Доклад «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Тимергалина Ирина Александровна

 «Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки». И это воспоминание согреет ему душу! (В. Сухомлинский.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение     «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

       

Доклад «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

 

Воспитатель: И.А. Тимергалина

Излучинск, 2022 год

 «Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки». И это воспоминание согреет ему душу! (В. Сухомлинский.)

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Нравственное сознание -  это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, которые регулируют  взаимоотношения людей, их поведение. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения. Именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания и личности.  Интересным направлением в духовно-нравственном воспитании является использование фольклора, малые формы литературных произведений. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, пословиц, народных сказок. Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора, слыша из уст мамы колыбельные «Баю - баюшки, баю», пестушки «Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки «Сорока – сорока», прибаутки «Маша - радость наша», «Расти коса до пояса», дразнилки «Дождик – дождик пуще».  Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Правильно подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.  Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

 Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое    ребенок познает сердцем свой народ. Детям очень нравится театр кукол, сказки на ширмах в разных видах театральной деятельности. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво. 

 В ходе работы с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является приём инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах - балалайке, дудочке, гармошке и т.д.

Работа с родителями

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, огромное внимание нами уделялось и работе с родителями. Для совместной работы с родителями по этой теме использовано:

1.Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим» «Советуем почитать»);

2. Информационно - аналитическая (оформление папки-передвижки);

3. Познавательная – беседы о значимости потешек в развитии ребенка, участие родителей вместе с детьми в конкурсах и мероприятиях.

4. Фиксирование в альбоме  «Лучшие друзья фольклорных произведений»

В результате приобщения малышей к фольклору убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

Методическая разработка "Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...