Нежность и забота (Музыкальный образ матери)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бортникова Татьяна михайловна

Цель этого занятия - воспитание у детей  любви, уважения и признательности своим мамам через такие  произведения искусства как: музыка, поэзия, живопись. На основе услышанных произведений у детей формируется музыкальная культура,  умение сравнивать пьесы с похожим характером,  умение различать настроение  в произведениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_obraz_materi.docx921.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «Нежность и забота»

(Музыкальный образ матери)

Цель: Воспитание у детей чувства любви, уважения и признательности к своим мамам через произведения искусства (музыка, живопись, поэзия) 

Задачи: 

1.Формировать музыкальную культуру на основе слушания музыкальных произведений  "Мама" П. И. Чайковского,  "Материнские ласки" А. Т. Гречанинова; 

2. Закреплять представления детей об инструментальной музыке;

3. Развивать у детей певческие навыки: умение петь лёгким звуком, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, эмоционально передавать характер песни; 

4. Способствовать развитию умения передавать в движении эмоционально-образное содержание музыки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с музыкальным руководителем, исполняют песню - приветствие (настраиваются на занятие)

Песня - приветствие  «Начнём сейчас занятие» муз. Е. Железновой

( Дети садятся на палас)

Музыкальный руководитель: Сегодня я хотела с вами поговорить о ваших мамах. Мама - самый любимый, дорогой и близкий человек для каждого из нас. С мамой связано всё самое доброе, светлое и тёплое. Кто может подарить ребёнку мир и покой? Конечно, мама!  И совсем скоро, в последнее воскресенье ноября наша страна будет отмечать красивый и нежный праздник – День матери. 

На экране появляется изображение

Музыкальный руководитель: Кого вы видите на экране? (художника).

Что художник делает? (рисует, пишет картину) 

Вам хотелось бы узнать,  что он изображает на своей картине?

(Показываю слайд)

Этот художник рисует маму. Он красками, своим рисунком передаёт образ мамы.

Поэты, композиторы, скульпторы и художники всех времён и народов воспевали женщину-мать, безграничную силу её материнской любви. Давайте посмотрим работы художников.  (Показываю слайды «Портреты матери»). Вы обратили внимание на глаза мам? Какие они?  (Добрые,  взгляд ласковый). Так передают образ мамы художники.

А вот музыкант, композитор, как может передать образ матери? Чем? (Звуками, музыкой.)

-2-

Сегодня мы послушаем два музыкальных произведения. Первое написал композитор П.И. Чайковский.  (Портрет композитора с мамой). Он посвятил его своей маме и  так и назвал его: «Мама»  (Слушают)

-Какой характер у этой музыки? (спокойный, ласковый, нежный.)

Да, музыка передаёт ласковое, спокойное, нежное настроение мамы.

Как вы думаете, какие чувства испытывал композитор к своей маме?

Дети: Композитор любил свою маму, относился к ней с нежностью.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы послушаем ещё раз это произведение,  и вы мне ответьте,  всегда ли музыка оставалась спокойной или менялось настроение?   (Ответы детей)

Да, сначала музыка была спокойная, тихая, плавная, потом мы услышали в музыке какое-то беспокойство, как-будто мама озабоченно вздыхает. Эта мелодия звучит громче.  Тревога,  беспокойство  слышны в мелодии. В конце музыка начинает светлеть и звучит как в начале – ласково и задумчиво.  Мама снова улыбнулась  и приласкала своего ребёнка.

Я заметила, что когда вы слушали музыку, у вас менялось выражение лица. На лице у вас сначала была светлая улыбка, потому что музыка была светлая, нежная. А когда музыка передавала грусть и волнение, то выражение  лица менялось. Какое выражение лица у вас было, покажите! (дети изображают мимикой грусть, огорчение). Мама любит своего ребёнка и простила ему все шалости, улыбнулась и приласкала дитя. Покажите, как изменилось выражение маминого лица? (дети выполняют мимический этюд "Передай настроение"). Как же ребёнку приятно находиться в маминых объятиях! 

