Настольная игра-ходилка "Весёлая артикуляционная гимнастика"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Помпеева Наталья Валериевна

Предлагается авторская настольная игра-ходилка "Весёлая артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика: игры с правилами. 

Наверное, никто не будет спорить с тем, что ясная и четкая речь важна для любого человека.

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – может служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

 Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, может явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

В логопедии учеными и практиками разработано множество упражнений, которые помогают решить данные проблемы. В литературе описываются комплексы упражнений для различных групп звуков, представленные в различных сказочных, стихотворных формах. Чаще всего авторы называют их игровыми. Однако ребенок остается в стороне от этих игр, он лишь пассивный исполнитель, того, что предлагает взрослый. При этом дети быстро теряют интерес, устают и отвлекаются, эффективность работы заметно снижается. Тем не менее, значение игры в дошкольном возрасте невозможно переоценить. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь  высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

 Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. В ней формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость. Создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия. Игра с правилами, помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу. Игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Поэтому подбирая материал для работы над звукопроизношением, мы остановили свой выбор на хорошо всем знакомых настольных играх-ходилках. Они очень нравятся дошкольникам. Эти коллективные настольные игры помогают ребенку формировать социальные навыки при общении со сверстниками и взрослыми. Запоминание и выполнение правил игры способствует развитию произвольности. Ребенок активен и увлечен во время игры, что способствует более эффективному решению поставленных корреционных задач. Итак, игра…

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «Веселая артикуляционная гимнастика»

(разработчики: учитель-логопед Помпеева Н.В., учитель-логопед Лещева О.А.)

Для детей 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения, а так же с нормой речевого развития с целью работы над дикцией.

 Игру рекомендуется использовать, когда все артикуляционные упражнения хорошо знакомы детям.

 В игровой набор входят: игровое поле, фишки, кубик с цифрами от трех до восьми, кубики с комплексами упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков: свистящих (с, з, ц); шипящих (ж, ш, ч); сонорных (л,р);

Цель игры: развитие четких координированных движений органов артикуляционного аппарата; повышение мотивации к выполнению артикуляционной гимнастики.

Правила игры: В игре могут принимать участие от одного до трех человек, которые подбираются с учетом того над группой каких звуков идет работа.    Логопед выбирает кубик с картинным изображением комплекса артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенных звуков у детей. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на соответствующее число кружков.

Цель игры – быстрее всех достичь финиша, невзирая на всяческие неожиданности.

Игрокам предлагается бросить два кубика. Кубик с цифрами указывает количество повторений артикуляционного упражнения, выпавшего на кубике с комплексом гимнастики, а так же количество ходов, на которое ребенок должен передвинуть свою фишку.

Если фишка попадает на

зеленый кружок игрового поля, то ребенок выполняет упражнения;

 красный кружок – игра начинается сначала, фишка игрока возвращается на старт;

синий кружок – фишка продолжает движение по синим кружкам;

белый кружок – выполнение желания ведущего (проговаривание чистоговорки, стихотворения, выполнение упражнения для пальчиковой гимнастики и т.д.)

Победит тот, кто первым доберется до финиша.

 Игровое панно может быть использовано в работе над развитием связной речи: составление предложений и рассказов.

 А также при развитии тонкой моторики рук: детям предлагается прошагать пальцами по кружкам, собрать панно (детали имеют крепление «липучка»).

Игра может быть использована логопедом в индивидуальной и подгрупповой работе, а так же воспитателями.

Игру можно рекомендовать родителям для занятий дома, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.

Очень важно, что в игре помимо отработки техники речи, осуществляется развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка. Благодаря этому можно более успешно сформировать навык правильной речи.

Творчески работающие педагоги могут по подобному принципу подобрать содержание игры, которое решало бы и другие задачи по развитию детей.

Результаты применения игры убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и психику ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, отвлекает внимание от речевого дефекта, она вызывает встречную активность, затрагивая интересы ребенка, его фантазию и воображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием настольных игр

           Использование настольных игр позволяют не только увлекательно и весело пройти основной этап логопедического занятия – выполнение артикуляционной г...