Консультация для родителей "Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"
консультация

Фомичева Татьяна Геннадьевна

Как выбрать безопасный и полезный мультфильм? Как оградить ребёнка от негативного влияния современной мультипликации? Рассмотрим, проанализируем, сделаем выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_sovremennyh_multfilmov_na_psihiku_rebenka.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние современных мультфильмов на психику ребенка»

Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, современные родители часто усаживают своих детей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, с интересом смотрящий в экран, вызывает чувство умиления и восторга у родителей: «Молодец! Как внимательно следит за сюжетом!» Что же кроется на самом деле за этим интересом? На самом ли деле просмотр принесет пользу малышу? И вообще, насколько безопасны современные анимации?

Мультипликационный фильм – это разновидность искусства, основным элементом которого является техника мультипликации. Мультипликация на сегодняшний день – это высокодоходный бизнес, ориентированный, прежде всего, на получение прибыли, и часто этическая сторона вопроса лежит лишь на совести людей, управляющих этим бизнесом. Чтобы понять, что именно впитывают наши дети, глядя на экран, мы, взрослые, должны в этом искусстве уметь разбираться.

Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?

Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, и только потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо! Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного! Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.

А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

Мультфильм – источник информации для детей.

Не все взрослые, ставшие родителями, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывает на ребенка информация, поступающая с экрана телевизора или монитора. Они считают мультфильмы для детей развлечением. На самом деле влияние мультяшных героев на воспитание малыша настолько велико и огромно, что сбрасывать его со счетов нельзя.

Любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира.

Также необходимо уточнить, что не все родители понимают особенность усвоения информации их детьми. Дело в том, что в силу своего возраста и особенностей мышления, малыши любую информацию воспринимают буквально, не способны проанализировать и осмыслить ее. Поэтому любой анимационный фильм должен быть максимально полезным и максимально безопасным для них.

Если любимый мультяшный персонаж бьет другого сковородой по голове, то не удивляйтесь, если ваше чадо попытается сделать то же самое. Если вы против такого «развлечения», то необходимо научиться разбираться в огромной массе современных российских и зарубежных мультфильмов.

Хороший мультик: как отличить?

1. Хороший мультфильм всегда учит добру. Сюжет мультфильма логически выстроен и «запутан» в соответствии с возрастом малыша, т. е. ребенок трех-четырех лет с удовольствием перескажет его.

2. Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности. Малышу не составит труда узнать в них знакомых животных, людей, предметы, они не выглядят непропорциональными монстрами.

3. Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень, объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок.

4. В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного героя. Эти противоположные понятия показаны на примерах: как помогает дружба, взаимовыручка, любовь (в мультфильмах «Самый большой друг», «Кот Леопольд») и как вредит злость, жадность, зависть (в мультфильмах «Остров сокровищ», «Сказка о жадности» и т. д.) Дети до определенного возраста не могут анализировать и подходить философски к понятиям добра и зла. Следовательно, четкость и ясность в изображении хорошего и плохого необходима. Из мультфильма с четким их разделением, ребенок получит понятие об основных ценностях, принятых в обществе. Победа добра над злом очень важна для маленьких зрителей, ведь тогда они убеждаются на примерах, что следование добрым, справедливым принципам помогает добиться желаемого, а если будешь злым, плохим, то будешь осужден и непринят в обществе.

5. В хорошем мультике роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра. Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо и научит делать выводы. Если ваши дети смогут отличить добро от зла в фильме, то они смогут это сделать и в реальной жизни.

6. Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму.

7. Если мультипликационный фильм содержит в себе историю любви, то она должна быть показана возвышенно, одухотворенно, целомудренно. Сюжет не должен вызывать у ребенка раннего интереса к сексу. Все, что касается физического межполового влечения, то оно должно быть скрыто до определенного возраста.

8. В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит бранных слов и жаргонов. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультиках порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультики показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.

9. Важное значение для восприятия имеет яркость цветов и мерцание экрана. Чем младше ребенок – тем «спокойнее» должен быть экран. Те же требования предъявляются и к звуковому оформлению: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких возбуждающих звуков.

