Мастер – класс «Эффективность использования регионального компонента для развития познавательных способностей детей»
методическая разработка (старшая группа)

Папашева Асенгуль Серкешевна

Воспитание у дошкольников региональной культуры   соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП дошкольной организации, в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми села Кош - Агача, республики Алтай.

    В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основной целью по ознакомлению с региональным компонентом   является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_regionaln.komponent.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Эффективность использования регионального компонента для развития познавательных способностей детей»

 Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я, предлагаю принять участие в мастер - классе.  Девизом, которого является китайская мудрость:

       Скажи мне и я забуду.

       Покажи мне и я запомню.

       Дай действовать самому, и я научусь.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта   возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Одним из главных направлений становится в настоящее время возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, желание ребенка развивать свои творческие способности на основе народных мотивов, быта и традиций у детей дошкольного возраста. Наиболее благоприятные условия для данного вида деятельности создаются в период старшего дошкольного возраста.  Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы и методы, которые можно использовать в работе с детьми в этом направлении.

А начнем мы с небольшой разминки «Закончи рифму»

  1. Жеребенок с каждым днем

           Подрастал и стал (конем)

  1. Серый волк в густом лесу

              встретил рыжую…(лесу).

  1. Она весну встречает-

             Сережки надевает

             А платице в полоску

            Ты узнаешь …(березку)

  1. Как это скучно-

            Сто лет без движения

            В воду глядеть

            На свое отраженье.

            Свесила ветки с обрыва

            Такая грустная …(ива)

  1. Чтоб никто со двора ничего не унес,

             его сторожит добросовестный …(пес)

  1. На ветке не птичка

             –зверек невеличка.

             Мех теплый, как грелка.

             Кто это…белка

  1. Ну и платье:

             Сплошь иголки

             Его вечно носят….(елки)

  1. Стройный быстрый

             Рога ветвисты

            Посеется  весь день

            Кто же это…..(олень)

  - Получите сувенир, за правильный ответ.

- Кто получил сувенир того, приглашаю выйти ко мне.

Релаксация: Возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать друг друга, ощутите, как идет тепло из одной руки в другое (пауза). Медленно поднимите руки вверх. Закройте глаза (Музыка). Представьте чистое, безоблачное звездное небо. Найдите самую яркую звездочку. Проглотите ее (музыка исчезает). Пауза. Это звездочка заряжает вас энергией, силой способностью трудиться сегодня на славу.

Данное   упражнение настраивает детей перед занятием на положительную работу.

Присаживайтесь пожалуйста на стульчики.                          

Загадки-отгадки

  А сейчас, я буду каждому из вас загадывать загадки на тему «Моя малая Родина», кто не сумеет отгадать загадку, тому остальные участники будут давать задание, которое он должен выполнить.

                               Растительный мир

  1. Пришла весна- раскинулся зеленый ковер. (Трава).
  2. На вершине горы сидит синий бык в девяносто девятислойной шубе.              

 (Кедровая шишка).

                                  Животный мир

  1. Спина пестрит темными точками, живо – пестрыми полосками. (Рысь).
  2. С нарядным красивым хвостом, с заостренной мордочкой. (Лиса).
  3. Наготове у привязи, быстрый на бегу. (Конь).
  4. Две горы, а посередине – ущелье. (Верблюд).

                             Музыкальные инструменты

  1. Днем и ночью не смолкает, десятерым ребятам покоя не дает. (Топшур и пальцы).
  2. По виду с ноготок, а голосок как море.  (Комыс).

Эта игра развивает логическое мышление, способствует проявлению творческих способностей.

Игра «С завязанными глазами»

 А сейчас я приглашаю выйти ко мне участников у кого на карточке изображен орнамент (горы, рога животных, реки), остальные участники образуют   круг. Одному из участников мы завязываем глаза, он должен поймать второго. Пойманный игрок должен вытащить из коробочки картинку, угадать какой орнамент изображен на ней, изобразить мимикой, действием, или звуком.

С помощью этой игры закрепляются знания детей об алтайских орнаментах, а также развиваю в них творческие способности.

   А сейчас я предлагаю выйти ко мне участников

у которых на карточке изображен определенный орнамент.

                                             «Собери картину»

Вы должны собрать из  частей целую картинку.

Данная игра способствует развитию моторики рук, логического мышления, внимательности.

А пока участники собирают картину, предлагаю оставшимся зрителям поиграть в игру «Земля, воздух, вода».

 Я буду бросать мяч и говорить вода- вы должны назвать того, кто живет в воде, земля – называем животных, небо – птиц. Называем только тех, кто обитает на территории республики Алтай.

С помощью этой закрепляются знания о живой природе республики Алтай. 

Паутина «Добропожеланий».

     И в заключении давайте с вами встанем в круг, на последок я хочу, чтобы мы с вами пожелали друг другу, что - нибудь хорошее. У меня в руках клубок, он не простой он переходит из рук в руки только с добрыми пожеланиями.  Я желаю вам мира над головой…передается из рук в руки с добрыми пожеланиями. Посмотрите какая красивая получилась у нас паутина.

Цель игры продолжать знакомить детей с традициями алтайского народа, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Спасибо за работу уважаемые коллеги, а вам в знак уважения дарю вам эти небольшие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей."

«Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая вним...

Мастер – класс для педагогов «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

9 ноября 2017 года в нашем детском саду прошло методическое объединение «Творческое самовыражение педагога – основа реализации инновационных идей и практик, в подходах организации самостоя...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей в рамках ФГОС»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников....

Мастер-класс "Эффективность использования регионального компонента"

Одним из главных направлений становится в настоящее время возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, желание ребенка развивать свои творческие способности на основе народн...

Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»

Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития  познавательных способностей старших дошкольников»...