Проект: «Я имею право»
проект (подготовительная группа)

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.

Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.

Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».

И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.  

Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.

Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_imeyu_pravo.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

 Проект: «Я имею право»

Для детей 6-7 лет.

                                                                                            Воспитатель:

Лутошкина И.В.

2023 г.

Актуальность

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.

Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.

Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».

И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.  

Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.

Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Предполагаемые результаты:

После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученныезнания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.

 Данный проект ориентирован:

  • на углубление, совершенствование и повышение профессионализма воспитателей детского сада по данной проблеме;
  • на формирование у детей знаний о своих правах и обязанностях, воспитание правовой культуры;
  • на привлечение внимания родителей к серьезности указанной проблемы.

Тип проекта: Практико-ориентированный.

Сроки: среднесрочный

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Тема: Правовое воспитание детей подготовительной к школе группы

Цель: Использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения по развитию у детей представления об основах права и правовой культуры в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснить важность  этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав других детей.

  • Создание благоприятных условий для формирования свободной и ответственной личности гражданина правового государства, который знает свои права и способы их защиты, обладает чувством собственного достоинства, уважает других членов общества и способен осуществлять осознанный выбор действий.

  • Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка.

  • Сформировать чувство причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе.

  • Сформировать в сознании ребенка чувство принадлежности к своей культуре, а также уважение и терпимость к культурам других национальностей;

  • Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.

  • Научить ребенка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты.

  • Развитие социальных навыков.

  • Создание необходимых материально - технических условий, обеспечивающих достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника ДОУ.

Тема проекта

Правовое воспитание старших дошкольников

Направление

Социально- личностное

Название организации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников

Ф.И.О. автора, должность

Воспитатели: Мухортова Ольга Викторовна;

                        Чикишева Алена Игоревна

Нормативно –правовая база проекта

Конвенция о правах ребёнка

Устав МКДОУ

Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов.

Проблема

Дети слабо знают свои права и отдельные мероприятия по правовому воспитанию, проводимые в детском саду, не сложились в единую и стройную систему.

Краткое описание проекта

Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.

Участники проекта

Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители

Сроки реализации проекта

С февраля по май 2023 года.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовых знаний, через ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка

Задачи проекта

1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными статьями Конвенцией о правах ребёнка.

2.Развивать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека.

3.Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово).

4.Разъяснять детям общепринятые нормы и правила поведения.

5.Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора, через понятия: Конвенция, права и обязанности детей, генеалогическое древо семьи, получение информации, свидетельство о рождении.

Основные мероприятия

Проект содержит несколько подпроектов: «О правах - играя», «Ты и твоё имя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ценности здорового образа жизни», «Хочу всё знать», «Моя семья», «Право на любовь», «Конфликты и ссоры», «Ваши права, дети». Каждый подпроект включает в себя ознакомление детей с определённой статьей Конвенции о правах ребёнка.

Ожидаемый результат

-дети познакомятся в доступной форме с их правами (правом на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, с правом на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанностями (помогать взрослым, уважать старших и т.п.);

-применят полученные знания в практической деятельности- творческих и развивающих играх;

-будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми;

-продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей;

-будут готовы правильно оценивать себя и других.

Продукт (итог) проекта

- итоговое мероприятие с детьми- викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей.

Разработка и реализация проекта

Тема подпроекта

Поставленные задачи

Специально – организованная деятельность

«О правах- играя»

1.Дать детям общее представление об их правах.

2.Развивать у детей правовое мировоззрение и нравственные представления.

3.Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

4.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Книжно – иллюстрированная выставка «Права детей».

Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка.

Беседа с детьми «Все имеют права».

Дидактические игры « Я имею право».

Анкетирование родителей «Знаете ли вы права ребёнка».

Работа с лепбуком «Мои права и обязанности»

«Ты и твоё имя»

1.Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально – нравственному развитию.

2.Продолжать развивать умение рассуждать, делать выводы.

Рассказать детям о том, как на Руси давали имена и что они означали. Экскурсия в комплексно-краеведческий  музей «Исток», зал «русская изба»: экскурсия «Наречение именем»

Игра - упражнение «Обратись по имени».

Изготовить с детьми книгу имен (паровозик)

Просмотр сериала «Смешарики: азбука прав ребенка», серия «Право на имя»

3.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Беседа с детьми « Как тебя называют дома».

Чтение Э. Успенского « Ты и твоё имя».

Родительский уголок «Такие разные дети».

« Что такое хорошо и что такое плохо»

1. Уточнить знания детей о правилах поведения в коллективе.

2.Совершенствовать навыки речевого общения; умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарища.

3.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.

Совместное обсуждение с детьми темы «Что такое дружба».

Игра « Нельзя».

Чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Творческая игра на разрешение ситуации « Как поступят дети».

Беседа с родителями о воспитании у ребёнка положительных моральных качеств.

«Ценности здорового образа жизни»

1.Способствовать у детей осознанному отношению к своему здоровью.

2.Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

3.Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.

Организовать беседу с детьми «Кто и как заботиться о твоём здоровье».

Творческая игра « Плохо – хорошо».

Решение ребусов и кроссвордов на тему

Чтение познавательной литературы «Азбука здоровья».

Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука здоровья»

Наглядная информация для родителей « Ценности здорового образа жизни».

«Хочу всё знать»

1.Познакомить детей с правом на получение информации.

2.Способствовать у детей пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь детям прийти к выводу о необходимости получения знаний.

3.Закреплять у детей знания об учреждениях образования и источниках информации.

Родительский уголок «Скоро в школу».

Рассмотреть с детьми иллюстрации и фотографии с изображением образовательных учреждений.

Экскурсия в комплексно-краеведческий музей «Исток», зал краеведения, экскурсия «Мой детский сад»

Дидактические игры « Как мы получаем информацию», « Где можно учиться».

Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников. Работа со сказкой «Буратино»

Просмотр мультфильма «Смешарики: права ребенка», серия «Право на развитие»

Творческое рассказывание «Школа, в которой я хочу учиться».

«Моя семья»

«Мой дом»

1.Познакомить детей с правом воспитываться в семье.

2.Закреплять знания детей о своей семье, близких людях.

3. Познакомить с правом на жилище

Организация фотовыставки по теме

«Портреты мам и пап».

Просмотр мультфильма «Смешарики: права ребенка», серии «Право на заботу».

Составление рассказов «Вместе – целая семья».

Конструирование «Строим город»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Творческое рисование « Как я помогаю дома».

3.Прививать у детей потребность радовать своих близких своими добрыми делами.

Чтение В. Берестов «Любили тебя».

Письменная консультация «Четыре заповеди мудрого родителя».

« Право на любовь»

1.Познакомить детей с правом на любовь и заботу.

2.Способствовать у детей социально – нравственному развитию.

3.Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.

Ознакомительная беседа « О праве на любовь».

Предложить детям подумать над значением пословицы

« Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается?».

Просмотр сериала «Смешарики: права ребенка», серия «Право на любовь».

Творческое рисование « На что похожа любовь?».

Игра « Добрые слова от сердца к сердцу».

Наглядная информация в родительский уголок « Типы родительской любви».

«Конфликты и ссоры»

1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации, избегать ссор, находить пути примирения и согласия.

2.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.

3.Воспитывать у детей умение общаться со сверстниками.

Рассказать детям о понятиях «конфликт», « ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях.

Игра на разрешение ситуации «Не поделили игрушку».

Чтение Л. Толстой « Два товарища».

Игра «Обнималки».

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

«Ваши права, дети».

1.Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

2.Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

3.Воспитывать у детей чувство уважения к другим людям.

Вспомнить с детьми о том, для чего нужны права.

Игра « Всё будет хорошо».

Моделирование ситуации по сказкам «Кто нарушил права?»

Детско-родительское творчество:  права в сказках

Чтение художественного материала по теме «Дошкольникам о правах».

Работа с лепбуком «Мои права и обязанности»

Родительский уголок : рекомендации родителям по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Проведение итогового мероприятия с детьми - викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей.

Результаты деятельности по реализации проекта:

- дети имеют представление, что у каждого ребёнка есть права;

- дети имеют представление, кто защищает права детей - это Конвенция о правах ребёнка, а именно:

Статья Конвенции

Что регламентирует

Статья 6

Ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка

Статья 7

Ребёнок имеет право на имя при рождении и гражданство

Статья 9

Ребёнок имеет право жить вместе с родителями

Статья 12

Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, причём этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребёнка

Статья 17

Право ребёнка на получение информации, способствующей социальному и культурному развитию ребёнка и защите от вредной информации

Статья 28

Ребёнок имеет право на образование

Статья 21

Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья

- дети пытаются использовать полученные знания: соблюдают общие для всех правила и нормы;

- родители стали проявлять большой интерес к проблеме защите прав детей;

- создание альбома « Ребёнок и его права» по статьям Конвенции о правах ребёнка.

Библиографический список

1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

2.Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. [ Текст] / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- С. 95.

3.Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.- С. 112. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:festival@1september.ru

4.Козлова С.А. Мы имеем право // учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений. -М.; Обруч, 2010.- № 4.- С. 23-25.

5 .Кочергина В.Н. Правовое воспитание дошкольников. [Текст ]/В.Н. Кочергина// Дошкольное воспитание - 2005- № 1.- С. 2-5.

6.Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А. Харитончик. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. - 228 с.

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка. [Текст]: Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет/ Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 120 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Я имею право"

Совместный проект со старшими дошкольниками и их родителями по правовой компитенции....

Практико-ориентированный проект "Я имею Права!"

Данный проект занял первое место во всероссийском конкурсе методических разработок.В нем содержаться описания разнообразной совместной деятельности с детьми по теме, конспекты НОД, перспективное плани...

Проект"Я имею право быть здоровым"

Обеспечить взаимодействие с семьёй  в формировании у ребёнка представлений о праве быть здоровым,о том, от  кого и от чего  зависит здоровье человека....

Проект: «Я имею право на семью»

Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам....

Проект "Я имею право!"

Закреплять знания детей о своих правах; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать чувство свободы в выражении своих желаний....

Проект "Я имею право"

ВведениеI глава: Теоретическая часть1.1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.1 2. Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников .1....