"Как научить детей общаться"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Запреты и поучения часто вызывают у детей негативную реакцию и желание действовать наоборот.

Только действуя по собственному желанию, ребенок изменяется быстрее всего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     «Как учить детей общаться»

       Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд-это уже общение. В самом деле, что может быть проще, чем улыбнуться в ответ на ласковый взгляд- рождается основа всех положительных чувств маленького человека. Не следует преуменьшать роль тех свойств и качеств, которые  появляются и проявляются в младенчестве. Именно тогда у ребенка рождается чувство доверия к окружающим, способность видеть в людях союзников, глядеть на мир широко, доверчиво раскрытыми глазами. Если это происходит, можно считать, что в душе еще одного человека поселились добро и радость.  

    По мере взросления малыш обретает способность не просто эмоционально откликаться на окружающее, но и все активнее выражать свои потребности и желания. Сначала ему достаточно для этого  только указательных жестов и звукоподражаний,  на которые с готовностью откликаются окружающие его взрослые. Любой ребенок сталкивается в своей жизни не только с положительными, но и отрицательными переживаниями. По сути, любое «нельзя»  является потенциальным источником неудовлетворения потребности. Неудовлетворенное желание рождает напряженность, тревожность, неуверенность. В результате появляется недоверие к окружающему. Для снижения тревоги и укрепления чувства защищенности требуется контроль над происходящим. У ребенка появляется симпатии к определенным людям. Ребенок симпатизирует тем, кто хорошо понимает его потребности, кто способен  удовлетворить их  лучшим образом. В самом факте  избирательного отношения к окружающим нет ничего предосудительного. Детство- это замечательная и безмятежная пора в жизни человека, но это еще и период роста и развития- очень напряженное время. Лишь в детстве ребенок защищен от несправедливости и жестокости внешнего мира. Для нас важно, что каждый ребенок  прибегает к защитным действиям и это нормальна адаптивная  реакция. Беда в том, что не всегда подобные действия оказываются понятными для окружающих. Известно, что дети с проблемами в развитии склонны преувеличивать степень несправедливости окружающего мира по отношению к себе.

     Но несмотря на сходство условий жизни, найти хотя бы двух сколько-нибудь похожих  детей очень непросто. Очевидно, что  результат воздействия названных обстоятельств на развитие ребенка зависит от его собственной  активности, создающих индивидуальность. Именно  в индивидуальных способностях личности ребенка и скрыты многие из причин, препятствующие налаживанию контактов с окружающими. В дошкольном возрасте происходит формирование системы соподчинения мотивов. Это обстоятельство превращает малыша из существа ситуативного в субъекта, обладающего внутренней цельностью и организованностью.

     Важное  место в процессе специфически человеческого опосредования мотивов поведения занимает речь. Она выполняет функции планирования , внутренней организации  и регуляции деятельности. Язык выступает в качестве  средства, инструмента речи и общения. При усвоении языка структура речевой способности складывается у ребенка без специального обучения, естественным путем, как бы «сама собой». Это не значит, что обучение при этом вообще не имеет места. Имеется в виду, что в данном случае обучение не носит того специально организованного, целенаправленного характера.

    Исследования свидетельствуют о том, что в онтогенезе общение как самостоятельный вид деятельности имеет место в зрелом и старческом возрасте, у детей  же преобладает общение- взаимодействие, выделяется даже особый тип общения- детский. Есть мнение, что детский тип общения характеризуется деятельностью, происходящей из « предметно- практической содержательности». Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, соответствующий его особенностям стиль деятельности и общения, используя  положительные стороны его индивидуальности.

   Одной из врожденных, или психодинамических, черт является импульсивность, она связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи прежде, чем начать ее решать. Импульсивные дети сразу же начинают действовать, отвечать, часто даже не дослушав инструкцию, не давая себе времени сориентироваться в обстановке. Противоположным качеством выступает рефлексивность, которая выражается в том, что ребенок делает паузу, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации, и только после этого начинает что-то делать.

    Важную роль играет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения с одного вида деятельности на другой, переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество-ригидность- связано с невозможностью такого быстрого переключения, с фиксацией  на каком-то настроении или действии.

    Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным для каждого человека, во многом определят его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором  формируется  структура  личности.

     Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, безразличными матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Очень скоро становиться заметной разница между ребенком, с которым «занимаются», и тем который растет без особой заботы со стороны родителей о его, в данном случае речевом, развитии. Действительно, ребенок черпает  необходимую информацию из окружающей его языковой среды. Наиболее  типичные  проявления этих недостатков в репликах детей знакомы всем:

- Ну и что же, что так нельзя делать?!                                                                                                                                                                                                  - А мне хочется!                                                                                                                                                                                                                                                 - Купи, купи!                                                                                                                                                                                                                                        - Сам (а) такой(ая)!                                                                                                                                                                                                                        - Нет, я все равно буду!                                                                                                                                                                                                                             Недостатки речевой коммуникации придают высказываниям детей негативно-личностную окраску. В опыте общения детей прослеживается нехватка позитивных образцов коммуникативных действий. Спросишь ребенка, нагрубившего сверстнику, как он оценивает свои слова, все дети в такой ситуации оценивают их как плохие, недопустимые, обещают «больше так не делать».  Из опыта работы мы знаем, что запреты и поучения часто вызывают у детей негативную реакцию и желание действовать наоборот. Только действуя по собственному желанию, ребенок изменяется быстрее всего. Поэтому педагоги  предлагают моделировать ситуацию общения и предоставить возможность ребенку действовать в ней, самому предлагать решения, реализовывать их и оценивать.      

   Первый явно выраженный интерес к сверстникам дети начинают проявлять уже в раннем возрасте.  Начиная с этого  времени у них уже можно воспитывать полезные формы группового поведения, обучать необходимым коммуникативным умениям и навыкам.  В старших и подготовительных группах можно и нужно обучать детей гибкости в общении с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом. Этот возраст вполне подходит и для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми.  В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном  взаимодействии и в то же время уважать интересы других.

          Используемая литература:

   Бойков  Д.И.; Бойкова С.В.  «Как учить детей общаться»

   Бойков  Д.И.; Бойкова С.В.  «Учимся дружить» -развиваем навыки коммуникации.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "как научить детей общаться"

Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...

Как научить детей общаться

Полезные советы для родителей...

Как научить детей общаться.

Приёмы обучения  детей речевым формам общения....

Памятка дя родителей на тему "Как научить детей общаться"

Памятка для родителей на тему "Как научить ребенка общаться"...