(Показываю слайд «Мама обнимает ребёнка»)

А сейчас мы послушаем ещё одно музыкальное произведение о маме, написал его композитор А. Т. Гречанинов (Показываю слайд «Портрет композитора») Называется эта пьеса «Материнские ласки». (Слушают). Скажите,  эта пьеса звучит по-разному или в ней преобладает одно настроение? Меняется ли характер музыки? (музыка звучит плавно, нежно, ласково, красиво.) Настроение в этой пьесе не меняется.  Называется это произведение  "Материнские ласки",  а что такое ласки?  Это проявлять нежность, любовь, ласково, нежно прикасаться, гладить. Скажите, эти два произведения чем-то похожи, или нет? (Музыка звучит плавно, нежно, ласково, красиво). В них выражено чувство нежности, материнской любви.  Но настроение в пьесе «Мама» меняется, а в «Материнских ласках» всегда звучит ласково и нежно. (Слайд)

Материнская любовь наполняет мир светом и любовью. Мать даёт жизнь своему ребёнку, защищает и охраняет его, отдаёт ему свою бесконечную любовь и нежность.

Оба произведения были исполнены на фортепиано. Если музыка исполняется только на музыкальном инструменте, без голоса, значит это инструментальная музыка. Мы сегодня послушали с вами две

-3-

пьесы. Первая - «Мама», и вторая – «Материнские ласки». Эти пьесы исполнялись только на музыкальном инструменте, без голоса, значит, как мы их назовём? (Инструментальные)

 Музыкальный руководитель: Во все времена не только композиторы и художники посвящают мамам свои произведения, но и поэты пишут стихи.  Послушаем, как дети прочитают нам о мамах стихи.

1реб.  Уже за окошком темнеет,
          И вечер зевнул на ходу.

           Из детского сада спешу я скорее,
          Я к маме любимой иду!

2 реб. Улыбнётся мамочка
          И светлей вокруг,
          Потому что мамочка -
          Самый лучший друг!
3реб. Был день и весёлым и грустным,
         Так много случается днём,
         И мамочке очень и очень мне нужно
         Скорей рассказать обо всем.

4реб. Всё мама моя понимает,
         С ней даже беда не беда.
         А если, бывает, меня поругает,
         Так это за дело всегда.
5реб. Совсем за окошком стемнело,
         Но мы не включаем огня,
         Вот мамочка рядом тихонько присела
         И слушает только меня!
(Михаил Садовский)

А сейчас нам Вика К. прочитает стихотворение о маме:

Ничего нет на свете чудесней

И сильней материнской любви

С чем сравнить её? Может быть с песней,

Что поют на заре соловьи?

Доброты материнской прекрасной

Ничего удивительней нет,

Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,

Добротой материнской согрет!

Музыкальный руководитель:  Любовь к маме живёт в сердце каждого человека. Я знаю, что вы любите своих мам, и сейчас вы будете передавать сердечко друг другу по кругу и пропевать такие слова: «Мама, милая моя», вкладывая в них всю свою любовь к маме.  (Распевание)   Свою любовь мы постараемся выразить и  в красивой песне.  Но вначале вспомним правило пения. Какими голосами мы поём? Правильно, средними и высокими. А низким? Не поём. Постарайтесь спеть так, чтобы ваши голоса были нежными и светлыми, но при этом звонкими. (Дети исполняют  песню И. Пономарёвой «Ах, какая мама»).

-4-

Музыкальный руководитель:  Маму нужно не только любить, но и чаще говорить ей добрые слова, уважать и помогать. Как вы помогаете маме, вы сейчас покажете в своём танце.

  Танец "Мамопомогалочка»

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы  слушали музыкальные произведения, которые передавали нам образ мамы, рассказывали стихи о мамах, рассматривали портреты мам, которые написали художники. И я вам хочу предложить тоже побыть художниками и нарисовать портрет своей мамы и подарить ей на праздник.  (Раздаю трафареты). Портрет мамы вы нарисуете в группе.

На этом наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами говорили? Что вам особенно запомнилось? Что вам понравилось на занятии?

 (Дети прощаются и выходят)

C:\Users\User\Searches\Music\Desktop\Фото с телефона\IMG-20231117-WA0088.jpg                     C:\Users\User\Searches\Music\Desktop\Фото с телефона\IMG-20231117-WA0092.jpg

                                         

                                         

C:\Users\User\Searches\Music\Desktop\Фото с телефона\IMG-20231117-WA0110.jpg                       C:\Users\User\Searches\Music\Desktop\Фото с телефона\IMG-20231117-WA0090.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовная близость образа Богородицы и образа матери.

                              Конспект открытого познавательного занятия в старшей группе...

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий мероприятия ко дню матери «Образ матери в годы Великой Отечественной войны»

Сценарий ко дню матери "Образ матери в годы Великой Отечественной войны" посвященный к 75 летию Великой отечественной войны...

Отчет о проведении мероприятия, посвященного Дню Матери «Образ матери в годы Великой Отечественной войны»

Отчёт о проведении мероприятия, посвященное Дню Матери, к 75 - летию Великой Отечественной войны...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...