Этапы установления доверительно-деловых отношений с семьей.
консультация

Неверовская Татьяна Валентиновна

Консультация для педагогов по установлению доверительных отношений детского сада с семьей. В материале рассматривается этапы по  взаимодействию детского сада с семьёй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы установления доверительно-деловых отношений с семьей.

IMG_256

        

Семья -поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для  нас основа всех начал.  

                                                      Е.А.Мухачёва     

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей  в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Это взаимодействие, сотрудничество в интересах детей. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Этапы установления доверительно-деловых отношений между педагогом и родителями

Первый этап

Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. При этом даётся положительная характеристика ребёнка.

Внешняя цель – демонстрация родителю положительного отношения к ребенку.

Внутренняя цель – установление доверительных отношений с родителями.

Второй этап

Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. То есть, демонстрация своей педагогической компетентности.

Внешняя цель – ознакомление взрослого с вопросами социально – личностного развития ребенка.

Внутренняя цель – формирование установки к сотрудничеству.

Педагог ненавязчиво дает ответы на вопросы с профессиональной точки зрения, рекомендует литературу по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. Например: «Особенности общения ребенка со сверстниками». Необходимо выбрать темы для беседы, которые могут вызвать интерес у родителя. Или группы родителей.

На втором этапе широко используются консультации для родителей на темы: например «Застенчивый ребенок».

Для того чтобы рассказать о жизни ребёнка в детском саду организуют фотовыставку, где демонстрируются фрагменты организации дежурства, сюжетно-ролевых игр, коллективного труда.

Особую роль на данном этапе играет организация родительского собрания, которое лучше проводят с участием детей, например, в форме концерта «Для любимой мамочки», где каждый ребёнок может себя проявить.

При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.

Третий этап

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Внешняя цель – возможность родителей проявить свою готовность к сотрудничеству.

Внутренняя цель – вызвать у родителей потребность раскрыть себя, как родителя. Поддержать уверенность родителя в собственных педагогических возможностях.

Здесь широко используются индивидуальные беседы. В беседе педагог должен больше слушать, а не давать рекомендации. Результаты бесед не должны быть голословными. Только в этот период целесообразно предложить родителям анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать ребёнка и спланировать работу. 

Четвертый этап

Этап сотрудничества – это совместное исследование и формирование личности ребенка.

Внешняя и внутренняя цель совпадают. Это цель – совместное исследование личности ребенка и его формирование на основе перестройки собственных стереотипов.

На четвертом этапе партнерства педагога и родителей используются все вышеперечисленные формы работы, а так же добавляются новые. Это – проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, которые доставляют огромную радость детям, способствуют установлению контакта между родителями, дают возможность родителям увидеть своего ребенка другими глазами, то есть в детском коллективе.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольного учреждения таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как: «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.  

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок, с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица

Работа с семьей – это кропотливый труд. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Мастерство педагога состоит не только в нахождении выхода из конфликта, но и в том, чтобы избежать его. Старайтесь всегда после общения с родителями отпустить их и остаться самой в хорошем настроении. Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этапы установления сотруднических отношений с родителями воспитанников»

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительно...

Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект – это...

Презентация на тему «Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений»

Презентация на тему «Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений»...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников «Издание газеты, как один из способов установления сотрудничества, партнёрских отношений педагогов и родителей МБДОУ в воспитании и развитии детей»

ВВЕДЕНИЕАктуальность          Современные реформы, проводимые в наши дни в области образования, находят свое отражение и в сфере деятельности дошкольных об...