Статья Патриотическое воспитание
статья (старшая группа)

А.А. Донгаузер,

МБДОУ «Детский сад №22 «Росинка»

Г. Юрга Кемеровская обл.,

И.В. Матвеева,

МБДОУ «Детский сад №22 «Росинка»

Г. Юрга Кемеровская обл.,

 

 

            Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках патриотического направления воспитания детей дошкольного возраста.

 

В данной статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста, посвященный патриотическому воспитанию. Она поможет воспитателям сформировать у ребенка чувство патриотизма, любовь к родине, укрепление института семьи, возрождение семейных традиций, навыки и привычки необходимые для жизни в обществе. Данная статья адресована воспитателям ДОУ и родителям.

       Патриотическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Не для кого не секрет, что любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Ценности семейной жизни, приобретённые ребенком с первых лет, имеют исключительно важное значение в становлении его личности. Взаимоотношения в семье проецируются на отношениях в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа воспитателей по патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. В настоящее время эта работа особенно актуальна и особенно  трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности  порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.

      Педагогами совместно с родителями и воспитанниками старшей группы был разработан и реализован план работы на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках патриотического направления воспитания детей дошкольного возраста»

Цель нашей работы в данном направлении заключалась в создании условий для формирования у детей основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей посредством   включения родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей, мы выявили факт недостаточного включения родителей в деятельность по данному направлению. В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения, которые включали в себя создание родительских уголков с рубриками: Почтовый ящик «Вы нам писали», «Это интересно знать». Папок -передвижек «Мой мир- моя семья», фотомонтажи «Из жизни Непосед», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа защитник Отечества». В нашей группе было проведено родительское собрание «Я люблю тебя Россия».        Для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей потребовалось обогащение развивающей предметно-пространственной среды, созданной и педагогами, и родителями воспитанников. Свою работу по патриотическому воспитанию, мы начали с пополнения развивающей среды в группе. Дети, совместно с родителями, изготовили семейные гербы, родословные древа, принесли семейные фотоальбомы, где запечатлены родные и близкие из окружения ребенка.  Создали совместно с детьми альбом «Наша дружная детсадовская семья». Пополнили книжный фонд группы. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось познавательным, эмоционально насыщенным содержанием. Силами родителей  и детей были изготовлены макеты для игры в «Магазин тканей», «Кафе», «Дом». Родители принимали участие в создании картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, дети играют в эти игры с удовольствием, расширяют кругозор, учатся взаимодействовать, сопереживать и радоваться успеху. Предпочтение при организации работы отдавалось тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям и их родителям, органически вписываются в современный воспитательный процесс. Акцент во взаимодействии с родителями был поставлен на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Через совместные детско-родительские развлечения и посиделки, проживая с детьми любимые в народе обряды, народные праздники и традиции, мы старались воздействовать на эмоциональную сферу детей, чтобы оставить в их памяти глубокий след). Родители являются активными участниками спектаклей, постановок, утренников (оказывают спонсорскую помощь в виде приобретения атрибутов, костюмов). В группе были организованы и проведены мероприятия «Моя мама лучшая на свете», «Когда мы вместе это здорово», «Осенины», «Колядки», «Моя мама лучшая на свете» Традицией стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением родителей, которые заранее готовят угощение, приносят фотографии, стараются представить интересные факты из жизни семьи. Создается атмосфера общности интересов взрослых и детей. Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимают активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, шагают вместе с родителями и педагогами в одном строю Бессмертного полка. Была изготовлена книга «Никто не забыт, ничто не забыто».  Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Родители совместно с детьми участвуют в проводимых, как дошкольным учреждением, так и на уровне муниципалитета, региона, во всероссийских и международных творческих конкурсах, получая за это грамоты и сертификаты. Самые активные родители, дети получают грамоты и благодарственные письма от УО и Администрации города.          Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводятся выставки «Что нам осень подарила», «Вместе с бабушкой любимой», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка моей семьи», «Новогоднее оформление групп», «Снежный городок». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами.

       Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата. Воспитание у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада.  Родители приняли участие в акциях «Рябинки Победы», приуроченной к 9 мая, «Лучшая клумба». Родители совместно с детьми вырастили рассаду цветов, а затем принесли и высадили на клумбе. В течение лета дети с педагогами ухаживали за растениями. «Накорми птиц зимой», «Помоги животным». Воспитанники совместно с членами своих семей приносили корм для животных питомника, дети и родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свое неравнодушие. Совместно с родителями были подготовлены конференции для детей, на которых дети выступали с небольшими докладами (готовили с родителями дома) «День защиты животных», как результат дети создали свою Красную книгу. «С Днем рождения любимый город» Создан альбом по достопримечательностям города. Работа по патриотическому воспитанию включила в  себя традиционное посещение краеведческого музея, музея изобразительного искусства Дальнего Востока и Сибири, так как это одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним и, кроме этого, является неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности (знакомство с бытом русского народа, рассматривание иллюстраций художников к русским народным сказкам, былинам, проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов).  Это натолкнуло на мысль создать в саду мини музей. Содержанием выставки в мини-музее «Русская изба», организованном родителями и педагогами в детском саду, стали произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей. Окружение ребёнка предметами национального характера помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Работа по патриотическому воспитанию педагогами нашей группы осуществляется постоянно во всех видах деятельности.  Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника группы, чтобы посеяла и взрастила в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание"

Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к своей родине!...

Статья "Патриотическое воспитание в ДОУ"

В статье отражен опыт создания музеев в ДОУ, связанных с патриотическим воспитание детей....

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Статья " Патриотическое воспитание в семье и в детском саду"

В статье представлен материал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Статья "Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте".

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожал...

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....