Блокада Ленинграда.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ибетова Резиля Ильдаровна

Блокада Ленинграда. 

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города – блокаде; сформировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. Развивающие: Закрепить навыки речевой деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, блокада, фашисты, бомбоубежище. Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родной стране, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_blokadu_leningrada_podg.gr_.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «День Ленинградской победы»

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города – блокаде; сформировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. 

Развивающие: Закрепить навыки речевой деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, блокада, фашисты, бомбоубежище. 

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родной стране, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. 

Ход занятия

1.Мотивационно-побудительный этап.

   Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего настроения.

Игра-приветствие «Собрались все дети в круг».

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся!

   

Воспитатель: Прошу вас присесть на стульчики.

Дидактическое упражнение «Какими бывают слова»

   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало? Нас окружает огромное множество слов.

  Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». 

   (Конфеты, сахар, клубника, шоколад).

  А теперь вспомните и назовите «веселые слова». 

   (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка).

  Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать?

   (Слезы, болезнь, укол, расставание).

А назовите страшные слова…

   ДА, есть слово страшное — это слово «война».

   Почему же слово «война» такое страшное?

  1. Организационный этап.

   Воспитатель: Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики.

   Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну.

   Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины.

   Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война. 

   Почему её так называют? Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.

   27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день 75 лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко – фашисткой блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.

   Фашисты очень хотели захватить этот город и пройти по его улицам. И враг окружил его со всех сторон.

   В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо блокады, длинной в 900 дней и ночей. Казалось, ещё чуть-чуть и враг войдет в город.

Блокада…. Как далеко это слово от наших мирных светлых дней.

   Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?

   Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Тишину неожиданно разрывал вой серены, летящие с неба бомбы. Опустели целые кварталы и трамваи стояли на путях.

   В кольце блокады оказалось много жителей этого города. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети.

   Женщины так же шли на фронт. Что делали женщины на войне? 

Давайте представим, что мы с вами в том далеком 1941 году. Девочки-медсестры, мальчики-солдаты раненые. Задача девочек-медсестёр как можно быстрее наложить повязку мальчикам-солдатам.

Игра «Перевяжи раненого»

   Участвуют восемь детей: четыре девочки – “санитарки” и четыре  мальчика – “раненые бойцы”. Девочки перевязывают мальчикам руки. Побеждает девочка, первой наложившая повязку.

   Воспитатель: Город жил напряжённой жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно – где же дома, города? Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб.

Многие люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

  Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба – 125 грамм (показать детям кусок хлеба) выдавали жителю блокадного Ленинграда по карточке, которая была дороже денег, картин, шедевров искусства. При утере карточки люди не имели возможности получить даже такой кусочек хлеба.

И это была вся еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. (пройти и предложить каждому ребёнку кусочек хлеба). Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? 

Людям не хватало еды. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

  «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

  По Ладожскому озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни».

Ребята, я предлагаю вам по очереди пройти по Ладожскому озеру по льдинкам.

Физкультминутка

   «Перейди на другой берег» (дети переходят с берега на берег по воображаемым льдинкам – листам бумаги).

Воспитатель: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. И 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города – героя».

  1. Итоговый этап и рефлексия.

   Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, кто напал на нашу страну и захватил город Ленинград?

   Дети: Фашисты.

   Воспитатель: Сколько дней длилась блокада?

   Дети: 900 дней и ночей.

   Воспитатель: Молодцы! В какой день 75 лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко-фашисткой блокады?

   Дети: 27 января.

  Воспитатель: А кто помнит, как сейчас называется город, который во время Великой Отечественной Войны назывался Ленинград?

  Дети: Санкт-Петербург.

  Молодцы, ребята. Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда  – ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

  И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.

После занятия предложить детям рассмотреть плакат «БЛОКАДА» - секция 16.

 

        

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...

Сценарий мероприятия ко дню снятия блокады Ленинграда "Блокада Ленинграда"

Сценарий мероприятия для ознакомления детей, старшего дошкольного возраста, с днем снятия блокады Ленинграда. Презентация с видеофайлами....