать цикл бесед с приложением подборки стихов, направленных на освещение темы подвига народа в годы Великой Отечественной Войны. 

 

Цель:

Создание условий для формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания дошкольников через изучение исторического прошлого военных лет.

 

Задачи:

  1. Обучающие:

Расширить представления  детей об истории Великой Отечественной войны, о подвиге русского народа, о символах победы.

  1. Развивающие: 

Развивать у воспитанников познавательный интерес к событиям прошлых лет, социально-коммуникативные умения и навыки.

  1. Воспитательные:

Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, прививать чувство гордости за героическое прошлое своей страны,  воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Беседа № 1. Великая отечественная война

Дорогие ребята,  вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война – самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 – на стороне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд. человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн. человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет – с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2015 году исполняется 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

 

Беседа № 2. Почему война называется великой отечественной? 

Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники оканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой – ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Почему она так называется?
  3. Какая страна развязала войну?
  4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
  5. Кто встал на защиту Отечества?

Беседа № 3. Великие битвы. 

Ребята, сегодня мы продолжим беседу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о великих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Берлин?

Дети отвечают, педагог комментирует их ответы.

Вы уже знаете, что когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был небольшой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжалось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушёл далеко от этих мест, и многие территории были захвачены, а защитники всё не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов, и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдаётся, что русские солдаты оказались такими мужественными и смелыми. Он даже ставил в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспримерную храбрость защитников Бреста.

Минута молчания.

Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэтому на Москву рвалось множество гитлеровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчитались фашистские генералы. Они собирались закончить войну ещё до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападению очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту дети.

Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.

Опять их планы сорвались. Наступила зима, и хотя вражеские войска подошли очень близко к Москве, взять её так и не удалось. Недалеко  от Москвы стоит памятник героям-воинам из дивизии, носящей имя генерала Панфилова. Из всей дивизии их осталось всего 28 человек, но они сказали: «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва! » И не отступили! Благодаря беспримерному мужеству наших воинов враг так и не завоевал нашу столицу, не удалось гитлеровским солдатам промаршировать по Красной площади победным маршем.

Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них всё-таки прошли по московским улицам, только не в радость был тот марш. И знаете почему? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотрели на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. 

Битва за Москву подняла дух всего народа, но враг продолжал наступать, теперь он рвался к Волге, великой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начинались степи, и открывалась дорога к горам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки, горела сама земля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фашисты, а на других этажах оборону продолжали держать наши бойцы.

В Волгограде, так теперь называется Сталинград, поставлен памятник, на том месте, где находится один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло подкрепление. 

Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огромная армия под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в кольцо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высокой горе, на Малаховом кургане, возведён монумент Матери-Родине, создан зал Славы, в котором на каменных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Говоря о сражениях Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить сражение на Курской дуге. Фашисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фронта, которая огибала дугой наших солдат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что ночью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вражеских солдат.  Они растерялись, началась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень жестокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, которое рассчитал наш полководец маршал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фашистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на портрет Георгия Александровича.

Дети вместе с педагогом рассматривают портрет Г. Жуков.

В этой великой войне было много сражений. С каждым днём приближалась победа. Всё ближе и ближе придвигалась наша армия к городам врага.

Вопросы:

  1. Расскажите о сражении на Курской дуге.
  2. Как защищали Москву?
  3. Кто такой Георгий Жуков?

 Беседа № 4. Музыка войны.

 

Как вы думаете, ребята, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжёлые испытания, которые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, – поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, но и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой. Песни, которые напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эти песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.

Начнём мы с песни, которая полюбилась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Её сочинил Никита Богословский на слова поэта Владимира Агатова для кинофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, который никак не получался. Тогда-то по предложению режиссёра и была написана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, её исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.

  • Звучит аудиозапись песни «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. Агатова)

Вы знаете, ребята, когда записывали эту песню на пластинку, то первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая её. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую песню, которая тоже была создана по заказу, но уже не режиссёра, а по расположению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Оказывается, эта песня должна была выполнить настоящую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьёзных военных действий не готовится. Вот композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, которую мы сейчас послушаем. Она называется «Случайный вальс».

  • Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс».

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она ещё до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где рассказывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своём танке воевать с врагом на Дальнем Востоке. Песня родилась быстро, потому что её слова, которые сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композиторам, братьям Покрасс, и они легко сочинили к ним мелодию.

  • Звучит аудиозапись песни «Три танкиста».

Эту песню очень полюбили, её можно было услышать всюду. Её пели с особым чувством и в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как рассказывает об этом поэт М. Твардовский:

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь повёл о трёх танкистах,

Трёх товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,

Не о том ли песня вся?

И потупились сурово

В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танкистов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рейде», а написал её живший в Ленинграде композитор В. П. Соловьёв – Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чуркиным. Родилась эта песня в необычных обстоятельствах. Вот как рассказывает об этом поэт, которому вместе с Соловьёвым-Седым пришлось работать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан, синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне… Соловьёв-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправились домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни». Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам композитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и его охватывало горячее желание выразить в музыке их настроение и чувства.

Послушаем эту песню, чтобы и нам проникнуться этими настроениями.

  • Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде».

Сначала эта песня считалась недостаточно бодрой и боевой и её не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьёва-Седова с бойцами на калининградском фронте он её исполнил. Вот, что рассказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать.  И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь… С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, её запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда её мелодия не звучала по радио в заблокированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

Споёмте, друзья, ведь завтра в полёт,

Летим мы во вражеский тыл.

Споём веселей, пусть нам подпоёт,

Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье», сочинил такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы,

И ранней порой

Мелькнёт за спиной

Зелёный мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – участнице освободительного движения.

В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней. Имя композитора Соловьёва-Седова стало всенародно известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» дорога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в благодарной памяти народа.

И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте её и скажите, что она вам напоминает? Какой танцевальный жанр?

  • Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом».

После прослушивания педагог повторяет свой вопрос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человеческого сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы написали во время войны, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далёком тылу».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Старый  тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З.Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.

Вопросы:

  1. Какие песни звучали во времена войны?
  2. О чем напоминали песни солдатам?

 

Беседа № 5. История маленьких девочек в немаленькой войне.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война – не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,– вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли, старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, сл. В. Дыховичного.

Вопросы:

  1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
  2. Как помогали дети взрослым в тылу?
  3. Что посылали школьники бойцам на фронт

Беседа № 6. Дети – герои великой отечественной войны.

Ты знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было;
И сколько помнила страна – 
Такой войны на свете не было.
Разрыв снаряда, пули свист,
Казалось, воздух весь наполнили;
И слово страшное “фашист” 
Все дети в это время поняли.
Не возвратившихся с войны
В свои дома, в свои селения
Так много, что на три страны
Того хватило б населения.

Война — сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности.

В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

Володя Казначеев 

1941 год… Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: “Ну и пополнение!..” Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была “партизанская школа”. Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на “отлично” усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей… Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее. За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя – освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью “Партизану Отечественной войны” 1 степени.

Лара Михеенко

За операцию по разведке и взрыву ж/д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела… Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в деревню Печенёво Псковской области, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять “таких маленьких”: “Ну, какие из них партизаны! Но что же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане!” Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях… Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: “Посмертно”.

Витя Коробков

Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну и старался запомнить её, а потом рисовал в тетрадку с загнутыми уголками. Он любил рисовать синие и зелёные крымские горы, где они играли с мальчишками.

Может быть, он стал бы художником. А может быть, моряком. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик.

Витя родился и вырос в Феодосии. Он два раза был поощрён путёвкой в пионерский лагерь “Артек”. Его родной город занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принёс отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам. Расстрелян фашистами 9 марта 1944 года вместе с отцом. Посмертно награждён медалью “За отвагу”.

Аркадий Каманин 

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну. Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Валя Котик 

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его… Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 2 степени. Валя Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков 

Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.  Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…    Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…  2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.  В Новгороде стоит памятник этому юному герою войны 

Зина Портнова 

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация “Юные мстители”, и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее… Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Таня Савичева 

Имя ещё одной ленинградской девочки – Тани Савичевой стало бессмертным. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева, и жило много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. Когда началась война, Таня училась в третьем классе 35-й школы. На одной из дверей школы теперь висит табличка: “В этом классе училась Таня Савичева”. Здесь и создан музей девочки блокадного Ленинграда. На стене большой портрет Тани. Он в центре внимания каждого, кто приходит сюда. Горит вечный огонь. На всю стену фотография памятника детям блокадного Ленинграда “Цветок жизни” . Белый цветок тянется к солнцу. Со всех сторон его обступили мрачные валуны, рядом встали противотанковые надолбы, а цветок рвется вверх, к солнцу. На его венчике веселое лицо мальчугана и детским почерком написаны слова: “Пусть всегда будет солнце!” Рядом с цветком на камне запечатлены строки дневника Тани. Здесь, в музее, они воспроизведены крупно, листок за листком и каждый, кто заходит сюда с волнением читает из дневника строчки.

И три последние строчки, заключают ее дневник:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Долгих девятьсот дней и ночей жил Ленинград в блокаде…

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза.

Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя.

Тане поставлено несколько памятников.

Имя Тани стало вечным. Одна из малых планет так и называется — Таня. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: Вновь не должно это все повториться.

Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было наполнено тяжёлыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

Снова майские звёзды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина.
Там когда-то гремела большая, 
Не по детскому росту война.

Беседа № 7. Праздник «День Победы».

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром фашистских войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9  мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники… Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

 Вопросы:

  1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?
  2. Расскажите о героях войны.
  3. Как отмечается День Победы в нашей стране?
  4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

 Беседа № 8. Победа.

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн. солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн. человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Города-герои Великой Отечественной войны" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация подготовленна к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Конспект литературно-музыкального праздника «Никто не забыт, ни что не забыто», посвященный празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне для детей старшего дошкольного возраста.

Работа по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Расширять представления детей о соб...

Познавательно – творческий проект, посвящённый 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне, для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!»

Память о Великой Отечественной войне - это не только хроника, летописи и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Всё дальше в глубь ...

Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный. Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно &nda...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....