"Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Знаменская Надежда Евгеньевна

Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Знаменская Надежда Евгеньевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида

Калининский район Санкт-Петербурга

 

     Воображение — это жизненно важный аспект развития ребенка, играющий решающую роль в формировании его творческих способностей и навыков решения проблем. Игрушки играют важную роль в стимулировании воображения ребенка, позволяя ему исследовать новые идеи, экспериментировать с различными сценариями и развивать свои творческие способности. Как известно, Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка.  Игрушки — важнейший инструмент для стимулирования воображения и творчества ребенка. Они дают детям возможность экспериментировать, исследовать и взаимодействовать с миром новыми и захватывающими способами. Игрушка - предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. 

В настоящее время игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетно образные, дидактические, музыкальные, спортивные, технические, строительные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки. Они радуют, развлекают дошкольника, постепенно знакомят его с назначением предметов, предметными действиями, дают знания об окружающем мире, материалах и формах. Сначала дошкольник выполняет с ними примитивные манипуляции. Взрослея, ребенок от манипуляций с игрушками и предметами переходит на новый уровень – уровень сюжетно-ролевой игры, которая возникает из противоречия между желанием ребенка выполнять действия, как взрослые, и его возможностями. Именно в этот момент на помощь приходят игрушка, позволяющая в воображаемой ситуации выполнять действия, присущие взрослым (готовить пищу, водить автомобиль, ходить на работу и так далее), тем самым сокращая психологическую дистанцию между желанием ребенка быть похожим на взрослого и его возможностями.

Существует ряд педагогических требований, выдвигаемых к игровой продукции. Требования утверждают, что игрушка должна приносить пользу дошкольнику: удовлетворять потребности ребенка в игре, пробуждать добрые чувства, развивать чувство прекрасного, создавать возможность сотрудничества между детьми и включение в сюжетную игру, а также развивать творческие способности, воображение.

В процессе игры игрушка выполняет не только информативную (является источником сведений о предметах окружающего мира), функциональную (позволяет знакомиться с назначением предметов и действиями с ними), культурологическую (знакомит с традициями, особенностями народа), эмоциональную (знакомит с чувствами, эмоциями) функции, но и не менее важные функции, соответствующие вышеизложенным педагогическим требованиям. Такими являются: креативная (активизирует творческую деятельность) и функция формирование воображения. Последняя функция выполняется за счет того, что игрушка не полностью отображает конкретный предмет, позволяя тем самым дошкольнику фантазировать, домысливать образ игрушки, увеличивать объем действий с ней.

    Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна:

– отвечать потребностям ребенка;

– помогать выполнить игровой замысел;

– делать игру − замысел более реальным.

Игрушка вредна, если она:

– провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

– вызывает страх или тревогу;

– имеет грубый натурализм;

– унижает человеческое достоинство;

– вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

– искажает восприятие окружающей действительности.

В данное время разработана классификация игрушек, в которой учитываются не только тема, но и различные характеристики. Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д.

Моторно – спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение – способствовать развитию сюжетной игры ребенка.

Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.

Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.

Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.  

Определив роль игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, игрушка – это важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Игрушка оказывает позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление, только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Данные методики помогают привлекать детей к созданию игровых уголков, формировать желание творчески действовать с игрушками, углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного применения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками. Применяя эти методики, воспитатель сможет добиться ожидаемого результата от детей. 

Список литературы

1.Савочкина, А. А. Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста / А. А. Савочкина, И. В. Кошкина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 10 мая 2019 года / Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. – С. 365-368.

2. Стругова, Н. С. Игрушка, как средство гармоничного развития дошкольников с нарушением зрения / Н. С. Стругова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 12 декабря 2020 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2020. – С. 407-412.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Знаменская Надежда Евгеньевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида

Калининский район Санкт-Петербурга

     Воображение — это жизненно важный аспект развития ребенка, играющий решающую роль в формировании его творческих способностей и навыков решения проблем. Игрушки играют важную роль в стимулировании воображения ребенка, позволяя ему исследовать новые идеи, экспериментировать с различными сценариями и развивать свои творческие способности. Как известно, Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка.  Игрушки — важнейший инструмент для стимулирования воображения и творчества ребенка. Они дают детям возможность экспериментировать, исследовать и взаимодействовать с миром новыми и захватывающими способами. Игрушка - предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. 

В настоящее время игрушки как средство развития отличаются большим разнообразием: сюжетно образные, дидактические, музыкальные, спортивные, технические, строительные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки. Они радуют, развлекают дошкольника, постепенно знакомят его с назначением предметов, предметными действиями, дают знания об окружающем мире, материалах и формах. Сначала дошкольник выполняет с ними примитивные манипуляции. Взрослея, ребенок от манипуляций с игрушками и предметами переходит на новый уровень – уровень сюжетно-ролевой игры, которая возникает из противоречия между желанием ребенка выполнять действия, как взрослые, и его возможностями. Именно в этот момент на помощь приходят игрушка, позволяющая в воображаемой ситуации выполнять действия, присущие взрослым (готовить пищу, водить автомобиль, ходить на работу и так далее), тем самым сокращая психологическую дистанцию между желанием ребенка быть похожим на взрослого и его возможностями.

Существует ряд педагогических требований, выдвигаемых к игровой продукции. Требования утверждают, что игрушка должна приносить пользу дошкольнику: удовлетворять потребности ребенка в игре, пробуждать добрые чувства, развивать чувство прекрасного, создавать возможность сотрудничества между детьми и включение в сюжетную игру, а также развивать творческие способности, воображение.

В процессе игры игрушка выполняет не только информативную (является источником сведений о предметах окружающего мира), функциональную (позволяет знакомиться с назначением предметов и действиями с ними), культурологическую (знакомит с традициями, особенностями народа), эмоциональную (знакомит с чувствами, эмоциями) функции, но и не менее важные функции, соответствующие вышеизложенным педагогическим требованиям. Такими являются: креативная (активизирует творческую деятельность) и функция формирование воображения. Последняя функция выполняется за счет того, что игрушка не полностью отображает конкретный предмет, позволяя тем самым дошкольнику фантазировать, домысливать образ игрушки, увеличивать объем действий с ней.

    Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Правильная игрушка должна:

– отвечать потребностям ребенка;

– помогать выполнить игровой замысел;

– делать игру − замысел более реальным.

Игрушка вредна, если она:

– провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

– вызывает страх или тревогу;

– имеет грубый натурализм;

– унижает человеческое достоинство;

– вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

– искажает восприятие окружающей действительности.

В данное время разработана классификация игрушек, в которой учитываются не только тема, но и различные характеристики. Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д.

Моторно – спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение – способствовать развитию сюжетной игры ребенка.

Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.

Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.

Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.  

Определив роль игрушки в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, игрушка – это важнейшее средство психического развития, а также развития творческого воображения дошкольников. Игрушка оказывает позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление, только в том случае, если игрушка подобрана правильно. Данные методики помогают привлекать детей к созданию игровых уголков, формировать желание творчески действовать с игрушками, углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного применения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками. Применяя эти методики, воспитатель сможет добиться ожидаемого результата от детей. 

Список литературы

1.Савочкина, А. А. Игрушка как средство развития воображения детей дошкольного возраста / А. А. Савочкина, И. В. Кошкина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 10 мая 2019 года / Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. – С. 365-368.

2. Стругова, Н. С. Игрушка, как средство гармоничного развития дошкольников с нарушением зрения / Н. С. Стругова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 12 декабря 2020 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2020. – С. 407-412.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...