10. Важно, чтобы мультфильм озвучивали несколько актеров живыми голосами, меняя интонацию в зависимости от ситуации. Также будет полезно, если главный герой озвучивает свои переживания, идеи, мысли, оценку своих поступков.

Плохой мультик: на что обращать внимание

1. Далеко не все современные анимационные фильмы для детей ориентированы на воспитание в ребенке положительных черт характера. Некоторые из них оказывают негативное влияние: демонстрируют агрессию, жестокость, негативное отношение к слабым, неуважение к старшим и т. д. После просмотра таких «шедевров» ребенок начинает проявлять агрессию, жестокость. Незамысловатые сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, способность концентрировать внимание. Отсутствие грамотной речи в мультике навредит малышу в становлении речевых навыков.

2. У таких мультфильмов нет логичной сюжетной линии. Ваши сын или дочь не смогут рассказать, о чем мультфильм (например, «Винкс», герои имеют внешность, далекую от реальной, они изображены уродливо, непропорционально (например, «Футурама»). Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини – как идеал для мальчиков.

3. В таких мультфильмах отрицательные и положительные герои не определены четко. На всем протяжении просмотра малышу трудно разобраться кто из персонажей положительный, а кто отрицательный. Не понимая этого, крохе трудно дать оценку герою и выбрать объект для подражания.

4. Поступки отрицательных героев не наказываются, а их дурное поведение приводит к достижению целей (например, в мультфильме «Маша и медведь» капризы героини Маши достигают целей – она получает желаемое).

5. В плохом для воспитания детей мультфильме могут быть показаны родители с негативной стороны. Например, их изображают жалкими, недалекими. А главный герой приходит к заветной цели через отрицание их воли. Такой момент воспитывает в подрастающем поколении неуважение к старшим, желание идти против добрых советов старших членов семьи.

6. Часто в таких анимациях можно услышать грубую речь, жаргонную.

7. Пропагандируется неуважение к общественным общепринятым идеалам и нормам поведения.

8. Мужские персонажи показаны изнеженными и слабыми; женские – мужественными, напористыми. После просмотра такого мультфильма фраза «девочек нужно защищать» звучит непонятно для ребенка.

9. Если говорить об оформлении, то краски в таком мультфильме ядовито –яркие, а частые вспышки и мерцание экрана гипнотизируют взгляд, музыкальное сопровождение выбрано резкое, громкое.

10. Монотонные мультфильмы способны «убить» в ребенке эмоции, снизить заинтересованность окружающим миром.

11. Присутствие сцен агрессии и насилия. Следует избегать мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа). Ребенок после просмотра, подражая главным героям, может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни. Ему еще трудно разобраться, кто хороший, а кто плохой. И он выбирает ту стратегию поведения, которая кажется ему более логичной.

12. Плохое поведение героев. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты (можно делать все что угодно и ничего за это не будет).

Если вдруг вы увидите, что ваш ребенок смотрит подобные сцены, не выключайте ежесекундно телевизор, а, наоборот, присоединитесь к просмотру. Только теперь важны ваши комментарии. Отмечайте каждый проступок героя:«Как он ужасно поступил, правда?», «Ох, я бы за такое в угол оставила» и так далее.

13. На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи. Тут важно объяснить маленькому непоседе, что только в мультфильмах герои остаются целыми и невредимыми, а в жизни подобные трюки могут закончиться серьезными травмами.

14. Многие современные мультики показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка, согласно которому девочка думает, что это она должна «добывать пищу, и ходить на войну». Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое.

Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания.

Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы. Родителям необходимо тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.

Многие родители обращали внимание, как меняется поведение детей после просмотра современных мультфильмов.

«Маша и Медведь»

Маша – человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что. После просмотра нескольких серий мультфильма «Маша и Медведь» ребенок начинает повторять действия Маши, сопоставлять себя с героиней как единое целое. Ребенок начинает драться, падать на пол в истерике, чтобы получить желаемое.

«Покемоны»

Далеко не новый мультфильм, но это не делает его менее опасным для современных детей. Особенно стоит запретить его чрезмерно впечатлительным детям, склонным к подражанию и повторению поступков. Известны случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон, пытались повторить трюки, которые сопровождались серьезными травмами.

«Аниме»

Несет в себе огромную опасность для психики ребенка! У детей, просмотревших несколько серий аниме, повышается чувство тревоги, обостряются и появляются новые страхи, проявляется необоснованная агрессия к окружающим. Особенно ярко все перечисленное выражается на детях, находящихся в сложной психологической ситуации.

«Губка Боб»

На протяжении всех сезонов Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные вещи, поедают несъедобные предметы (например, фонарики, бьют друг друга по голове кувалдой…Маленький ребенок обязательно захочет повторить «подвиги» любимых мультяшных героев. Этот мультфильм напрямую ведет ребенка к его деградации как личности.

«Монстр хай»

В принципе, весь мультфильм (а также, куклы, созданные на его основе и которые продаются в магазинах) – это плод воображения больной фантазии на тему некрофилии, так как здесь всё посвящено загробному миру: кладбище, смерть, гробы, черепа и т. д. К ярко выраженной загробной теме следует прибавить вызывающий внешний вид мультгероинь и кукол: высокие каблуки, вульгарную одежду, яркую косметику – вс это направлено на пробуждение в детях ранней и извращенной сексуальности, разрушение целомудрия.

Мультфильм «Свинка Пеппа» нацелен на:

• Формирование отрицательных моделей поведения

• Дискредитацию образа отца

• Воспитание избалованных и некультурных детей

Программирование на постоянный «глупый» смех

• Привитие «дурного вкуса» детям

Именно благодаря таким мультикам сегодня вс чаще встречаются дети, которые каждые несколько минут без какого-либо повода начинают истерически хохотать, ведут себя очень шумно и несдержанно, перенимая модели поведения героев современных мультиков.

«Винкс»

Начнем с очевидных моментов – это внешность главных героинь и всех персонажей мультфильма. Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на пол-лица, выпирающими губами, распущенными волосами и в более чем откровенных нарядах. Сюда еще можно добавить высокие каблуки и огромные платформы, непропорционально широкие бедра, и чрезмерно узкую талию, толщиной с предплечье. Вывод напрашивается только один – все главные персонажи мультфильма своим внешним видом пропагандируют анорексию и пошлость.

Учитывая, что ребенок при просмотре мультфильма старается подражать главным героям не только в их поступках, но и внешне, то комплекс неполноценности и психологические проблемы из-за неспособности соответствовать подобным стандартам красоты обеспечены.

Что касается самого сюжета, то обычно первую половину 20- минутной серии феи развлекаются, общаются с женоподобными мальчиками, обязательно устраивают вечеринку и танцы. Танцуют они, кстати, с лозунгом «крути, тряси». Вторую половину серии феи дико кричат и сражаются с каким-то монстром или с темными ведьмами. Монстров феи всегда побеждают, а ведьмы, олицетворяющие главное зло в мультфильме, обычно остаются безнаказанными.

В таких мультфильмах, как «Красавица и чудовище», «В поисках Немо», «Корпорация монстров», «Храбрая сердцем», «Рапунцель», «Золушка», «Белоснежка», «Спящая красавица», «Русалочка», «Алладин»- сюжет построен на дискредитации образа матери, материнства и семьи. В них либо совсем нет мамы у главного героя, либо есть образ злой матери или мачехи, которые показаны обычно в тандеме с отцом, ни на что никогда не влияющим. Просмотр таких сюжетов может не только разрушить доверительные и теплые отношения матери и ребенка, но и в прямом смысле слова, настроить детей против своих родителей, спровоцировать их на агрессию и грубость в отношении близких. Даже при самой благоприятной обстановке в семье, ребенок, смотрящий мультфильмы, в которых мать показана глупой, нелепой, карикатурной, невольно напитывается духом неуважения.

«Смешарики» - бочка мёда с ложкой дёгтя

Положительные стороны:

•По замыслу авторов, в сериале нет насилия и отрицательных персонажей.

• Мультфильм яркий и динамичный, нравится детям.

• Встречаются довольно трогательные и поучительные серии, такие как «Коллекция», «Телеграф» и другие. В отдельных эпизодах герои демонстрируют умение дорожить дружбой, взаимовыручку, доброту, трудолюбие, умение мечтать и верить в чудо, но преподносится это с расчётом больше на взрослую аудиторию, чем на детей.

Отрицательные стороны:

•Подавляющее большинство серий мультфильма не учат ничему хорошему, так как герои не извлекают урок из произошедших событий, а образа взрослых или родителей, которые могли бы давать нравственную оценку поступкам Смешариков и нести воспитательную функцию, в мультфильме просто нет;

•Герои мультфильма ругаются: (ёлки-иголки, дурочка из переулочка, дурак, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее);

•Во многих сериях юного зрителя знакомят с разного рода зависимостями (например, к игровым автоматам). Так как поучительная мораль в этих сюжетах отсутствует, то подобное знакомство вполне может спровоцировать интерес у ребёнка к этим зависимостям;

•В серии «Новогодняя сказка» неосновной персонаж Тигриция ведет себя очень развязно, флиртует с несколькими героями;

•Сериал позиционируется, как без насилия, но в некоторых сериях герои сознательно подвергают себя и других опасности (серии «Ля», «Верь в меня, Ёжик», «Приятные новости»). Также, есть сцены, которые могут напугать ребёнка.

Если и смотреть «Смешарики», то только «Азбуку здоровья» и «Азбуку безопасности», так как в них есть поучительная составляющая (но, тем самым вы приучите ребёнка к этому бренду, а стоит ли). Основные же серии затрагивают темы, не предназначенные для детей, и несут негативный воспитательный посыл.

Мультфильм «Буба»

Главный герой – домовой, который выглядит как седой дедушка с острыми клыками и хвостом, как у чертёнка. Мультфильм яркий, красочный и динамичный и поэтому привлекает внимание деток. Домовой Буба постоянно прыгает, бегает, все ломает на своем пути, в одной из серий, к примеру, он разбивает ноутбук вдребезги. Поведение его безобразное и неприличное, и к тому же, безнаказанное. К слову, сам мультик еще и небезопасный. В одной из серий, он засовывает пальцы в розетку, страшно представить, что будет, если малыш повторит его действия после просмотра.

Каким образом мультики влияют на детскую психику?

Агрессивные, захватывающе-динамичные мультфильмы вызывают у ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра – излишнюю возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии. Наоборот, добрые мультики порождают у малышей массу позитивных эмоций, сопереживание, улыбки, а после просмотра – воодушевление, спокойное состояние.

Обезопасьте своего ребенка от негативного влияния современной киноиндустрии. Покажите ребенку мультфильмы своего детства: «Крошка Енот», «Мама для мамонтёнка», «Умка», «Бобик в гостях у Барбоса», «Кот Леопольд», «Карлсон», «Ну, погоди!», «Путешествие муравья», «Вовка в Тридевятом царстве», «Чуня», «Мойдодыр», «Федорино горе» и многие другие добрые советские мультфильмы. Они научат ребенка дружбе, взаимовыручке, доброте и ответственности за свои проступки. Смотрите мультфильмы вместе со своим ребенком. Это даст возможность не только контролировать качество фильма, но и сблизит вас с малышом, даст новые темы для общения. Ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие, улыбки и объятия. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много.

Современным родителям, стремящимся воспитать своих детей честными, добрыми, отзывчивыми, справедливыми, необходимо знать и понимать, что такое современный мультфильм, какое воздействие он имеет и как оградить своего ребенка от негативного потока ненужной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"

Проблема "Дети и телевидение" волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей....

Воздействие мультфильма на психику ребенка: "за" и "против"

            Хочется начать свое сообщение со слов Л.С. Выготского: «...Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зави...

Буклет "Влияние мультфильмов на психику ребенка"

В буклете найдете советы для родителей по просмотру мультфильмов ребенком.Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?...

"Влияние современных мультфильмов на психику ребенка"

В статье рассматривается как отличить хороший мультик, на что обратить внимание чтобы понять, что это плохой мультик....

Консультация для родителей на тему: «Влияние мультфильмов на психику ребенка»

Любая информация, поступающая в головной мозг ребенка, обрабатывается в нем и преобразуется в знание об увиденном, услышанном. Зрение и слух — самые простые каналы для обучения, которыми могут в...