«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».
статья (старшая группа)

Сизова Марина Петровна

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России, т.к. в нашей стране довольно длительный период времени этому вопросу уделялось довольно мало внимания. Современные дети, а зачастую и их родители мало знают родном городе, стране, особенностях народных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zvpatrioticheskoe_vospitanie_doshk._po_fop.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России, т.к. в нашей стране довольно длительный период времени этому вопросу уделялось довольно мало внимания. Современные дети, а зачастую и их родители мало знают родном городе, стране, особенностях народных традициях.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Поэтому патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Работа в данном направлении у нас начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Работая в данном направлении мы прежде всего опирались на ФОП ДО, и исходя из этого выделили ряд задач:

 - воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур;

 - расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране;

 - развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве;

 - воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.

Исходя из этих задач мы определили содержание нашей работы.

Знакомство с государственной символикой России и её особенностями.

Знакомство детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам.

Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия.

Рассказы о событиях городского масштаба, днях города и праздновании Дня Победы.

Знакомство с государственными и местными праздниками.

Знакомство с природными и географическими особенностями нашей страны.

Воспитание гордости за достижения России в науке, спорте и искусстве.

В работе с детьми мы используем разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- наблюдение за трудом людей в детском саду в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским и мордовским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках.

Одной из основных форм работы, используемых в детском саду являются беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор русского и мордовского народа, песни и стихи для разучивания и разумеется пример родителей и педагогов.

Беседуя с детьми об истории и традициях предков, мы прежде всего воспитываем в них любовь и уважение к родине, гордость за свою стану. Важную роль здесь мы уделяем сказкам, которые наши предки передавали из поколения в поколение и учили трудолюбию, дружбе, доброте, взаимопомощи. Также мы знакомим детей с культурой, традициями и обычаями других народов, чтобы сформировать дружеское отношение к ним.

В связи с тем что детям в дошкольном возрасте свойственны утомляемость, неустойчивость внимания мы периодически возвращаемся к определенным темам, для формирования у них более стойкого интереса. Для раскрытия многих тем мы используем национальные праздники, игры в которых дети могут узнать, что – то новое о своей Родине, а также воспитывать любовь к ней.

Любовь к Родине предполагает также любовь к природе. Поэтому мы с раннего возраста стараемся прививать детям бережное отношение к природе, животным. С этой целью мы организовываем экскурсии в «Экопарк», на реку, поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны мы делаем акцент на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным в патриотическом воспитания детей является работа с родителями. Наша задача побуждать родителей знакомить детей с историей своей семьи, что вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями используемые нами:

 - Анкетирование;

 - Консультации в родительских уголках;

 - Совместная деятельность детей и родителей;

 - Оформление рисунков выставок рисунков по данной теме;

 - Обсуждение и распространение семейного опыта;

 - Совместные детско-родительские встречи в различных формах.

В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. В зависимости от возраста уголки в группах разные. В младшей группе больше сказок, и русских-народных, и сказки разных народов, портреты участников СВО в военной форме и т.д. И обязательно портрет Президента нашей страны Путина Владимира Владимировича и Российский флаг.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм - это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к своей родине!

Список литературы.

1. Н. В. Алешина. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» 2008 М. : Изд-во Цгл

2. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

3. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» 2012 Издательство: ГНОМ И Д

4. Статья Базарова О. Б «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Памятка "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма – стратегическая задача государства и общества....

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников....